В заключение мы хотели бы указать на одну французскую
работу, в которой специально исследуются проблемы символа и
мифа у Плутарха. Это защищенная в Сорбонне в 1974 г.
диссертация Ивонн Верньер. Эту диссертацию мы не имели в
руках; да нам еще неизвестно, напечатана ли она целиком.
По-французски, однако, имеется опубликованный в виде статьи
автореферат
диссертации51.
Этот автореферат, в свою очередь, прореферирован в наших
советских
изданиях52,
откуда мы и почерпаем свои сведения о самой диссертации.
Насколько можно судить, диссертация Ивонн Верньер
представляет собой интересное и глубокое исследование, в
котором проводятся некоторые важные и близкие нашему
эстетическому анализу Плутарха идеи.
Прежде всего исследовательница не считает мифологию
Плутарха делом внешним и случайным. Мифология, как думает
этот автор, привлекается Плутархом сознательно и
закономерно для целей философского анализа. Это
совершенно правильная установка, которая еще остается
чуждой для весьма многих исследователей, привыкших находить
в мифах только пустое суеверие. И.Верньер занимается тремя
мифами у Плутарха о лице на диске Луны, о демоне
Сократа, о людях, поздно наказанных божеством. Как
известно, каждой из этих тем Плутарх посвящает по
специальному трактату.
И.Верньер доказывает, что здесь мы должны
констатировать у Плутарха ""парафилософскую теологию",
находящуюся на полдороге от школьной философии к
религиозному откровению". Насколько можно судить, такая
характеристика символической мифологии Плутарха исторически
достаточно правильна.
Отсюда И.Верньер делает вывод, что у Плутарха сочетание
в его трактатах научных данных, традиционного вымысла и
чистой фантазии образует
"особый литературный жанр, четко
отграничиваемый от "диалектической" (в античном смысле)
части "Моралий", которую он продолжает и иллюстрирует.
Плутарх надеется благодаря вымыслу и увлекательности
сделать общим достоянием серьезный и жизненно важный урок".
"Плутарх, переходя от рационального рассуждения к мифу,
применяет иную, но также действенную шкалу оценки
реальности, ощущая в себе и предполагая в читателе два
слоя, две стороны души: светлую сознательную и
темную "хтоническую". Плутарх с его здравомыслием,
умеренностью и эллинским патриотизмом еще не захвачен
восходящей в это время волной мистицизма. Однако в
рассмотренных мифах, созданных Плутархом в последние годы
жизни, мистические настроения эпохи сказываются, хотя
мистицизм Плутарха и остается, по словам И.Верньер, больше
"теоретическим"".
Вся эта характеристика символической мифологии Плутарха
представляется нам достаточно близкой к исторической
действительности и для истории античной эстетики весьма
небесполезной.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.