В. Елисеев. ПРАВОСЛАВНЫЙ ПУТЬ КО СПАСЕНИЮ И ВОСТОЧНЫЕ УЧЕНИЯ

- Оглавление -


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  1. В данном очерке мы старались ограничить свое внимание лишь:

    1. рассмотрением характера источников оккультизма и восточных мистических учений,

    2. тех влияний, которые эти учения оказывают на людей, знакомящихся с их содержанием и практикующих их методы.

    Само содержание учений было представлено минимально, с тем, чтобы невольно не внедрять пагубные помыслы в души идеями этих учений. О губительных для души последствиях только обращения внимания к ним, не говоря уже о чтении противной Христову учению литературы (даже незаинтересованному, даже с критических позиций) сообщают многие Святые Отцы.

    Святитель Игнатий Брянчанинов: "Все явления бесов обладают общим свойством – даже малейшее внимание, обращенное на них, уже опасно; от одной только внимательности, допущенной даже без всякой симпатии к явлению, человек может быть захвачен самым вредным впечатлением и подвергнуться серьезному искушению" (4, с.49-50).

    "Растление ума всегда сопряжено с растлением прочих духовных свойств: почему растление ума и растление духа имеют тождественное значение по своему последствию. Принятием лжеучения или ложных мыслей о Боге, искажением откровенного Богом догматического и нравственного учения при посредстве лжеучения совершается растление духа человеческого, и человек соделывается сыном диавола (Ин. 8, 44); но и собеседованием и смешением с помыслами, принадлежащими области сатанинской, без усвоения их себе, созерцанием мыслей и мечтаний, приносимых демонами, повреждается душевное око. Зрительная сила его утрачивает в некоторой степени, сообразно степени общения с сатаною, свою правильность и чистоту. Преподобный Исихий Иерусалимский говорит: "как мы вредим себе, смотря на вредное чувственными глазами; так вредим себе, смотря на вредное умом" (Слово о трезвении). ... – Некоторый инок, во время своей мирской жизни, не зная, какие благоразумие и осмотрительность должны быть наблюдаемы при подвержении души впечатлениям, остающимся жить в ней, прочитал из пустого любопытства некоторые сочинения, составленные против христианской веры. Когда он поступил в монастырь и возложил на себя разумный иноческий подвиг, полученные впечатления начали обнаруживать свое присутствие в душе помыслами сомнения, недоумений, хулы, доказывая тем, что душевное око засорилось общением с мыслями из области сатаны" (5, т.5, с.362-363).

    Преподобный Макарий Великий: "Должно хранить душу и всячески блюсти, чтобы она не приобщалась с скверными и злыми помыслами. Как тело, совокупляющееся с другим телом, заражается нечистотой: так растлевается и душа, сочетаваясь с скверными и злыми помыслами, и согласуясь с ними за-одно... Знай, что в тайне души содевается растление и блуждение действием непотребных помыслов" (19, с.577).

    Святитель Игнатий Брянчанинов: "...Все, что ни сделаем вне евангельского учения и законоположения, непременно производит на нас вредное впечатление. Каждое дело, слово и помышление, как благое, так и злое, непременно кладет на нас соответствующую себе печать. Надо это знать и знать" (5, т.5, с.365).

    Православие оценивает человеческое состояние как ненормальное и болезненное (падшее), предлагая для исцеления покаяние . Оккультизм же считает состояние человека нормальным, не нуждающимся в исцелении, и вполне подходящим для развития божественных качеств и сверх-естественных сил. Таким образом, с точки зрения "технологии" спасения, принципиальное отличие православного пути от всех прочих – наличие в нем покаяния .

  2. Источником оккультных и восточных учений было общение их основателей с невидимым миром. Однако, проникновение в невидимый мир ими осуществлялось:

    1. незаконным путем, в обход тех запретов, которые положил нам Господь (из-за нарушения Воли Божией такое проникновение могло привести лишь к общению с падшими духами, чья цель – погубить человечество, а склонность – творить одно только зло);

    2. с умом и сердцем, не очищенными покаянием, что делает их инструментами, дающими неправильные показания относительно невидимого мира, неспособными распознать источник такого познания;

    3. в) без учета тысячелетнего аскетического опыта православных подвижников, которые показали, что стремление к спасению неизбежно сталкивает человека с демонами, и лишь упорная и длительная борьба с их влияниями может удостоить общения с вестниками Божиими – Ангелами (этот порядок является законом духовного мира для нас, грешных людей, и нам его являет Сам Спаситель своим сорокадневным постом в пустыне, когда сначала сатана искушал Его, и лишь вслед за этим, после преодоления искушений, Ангелы стали служить Ему (Мф. 4, 11); та же последовательность обнаруживается и в житиях православных подвижников (5, т.3, с.52-53).

    Таким образом, неправославные, прорываясь в невидимый мир, неизбежно должны были столкнуться сначала с демонами; но так как они не распознавали их, то, конечно же, Ангелы оставались для них недоступны. Следовательно, получаемые ими учения заведомо ложны, ибо происходят от демонов – служителей отца лжи.

  3. Следствием знакомства с оккультными и восточными учениями является подпадание под власть падших духов, преждевременное и часто необратимое развитие чувственного общения с невидимым миром, неизбежно ограниченное лишь областью падших духов (что делает его неполноценным и ложным), способное навсегда заградить путь к подлинному спасению души, повергая человека под власть сатаны.

  4. Запутанный, сложный и объемный характер оккультных учений препятствует возможности охватить их целиком, одним умственным взором, что делает содержательную критику их идей крайне затруднительной. Кроме того, для знакомства с этими идеями требуется значительное время, которое может оказаться достаточным для "отравления" влияниями из мира падших духов, всеваемыми через эти идеи. Поэтому, следуя словам Спасителя "по плодам их узнаете их" (Мф. 7, 16), при столкновении с некиим неизвестным духовным учением, следует, может быть, анализировать не столько само учение, сколько особенности личностей тех людей, которые несут его в мир – главным образом, личность основателя. Святой апостол Иоанн Богослов пишет: "Всякий, пребывающий в Нем (т.е. в Боге) не согрешает; всякий согрешающий не видел Его и не познал Его. Дети! да не обольщает вас никто....Кто делает грех, тот от диавола... Дети Божий и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего (1 Ин. 3, 6-10). Если мы обнаруживаем любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание (Гал. 5, 22-23), то это плоды Духа Святого. Не все то, что кажется с виду любовью, является таковой. Истинная любовь, по апостолу Павлу (1 Кор. 13, 4-8) "долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит". Там же, где мы обнаруживаем вражду, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, ненависть, бесчинства, блуд, нечистоту, прелюбодеяния, волшебство, идолослужение, там не может быть веяния Духа Святого – это плоды зла (Гал. 5, 19-21). Поэтому можно утверждать, что критерием того, говорит человек истину или ложь относительно вещей невидимых и духовных является не столько содержание его слов (оно может быть очень благонамеренным), сколько наличие или отсутствие на нем благодати Святого Духа. Об этом наличии мы и узнаем по делам его.. Впрочем, для опытных, возможно и непосредственное ощущение безблагодатности неправославных учений.

Итак, способность воспринимать, познавать и оценивать вещи и события духовного порядка прямо пропорциональна степени чистоты сердца и ума познающего. Последняя же – плод Духа Святого, который подается лишь покаянному и сокрушенному сердцу. И обратно – ложность учения пропорциональна греховности его основателя. Таков основной психологический вывод, к которому мы должны придти.

От греха избавляет покаяние, а его-то и нет в восточных и оккультных учениях. Значит, они ложны, при всей их кажущейся убедительности. Апостол Павел говорит: "И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией" (1 Кор. 2, 4-5) [  1  ].

Восточные и оккультные учения ставят благие цели, но дают негодные средства – в этом их недостаток и опасность. Да сохранит нас Господь от всякого обмана и соблазна! Аминь!

Примечания

[1 ] Одна буддийская монахиня европейского происхождения подвизалась в тибетском монастыре под руководством наставника, который мог читать ее мысли. Узнав о Иисусовой молитве и расценив ее как мантру, она решила попробовать ее. Здесь она обнаружила, что повторение Иисусовой молитвы делает ее мысли недоступными для наставника. Этот поразительный факт заставил ее покинуть Тибет и стать православной монахиней. История об этом рассказана православной англичанкой, лично знавшей эту монахиню.



К HАЧАЛУ
Библиотека
Просмотров: 1022
Категория: Библиотека » Критика


Другие новости по теме:

  • В. Елисеев. ПРАВОСЛАВНЫЙ ПУТЬ КО СПАСЕНИЮ И ВОСТОЧНЫЕ УЧЕНИЯ | Литература Бейли А. А. Посвящение человеческое и солнечное.Нью-Йорк,
  • В. Елисеев. ПРАВОСЛАВНЫЙ ПУТЬ КО СПАСЕНИЮ И ВОСТОЧНЫЕ УЧЕНИЯ | ЗАКОН ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ Подводя итог всему, что было
  • В. Елисеев. ПРАВОСЛАВНЫЙ ПУТЬ КО СПАСЕНИЮ И ВОСТОЧНЫЕ УЧЕНИЯ | ПРАВОСЛАВНАЯ ГНОСЕОЛОГИЯ И ПЛОДЫ НЕПРАВОСЛАВИЯ Подводя итог всему
  • В. Елисеев. ПРАВОСЛАВНЫЙ ПУТЬ КО СПАСЕНИЮ И ВОСТОЧНЫЕ УЧЕНИЯ | ТРИ ПОТОКА ОККУЛЬТНЫХ И МИСТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ Весь потокобрушившейся
  • В. Елисеев. ПРАВОСЛАВНЫЙ ПУТЬ КО СПАСЕНИЮ И ВОСТОЧНЫЕ УЧЕНИЯ | ЭТАП ЧУВСТВЕННОГО ВИДЕНИЯ НЕВИДИМОГО МИРА Как пишет святительИгнатий
  • В. Елисеев. ПРАВОСЛАВНЫЙ ПУТЬ КО СПАСЕНИЮ И ВОСТОЧНЫЕ УЧЕНИЯ | ЭТАП ДУХОВНОГО ВИДЕНИЯ Помимо хорошо всем известного чувственноговидения
  • В. Елисеев. ПРАВОСЛАВНЫЙ ПУТЬ КО СПАСЕНИЮ И ВОСТОЧНЫЕ УЧЕНИЯ | ВИДИМЫЙ И НЕВИДИМЫЙ МИР Ныне все мы 150
  • В. Елисеев. ПРАВОСЛАВНЫЙ ПУТЬ КО СПАСЕНИЮ И ВОСТОЧНЫЕ УЧЕНИЯ | По благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси
  • еп. Игнатий (Брянчанинов). СЛОВО О ЧУВСТВЕННОМ И О ДУХОВНОМ ВИДЕНИИ ДУХОВ | Введение Приступая к объяснению, по мере скуднейших понятий
  • еп. Игнатий (Брянчанинов). СЛОВО О ЧУВСТВЕННОМ И О ДУХОВНОМ ВИДЕНИИ ДУХОВ | 1. О ЧУВСТВЕННОМ ВИДЕНИИ ДУХОВ До падения человека
  • еп. Игнатий (Брянчанинов). СЛОВО О ЧУВСТВЕННОМ И О ДУХОВНОМ ВИДЕНИИ ДУХОВ | 2. О ДУХОВНОМ ВИДЕНИИ ДУХОВ Гораздо менее стеснительна
  • еп. Игнатий (Брянчанинов). СЛОВО О ЧУВСТВЕННОМ И О ДУХОВНОМ ВИДЕНИИ ДУХОВ | 3аключениe Призванные милосердием Божиим к иноческому жительству,употребим все
  • еп. Игнатий (Брянчанинов). СЛОВО О ЧУВСТВЕННОМ И О ДУХОВНОМ ВИДЕНИИ ДУХОВ | Примечания Случалось слышать и отвержение существования души Так
  • Г. В. Ф. Гегель. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА | ОГЛАВЛЕHИЕ C. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ, КОТОРАЯ ВИДИТ СЕБЯ РЕАЛЬНОЙ В
  • Г. В. Ф. Гегель. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА | ОГЛАВЛЕHИЕ VIII. АБСОЛЮТНОЕ ЗНАНИЕ 1. Простое содержание самости,
  • Г. В. Ф. Гегель. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА | ОГЛАВЛЕHИЕ C. РЕЛИГИЯ ОТКРОВЕНИЯ Через художественную религию дух
  • Г. В. Ф. Гегель. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА | ОГЛАВЛЕHИЕ B. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РЕЛИГИЯ Дух возвел свое формообразование,
  • Г. В. Ф. Гегель. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА | ОГЛАВЛЕHИЕ VII. РЕЛИГИЯ В рассмотренных до сих пор
  • Г. В. Ф. Гегель. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА | ОГЛАВЛЕHИЕ C. ДУХ, ОБЛАДАЮЩИЙ ДОСТОВЕРНОСТЬЮ СЕБЯ САМОГО. МОРАЛЬНОСТЬ
  • Г. В. Ф. Гегель. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА | ОГЛАВЛЕHИЕ II. ПРОСВЕЩЕНИЕ Специфический предмет, на который чистое
  • Г. В. Ф. Гегель. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА | ОГЛАВЛЕHИЕ B. ОТЧУЖДЕННЫЙ ОТ СЕБЯ ДУХ ОБРАЗОВАННОСТЬ Нравственная
  • Г. В. Ф. Гегель. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА | ОГЛАВЛЕHИЕ VI. ДУХ Разум есть дух, так как
  • Г. В. Ф. Гегель. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА | ОГЛАВЛЕHИЕ Приложение К.А.Сергеев, Я.А.Слинин ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА ГЕГЕЛЯ КАК
  • Г. В. Ф. Гегель. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА | ОГЛАВЛЕHИЕ B. ПРЕТВОРЕНИЕ РАЗУМНОГО САМОСОЗНАНИЯ В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ ИМ
  • Г. В. Ф. Гегель. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА | ОГЛАВЛЕHИЕ b. Наблюдение самосознания в его чистоте и
  • Г. В. Ф. Гегель. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА | ОГЛАВЛЕHИЕ C. АБСОЛЮТНЫЙ СУБЪЕКТ A. A. Разум B.
  • Г. В. Ф. Гегель. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА | ОГЛАВЛЕHИЕ В. САМОСОЗНАНИЕ IV. ИСТИНА ДОСТОВЕРНОСТИ СЕБЯ САМОГО
  • Г. В. Ф. Гегель. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА | ОГЛАВЛЕHИЕ III. СИЛА И РАССУДОК, ЯВЛЕНИЕ И СВЕРХЧУВСТВЕННЫЙ
  • Г. В. Ф. Гегель. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА | ОГЛАВЛЕHИЕ II. ВОСПРИЯТИЕ ИЛИ ВЕЩЬ И ИЛЛЮЗИЯ Непосредственная
  • Г. В. Ф. Гегель. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА | ОГЛАВЛЕHИЕ A. СОЗНАНИЕ I. ЧУВСТВЕННАЯ ДОСТОВЕРНОСТЬ ИЛИ ЭТО



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь