А. Ф. Лосев. ОЧЕРКИ АНТИЧНОГО СИМВОЛИЗМА И МИФОЛОГИИ

- Оглавление -


<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>


11. "ПИР" (УЧЕНИЕ О ВОСХОЖДЕНИИ)

Однако это только одна и притом первоначальная модификация знания. Знание, объединившееся с бытием, как знание переходит, так сказать, на другую диалектическую ступень. Пока мы трактовали знание как таковое, нам не нужно было входить в детали его внутренней структуры. Но теперь берется знание не одно, не само по себе. Оно берется вместе с бытием и отражает на себе стихию бытия. Оно полагается, утверждается как бытие и, следовательно, начинает нести на себе всю бытийственную раздельность. Становясь в отношение к бытию, оно оказывается бóльшим или меньшим знанием, больше или меньше приближающимся к бытию. Другими словами, как соединение знания с чувственностью привело в результате трансцедентальной методики к становящемуся знанию (Эросу), так соединение становящегося знания с бытием должно привести к становлению самого становящегося знания, т.е. к внесению изменчивости в стихию самого становления. Становление оказывается разным, разнохарактерным, разнотипным. Становление получает разные этапы, разную иерархийность, разные стадии – и в зависимости от степени приближения к бытию. Но ведь бытие само разнотипно и разноиерархийно. "Федон" и другие произведения Платона уже обнаружили в бытии по крайней мере две сферы – чистое "само по себе", или сущность, и чувственные качества. Естественно, что и знание, раз возник вопрос об отношении его к бытию, т.е. о степени близости его к нему, должно также развернуться параллельно по крайней мере этим двум сферам бытия. И вот, в "Лире" мы находим учение о степенях "эротического восхождения".

a) "Те мужчины, которые бременеют телесно, предпочтительно обращаются к женщинам, и их стремление к любви принимает именно такое направление, так как они рассчитывают путем деторождения приобрести себе на все последующее время бессмертие, память и счастье. Напротив, бременеющие духовно – есть и такие, которые бременеют духовно еще в большей степени, чем телесно, – бременеют тем, чем подлежит бременеть душе, носить в себе плод и разрешаться от бремени. Но чем надлежит? Рассудительностью и всякой другой добродетелью. Родителями ее являются все поэты, а из ремесленников те, о которых можно сказать, что они одарены изобретательностью" (208е – 209а).

Итак, 1) первая ступень эротического восхождения – обыкновенное рождение детей и 2) вторая – поэтическое, художественное и техническое творчество, возникающее из недр "софросины", светлого преображения чувственности, или, как издеваются все переводчики над греческим языком, из "рассудительности".

b) "Но гораздо выше и прекраснее рассудительности та добродетель, которая имеет в виду благоукрашение, касающееся государств и домов, и имя которой здравомыслие и справедливость. Кто духовно бременеет ими, начиная с молодых лет, будучи юношей, тот и с наступлением возмужалости стремится рождать и производить на свет потомство, потому что в безобразном он никогда производить не станет. Бременея, он любит и тело прекрасное более, чем безобразное, а когда он встретит [в таком теле] душу прекрасную, благородную и одаренную от природы хорошими качествами, крепко любит то и другое. К такому человеку у него тотчас же найдутся в изобилии слова о добродетели, о том, каким должен быть благой человек, чем последний должен заниматься; и такого человека он принимается воспитывать. Соприкасаясь с прекрасным и находясь в общении с ним, он рождает и производит на свет то, чем давно бременел, и хранит память о нем и когда с ним, и когда далеко от него. Рожденное они воспитывают вместе, так что взаимное общение между ними устанавливается гораздо более тесное, и дружба бывает более крепкая, чем между отцом и матерью [обыкновенных] детей; ведь они получили общение через детей более прекрасных и более бессмертных. И всякий предпочел бы, чтобы у него рождались такие дети, а не человеческие. Воззрев на Гомера, Гесиода и соревнуя прочим славным поэтам, [он увидит], какое потомство они после себя оставили, потомство, доставившее и бессмертную славу и память, так как оно унаследовало те же свойства, [какие были у них]. А если угодно, посмотри, каких детей оставил после себя Ликург в Лакедемоне, детей, ставших спасителями Лакедемона и всей, можно сказать, Эллады. Пользуется почетом у вас и Солон за то, что он произвел на свет свои законы, равно как во многих других местах пользуются почетом иные мужи и у греков и у варваров, проявившие большую и прекрасную деятельность – производить на свет разнообразные добродетели. И много храмов у них ради таких их детей; за человеческих же детей ни у кого еще нет храма" (209а-е).

с) Третья стадия эротического восхождения есть, таким образом, общественно-политическая деятельность, рождающая "детей" в смысле законов и добрых обычаев, воспитания и мудрого управления. По-видимому, эти три этапа эротической "науки" представляют собою нечто единое, потому что в дальнейшем хотя и будет идти речь о восхождении с "тела", но все эти этапы именуются особым названием "эпоптической", т.е. чисто созерцательной, ступени. "Не знаю, однако, мог ли бы ты быть посвящен в высшую ее [эротической науки] степень, эпоптическую, ради которой и первая часть, если кто правильно к ней приступает, существует" (210а). Итак, 1) рождение детей, 2) художественно-техническое производство и 3) общественно-политическая жизнь – есть одна цельная ступень эротического восхождения, отличающаяся, по-видимому, одним общим признаком – произведением вещей, естественной производительностью. Что же находим мы теперь на эпоптической ступени?

d) "Тот, кто может взять правильный путь к этому делу, должен начать с того, чтобы еще и в молодости направляться к прекрасным телам. Сначала, если правильно будет руководить им его руководитель, он должен стремиться любить одно из них и здесь "рождать" прекрасные речи. Затем он должен уже сам заметить, что красота человека, какому бы телу она ни принадлежала, родственна телесной красоте другого; и если следует стремиться к тому, что прекрасно по виду, то было бы большим безумием не считать тождественною красоту, свойственную всем телам вообще. Раз он это заметил, ему надлежит стать поклонником всех прекрасных тел вообще, ту же сильную любовь к одному ослабить, отнесясь к ней с презрением, как к мало чего стоящему. После этого ему следует красоте духовной отдавать предпочтение пред красотою телесною. Если кто, имея душу такою, какою ей быть надлежит, пышно [телом] не цветет, все же должно довольствоваться им, любить его, заботиться о нем, стремиться "рождать" такие речи, которые сделали бы молодых людей лучшими, чтобы заставить себя в свою очередь созерцать то, что имеется прекрасного в людских стремлениях, в образе жизни, и из этого созерцания убедиться, что все это родственно самому себе, что красоту телесную следует считать за нечто незначительное. А после такого занятия [упомянутый руководитель] должен повести его к знанию, чтобы постиг он красоту знания и, взирая на прекрасное уже в большем объеме, не удовольствовался, подобно рабу, прекрасным, имеющимся только у одного, любя красоту какого-нибудь мальчугана, или взрослого человека, или одного какого-нибудь стремления. Не должно ему быть рабом жалким, человеком мелочным, но, обратившись к созерцанию широкого моря прекрасного, "рождать" много прекрасных и возвышенных речей и размышлений в любви изобильной мудрости; [и так продолжать до тех пор], пока он, укрепившись и возвеличившись в этом, не узрит одно только такое знание, которое и является знанием именно такого прекрасного" (209е – 210е). Ступени восхождения в этой эпоптической части намечены вполне ясно: а) любовь к одному прекрасному телу, b) любовь к прекрасному в телах вообще, с) любовь к душе и ее проявлениям и "образам", d) любовь к знанию всех видов вещей. Результат этой любви на всех ступенях, кажется, один и тот же, это рождение прекрасных речей и размышлений, которые появляются у любящего в связи с его чувствами к любимому.

е) Но есть еще одна и последняя ступень эротического восхождения. "Кто будет доведен до этого предела "эротического" знания, кто узрит в правильной последовательности прекрасное, тот, достигнув уже цели "эротического" знания, внезапно увидит нечто прекрасное, удивительное по своей природе, увидит именно то, Сократ, ради чего совершены были и все предшествующие труды. Он увидит прежде всего, что прекрасное существует вечно, что оно не возникает, не уничтожается, не увеличивается, не убывает; далее, что оно ни прекрасно здесь, ни безобразно там; ни что оно то прекрасно, то непрекрасно; ни что оно прекрасно в одном отношении, безобразно в другом; ни что в одном месте оно прекрасно, в другом безобразно; [ни что для одних оно прекрасно, для других безобразно]. Прекрасное не предстанет пред ним в виде какого-либо облика, либо рук, либо какой иной части тела, ни в виде какой-либо речи, или какой-либо науки, ни в виде существующего в чем-либо другом, например в каком-либо живом существе, или на земле, или на небе, или в каком-либо ином предмете. Прекрасное предстанет перед ним само по себе, будучи единообразным с собою, тогда как все остальные прекрасные предметы имеют в нем участие таким примерно образом, что они возникают и уничтожаются; оно же, прекрасное, напротив, не становится ни большим ни меньшим и ни в чем не испытывает страдания. Когда кто, отправляясь от всего этого посредством правильно понимаемой педерастии, приступит к созерцанию прекрасного, он уже почти достиг своей цели. Цель же эта состоит в том, чтобы правильным путем идти или дать себя вести другому к "эротическим" делам: начиная от тех [одиночных] прекрасных предметов, постоянно восходить вверх ради этого [высшего] прекрасного, поднимаясь как бы по ступенькам, от одного прекрасного тела к двум, от двух ко всем вообще прекрасным телам, а от прекрасных тел к прекрасному образу жизни, от прекрасного образа жизни к прекрасным знаниям, наконец, от знаний к тому знанию, которое является знанием не чего-либо иного, но знанием того [высшего] прекрасного – все это для того, чтобы познать, в конце концов, что такое прекрасное. Если человек достиг этого в жизни, дорогой Сократ, говорила мантинеянка: более, чем когда-либо, он может сказать, что он жил достойным образом, так как он зрит самое прекрасное. Если ты когда-либо увидишь это, то решишь, что существуешь не так, как существует золото, одежда, красивые мальчики и юноши, при виде которых ты бываешь поражен и готов – ты и многие другие – смотреть на предмет своей любви, постоянно быть в общении с ним и, если бы только возможно было, ни есть, ни пить, а только взирать на него и быть вместе с ним. Что мы подумали бы, если бы кому случилось увидеть самое прекрасное ясным, как солнце, чистым, не смешанным, не наполненным человеческою плотью, со всеми ее красками и многою другою смертною суетою, но если бы ему возможно было увидеть самое божественное прекрасное единообразным? Как вы думаете, была ли бы плохою жизнь человека, смотрящего туда, видящего постоянно это прекрасное и пребывающего с ним? Сообрази, что только там, видя прекрасное тем органом, каким его видеть можно, он будет в состоянии рождать не призраки добродетели, но – так как он соприкасается не с призраком – истинную добродетель, так как он соприкасается с истиною. А коль скоро он родил и вскормил истинную добродетель, он может стать любезным божеству и более чем кто-либо другой – бессмертным" (210а – 212с).

Какими бы красками Платон ни изображал этот предел "эротической науки", ясно, что смысл кроется в достижении того "самого по себе", которое является сущностью вещей. Предел эротического знания – слияние с сущностью вещей, любовь даже уже не к идеальному знанию, но к самой идее. Результат такой любви – рождение "истинной добродетели".

Таким образом, трансцедентальное объединение знания (Эроса) и бытия в знании порождает следующую иерархийную систему.

  1. Вещественное рождение:
    1. рождение детей,
    2. художественно-техническое производство,
    3. общественно-политическая деятельность.

  2. Эпоптическое рождение:
    1. связанное с вещами –
      1. любовь к прекрасному телу,
      2. любовь к прекрасному в телах вообще,
      3. любовь к душе и ее проявлениям и "образам",
      4. любовь к самому знанию всего этого;
    2. относящееся к чистой идее.



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 1164
Категория: Культурология, Мифология, Философия


Другие новости по теме:

  • О. М. Айванхов. ЛЮБОВЬ И СЕКСУАЛЬНОСТЬ. Книга Первая | ОГЛАВЛЕHИЕ Всё 150 во взгляде Импровизированная лекцияВсе человеческие
  • О. М. Айванхов. ЛЮБОВЬ И СЕКСУАЛЬНОСТЬ. Книга Первая | ОГЛАВЛЕHИЕ Духовный фильтр Импровизированная лекцияВы чувствуете, дорогие братья
  • О. М. Айванхов. ЛЮБОВЬ И СЕКСУАЛЬНОСТЬ. Книга Первая | ОГЛАВЛЕHИЕ Учитесь есть, чтобы научиться любить I Импровизированная
  • О. М. Айванхов. ЛЮБОВЬ И СЕКСУАЛЬНОСТЬ. Книга Первая | ОГЛАВЛЕHИЕ Учитесь есть, чтобы научиться любить II Импровизированная
  • О. М. Айванхов. ЛЮБОВЬ И СЕКСУАЛЬНОСТЬ. Книга Первая | ОГЛАВЛЕHИЕ Роль женщины в новой культуре Импровизированная лекцияБиблия
  • О. М. Айванхов. ЛЮБОВЬ И СЕКСУАЛЬНОСТЬ. Книга Первая | ОГЛАВЛЕHИЕ Нудизм. Посвященческий смысл наготы I Импровизированная лекцияГода
  • О. М. Айванхов. ЛЮБОВЬ И СЕКСУАЛЬНОСТЬ. Книга Первая | ОГЛАВЛЕHИЕ Нудизм. Посвященческий смысл наготы II Импровизированная лекцияЕсли
  • О. М. Айванхов. ЛЮБОВЬ И СЕКСУАЛЬНОСТЬ. Книга Первая | ОГЛАВЛЕHИЕ Мужской и женский принципы: проблема обменов I
  • О. М. Айванхов. ЛЮБОВЬ И СЕКСУАЛЬНОСТЬ. Книга Первая | ОГЛАВЛЕHИЕ Мужской и женский принципы: проблема обменов II
  • О. М. Айванхов. ЛЮБОВЬ И СЕКСУАЛЬНОСТЬ. Книга Первая | ОГЛАВЛЕHИЕ Пустота и полнота: Порос и Пения Импровизированная
  • О. М. Айванхов. ЛЮБОВЬ И СЕКСУАЛЬНОСТЬ. Книга Первая | ОГЛАВЛЕHИЕ Учение любви в Посвящениях Импровизированная лекцияДа, да,
  • О. М. Айванхов. ЛЮБОВЬ И СЕКСУАЛЬНОСТЬ. Книга Первая | ОГЛАВЛЕHИЕ Любовь разлита во всей Вселенной Импровизированная лекцияВсе
  • О. М. Айванхов. ЛЮБОВЬ И СЕКСУАЛЬНОСТЬ. Книга Первая | ОГЛАВЛЕHИЕ Как расширить понимание брака I Импровизированная лекцияБольшинство
  • О. М. Айванхов. ЛЮБОВЬ И СЕКСУАЛЬНОСТЬ. Книга Первая | ОГЛАВЛЕHИЕ Родственная душа Импровизированная лекция записано на пишущеймашинкеЛюбой
  • О. М. Айванхов. ЛЮБОВЬ И СЕКСУАЛЬНОСТЬ. Книга Первая | ОГЛАВЛЕHИЕ Двенадцать дверей мужчины и женщины Импровизированная лекцияЯ
  • О. М. Айванхов. ЛЮБОВЬ И СЕКСУАЛЬНОСТЬ. Книга Первая | ОГЛАВЛЕHИЕ Как расширить понимание брака II Импровизированная лекцияЯ
  • О. М. Айванхов. ЛЮБОВЬ И СЕКСУАЛЬНОСТЬ. Книга Первая | ОГЛАВЛЕHИЕ Как расширить понимание брака III Импровизированная лекцияСегодня
  • О. М. Айванхов. ЛЮБОВЬ И СЕКСУАЛЬНОСТЬ. Книга Первая | ОГЛАВЛЕHИЕ Анализ и синтез Импровизированная лекцияЧтение мысли дня:
  • О. М. Айванхов. ЛЮБОВЬ И СЕКСУАЛЬНОСТЬ. Книга Первая | ОГЛАВЛЕHИЕ Любовь, как солнце, организует жизнь I Импровизированная
  • О. М. Айванхов. ЛЮБОВЬ И СЕКСУАЛЬНОСТЬ. Книга Первая | ОГЛАВЛЕHИЕ Любовь, как солнце, организует жизнь II Импровизированная
  • О. М. Айванхов. ЛЮБОВЬ И СЕКСУАЛЬНОСТЬ. Книга Первая | ОГЛАВЛЕHИЕ Материнская любовь Импровизированная лекцияПредположим, что молодая девушка,
  • О. М. Айванхов. ЛЮБОВЬ И СЕКСУАЛЬНОСТЬ. Книга Первая | ОГЛАВЛЕHИЕ Пустота и полнота: смысл отречения Импровизированная лекцияПрочтем
  • О. М. Айванхов. ЛЮБОВЬ И СЕКСУАЛЬНОСТЬ. Книга Первая | Примечания Первое издание книги О.М.Айванхова Любовь и сексуальность
  • О. М. Айванхов. ЛЮБОВЬ И СЕКСУАЛЬНОСТЬ. Книга Первая | ОГЛАВЛЕHИЕ Молодежь перед проблемой любви V: Направлять любовь
  • О. М. Айванхов. ЛЮБОВЬ И СЕКСУАЛЬНОСТЬ. Книга Первая | ОГЛАВЛЕHИЕ Молодежь перед проблемой любви IV: Потребность в
  • О. М. Айванхов. ЛЮБОВЬ И СЕКСУАЛЬНОСТЬ. Книга Первая | ОГЛАВЛЕHИЕ Молодежь перед проблемой любви III: Почему надо
  • О. М. Айванхов. ЛЮБОВЬ И СЕКСУАЛЬНОСТЬ. Книга Первая | ОГЛАВЛЕHИЕ Молодежь перед проблемой любви II: Брак Импровизированная
  • О. М. Айванхов. ЛЮБОВЬ И СЕКСУАЛЬНОСТЬ. Книга Первая | ОГЛАВЛЕHИЕ Молодежь перед проблемой любви I: Новые течения
  • О. М. Айванхов. ЛЮБОВЬ И СЕКСУАЛЬНОСТЬ. Книга Первая | ОГЛАВЛЕHИЕ Проблема связей Импровизированная лекцияПрочтем мысль на этот
  • О. М. Айванхов. ЛЮБОВЬ И СЕКСУАЛЬНОСТЬ. Книга Первая | ОГЛАВЛЕHИЕ Ревность Импровизированная лекция стенографическаязаписьУ влюбленных ревность встречается



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь