С. Харин. ЗАВЕРШИ СВОЙ ГЕШТАЛЬТ

- Оглавление -




2.4. Субъект сознавания

Гештальттерапия относится к гуманистическому направлению в современной психологии. В связи с этим ориентация на самого человека, клиента, субъекта является одной из ключевых. Традиционно в философии субъективность связана с объектом оппозиционными отношениями. Объектом при этом выступает та часть действительности, которая находится в экзистенциальном, гностическом и целом ряде других отношений с субъектом. Подобные взаимоотношения есть и в гештальттерапии. В частности, они проявляются в системе отношений "организм – среда".* "Организм/окружающая среда необходимо понимать как обозначение явлений (которые гештальттерапия называет "контактом"), которые происходят между данным организмом и его окружающей средой, между субъектом и тем, что не является субъектом" [2, с. 20]. Отношения между организмом и средой, субъектом и объектом асимметричны в гештальттерапии, поскольку они рассматриваются прежде всего с позиции первого из них. Гештальттерапию интересует, во-первых, каким образом организм как субъект своего опыта будет влиять на окружение; во-вторых, как и при помощи каких механизмов он будет противостоять воздействиям окружающей среды; в-третьих, при помощи каких механизмов организм будет сохранять динамическое равновесие между собой и своим окружением. Свою активность по поддержанию равновесия со средой субъект реализует в особой зоне – зоне контакта или на границе зоны контакта. "Граница контакта" не отделяет организм от окружающей среды, скорее она ограничивает, охраняет организм от слияния с ней, но в то же время обеспечивает контакт с окружающей средой [1].**

* Ф. Перлз считал, что разделить тело и душу можно лишь условно. Проявление того и другого надо рассматривать как проявление бытия человека. Согласно этой точке зрения "организм" уже несет в себе субъектность индивида [1].

** Исходя из особенностей контактирования субъекта со средой, гештальттерапия диагностирует как позитивные, так и негативные типы контакта. Внимание обращается прежде всего на невротические способы установления контакта: проекцию, слияние, интроекцию, ретрофлексию.

Понятие "контакт" в отличие от понятия "взаимодействие", которое указывает прежде всего на процесс с чередующимися действиями, предполагает одновременность (симультанность) воздействия друг на друга субъекта и объекта. "Я могу видеть, не будучи увиденным, слышать, не будучи услышанным и т.д., но я не могу дотронуться, не будучи касаемым самим объектом моего осязания" [2, с. 21]. Контакт предполагает соприкосновение организма и среды. Поэтому, для того чтобы возник контакт, необходимо устранить не только неадекватные способы контактирования субъекта со средой, но и придать последней некоторую активность, способствующую осознаванию. В частности, групповая гештальттерапия как раз и основывается во многом на том, что актуализация проблем одного из участников группы вызывает повышение общей эмоциональной атмосферы, содействует активизации процесса сознавания у других субъектов и тем самым появлению у них новых фигур в фокусе сознавания.

Контакт, понимаемый как одновременное, двустороннее соприкосновение субъекта и объекта, позволяет произвести как бы уравнивание их взаимной активности в рамках психологического пространственно-временного континуума. Исходя из этого уже не кажутся странными такие, связанные с проекцией, рекомендации, как, например: "Пусть объект выберет вас" или "Дайте объекту овладеть вами" и т.п. Разумеется, эти предложения нельзя понимать буквально. Однако благодаря тому, что декларируется активность объекта, снимается в определенной степени ответственность субъекта за выбор проекционного экрана.

Для гештальттерапии мало одной лишь декларации активности субъекта (появление энергии является лишь свидетельством возможности действовать в "границе контакта"), для нее важен и способ действования, и вектор ориентации энергии, но не менее важна также способность к восприятию активности среды, характера и направленности этой активности. Ориентация внимания субъекта на воздействие окружающей среды (терапевт рассматривается как компонент среды) активизирует процесс сознавания в результате появления новых фигур, а также позволяет ему понять, как в том или ином случае происходит осознавание, как нечто становится его содержанием.* Вероятно, не случайно в связи с этим Дж. Энрайт [3] отмечает, что для него проекция и восприятие – две стороны одной монеты, которые он называет, подчеркивая их неразрывное единство, – "воспроекцией" и "проприятием".

* При условии, что контакт не носит характера интроекции или слияния.

В рамках системы отношений "организм – окружающая среда" гештальттерапию можно представить как выделение и конкретизацию субъектом объекта в зоне контакта. Такая интерпретация невозможна без внесения в этот контекст понятия "фигура". Фигура, актуализировавшаяся из фона (окружающей среды), и есть по своей сути "здесь и теперь" тот объект, выделяя который и противопоставляя себя которому индивид утверждает себя именно как субъект. Выделение фигуры из фона обусловлено актуальными проблемами человека, т.е. иначе говоря, фигура связана с потребностно-мотивационной сферой индивида. Для того чтобы оказаться в фокусе процесса сознавания, она, как правило, очень часто получает материальное, предметное воплощение. Многие гештальтупражнения и процедуры как раз и связаны с поиском предметных аналогов чувств и переживаний субъекта еще и потому, что таким образом создается некая метареальность, в которой субъект без ущерба для себя может, отбросив защиты, совершать различные действия и экспериментировать со своим внутренним миром. Он также может "отбросить ум" и действовать на предметно-манипулятивном и наглядно-образном уровнях.

Однако необходимо помнить, что гештальттерапия – это не столько технологическая система, набор процедур и упражнений, сколько прежде всего одно из направлений психологии и психотерапии, в основе которого лежат идеи экзистенциализма, холизма, дзен-буддизма, трансперсонализма.*

* Именно философия гештальттерапии, а не технический аппарат составляет ее суть (Изидор Фром). Целый ряд учеников и последователей Ф. Перлза, анализируя тенденции развития гештальттерапии на современном этапе, отмечают, что главной угрозой является постоянное выхолащивание философии гештальттерапии в угоду чисто технологической стороне [4].

Эти философские основы гештальттерапии находят свое выражение прежде всего во взглядах на то, какими качествами должен обладать субъект. Он не должен быть вовлечен в постоянную погоню за счастьем, чтобы не ставить себя непрерывно в ситуацию незавершенности; должен, с одной стороны, быть свободен от внешнего регулирования, т.е. быть автономным в плане определения направления и способов своего роста, а с другой – брать ответственность за свой выбор, за свое существование в этом мире. Все это находит выражение в переживаниях и ощущениях индивидом себя не как жертвы, а именно как субъекта своего опыта, а также позволяет осознавать любые состояния и действия как свои и тем самым нести ответственность за них.

В связи с этим одной из задач терапевта является создание и поддержание у клиента потребности в изменениях, в овладении способами достижения их, в демонстрации компетентности самого субъекта, а также его умений самому совершать необходимые изменения и самому принимать ответственность за ход и результаты своего психологического роста.

В гештальттерапии выделяют два уровня ответственности [3]. Первый из них связан с использованием своих чувств и ума. Фактически это принятие ответственности за себя как за субъекта процесса сознавания. Когда клиент говорит терапевту, что он что-то не помнит, не слышал, не может понять и т.п., то скорее всего он уходит, избегает прямого контакта со своими чувствами и переживаниями, блокирует протекание процесса сознавания и фактически уходит от ответственности за необходимость осознавать.

Второй уровень ответственности связан с проблемой выбора. Для гештальттерапевта важно знать не столько причину действий и поступков субъекта, сколько проживание их и осознавание субъектом того факта, что он сам выбирает их и сам обогащает свой опыт. Практически сознавание – это всегда выбор. В каждом пространственно-временном моменте существует огромное количество объектов, которые могут оказаться в фокусе сознавания. В каждой точке континуума сознавания субъект стоит перед проблемой выбора. Если он при этом прибегает к философии шудизма,* пытаясь совершить интроективный выбор, то на самом деле становится на путь избегания переживания момента "самовыбора". Он приобретает, образно говоря, статус иностранца в своем собственном внутреннем мире. Но если во всем многообразии этих потенциальных фигур субъект будет совершать свой осознанный выбор, то он тем самым создаст внутри себя свою собственную вселенную, в которой он будет не только активным, экспериментирующим, переживающим, но и ответственным, выбирающим, автономным субъектом, обладающим способностью вступать в плодотворные для его психологического роста контакты с окружающим миром.

* Термин образован Ф. Перлзом от английского слова should – должен.



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 821
Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование


Другие новости по теме:

  • ПРОБЛЕМА СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА | ОГЛАВЛЕHИЕ sect1 СТАНОВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА В
  • ПРОБЛЕМА СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА | ОГЛАВЛЕHИЕ sect2 РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА В
  • ПРОБЛЕМА СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА | ОГЛАВЛЕHИЕ sect3 ВОПРОСЫ СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА В КЛАССИЧЕСКОЙ
  • ПРОБЛЕМА СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА | ОГЛАВЛЕHИЕ sect4 КРИТИКА КОНЦЕПЦИЙ СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА В
  • Ф. Перлз. ПРАКТИКА ГЕШТАЛЬТТЕРАПИИ | БРАК Вчера мы говорили о жизненном сценарии человека
  • Ф. Перлз. ПРАКТИКА ГЕШТАЛЬТТЕРАПИИ | Эксперимент 4 ДИФФЕРЕНЦИРОВАНИЕ И ОБЪЕДИНЕНИЕ Когда спонтанное внимание
  • Ф. Перлз. ПРАКТИКА ГЕШТАЛЬТТЕРАПИИ | СОЗНАВАНИЕ Этот семинар 150 не совсем обычный, но
  • Ф. Перлз. ПРАКТИКА ГЕШТАЛЬТТЕРАПИИ | ПРАКТИКУМ ПО ГЕШТАЛЬТТЕРАПИИ F.Perls, R.Hefferline P.Goodman. Gestalt therapy:
  • Ф. Перлз. ПРАКТИКА ГЕШТАЛЬТТЕРАПИИ | О Р И Е Н Т И Р
  • Ф. Перлз. ПРАКТИКА ГЕШТАЛЬТТЕРАПИИ | Глава 2 КОНТАКТ С ОКРУЖАЮЩИМ Эксперимент 1 ОЩУЩЕНИЕ
  • Ф. Перлз. ПРАКТИКА ГЕШТАЛЬТТЕРАПИИ | Эксперимент 2 ОЩУЩЕНИЕ ПРОТИВОПОЛОЖНЫХ СИЛ В предыдущем эксперименте
  • Ф. Перлз. ПРАКТИКА ГЕШТАЛЬТТЕРАПИИ | Эксперимент 3 ВНИМАНИЕ И СОСРЕДОТОЧЕНИЕ Два предыдущих эксперимента
  • Ф. Перлз. ПРАКТИКА ГЕШТАЛЬТТЕРАПИИ | Глава 8 ГЕШТАЛЬТ В ДЕЙСТВИИ ЧТО ТАКОЕ ГЕШТАЛЬТ
  • Ф. Перлз. ПРАКТИКА ГЕШТАЛЬТТЕРАПИИ | ГЕШТАЛЬТ-МОЛИТВА На этот раз я хотел бы начать,
  • Ф. Перлз. ПРАКТИКА ГЕШТАЛЬТТЕРАПИИ | ПАРЫ № 1 Каждый из нас имеет свой
  • Ф. Перлз. ПРАКТИКА ГЕШТАЛЬТТЕРАПИИ | ПАРЫ № 2 У нас в группе появилась
  • Ф. Перлз. ПРАКТИКА ГЕШТАЛЬТТЕРАПИИ | ПАМЯТЬ И ГОРДОСТЬ Я просматриваю свой интеллектуальный материал,
  • Ф. Перлз. ПРАКТИКА ГЕШТАЛЬТТЕРАПИИ | ФИЛОСОФИЯ ОЧЕВИДНОГО Я бы назвал гештальттерапию философией очевидного.
  • Ф. Перлз. ПРАКТИКА ГЕШТАЛЬТТЕРАПИИ | СОН МЕЙДЛАЙН Порвав с Фрейдом и психоанализом, я
  • Ф. Перлз. ПРАКТИКА ГЕШТАЛЬТТЕРАПИИ | ВСЕ ЕСТЬ ПРОЦЕСС СОЗНАВАНИЯ Пришло время, когда мы
  • Ф. Перлз. ПРАКТИКА ГЕШТАЛЬТТЕРАПИИ | МИР ДУРАКОВ Но в любом случае в этом
  • Ф. Перлз. ПРАКТИКА ГЕШТАЛЬТТЕРАПИИ | ФРИЦ И ФРЕЙД В горячем стуле сидит Барбара
  • Ф. Перлз. ПРАКТИКА ГЕШТАЛЬТТЕРАПИИ | Г Е Ш Т А Л Ь Т
  • Ф. Перлз. ПРАКТИКА ГЕШТАЛЬТТЕРАПИИ | М А Н И П У Л И
  • Ф. Перлз. ПРАКТИКА ГЕШТАЛЬТТЕРАПИИ | Эксперимент 13 МОБИЛИЗАЦИЯ МЫШЦ В этом эксперименте мы
  • Ф. Перлз. ПРАКТИКА ГЕШТАЛЬТТЕРАПИИ | Эксперимент 14 ВЫПОЛНЕНИЕ ОБРАЩЕННОГО ДЕЙСТВИЯ Это третий и
  • Ф. Перлз. ПРАКТИКА ГЕШТАЛЬТТЕРАПИИ | Глава 7 ИНТРОЕКЦИЯ Эксперимент 15 ИНТРОЕЦИРОВАНИЕ И ЕДА
  • Ф. Перлз. ПРАКТИКА ГЕШТАЛЬТТЕРАПИИ | Эксперимент 16 ИЗБАВЛЕНИЕ ОТ ИНТРОЕКТОВ И ИХ ПЕРЕВАРИВАНИЕ
  • Ф. Перлз. ПРАКТИКА ГЕШТАЛЬТТЕРАПИИ | Глава 8 ПРОЕКЦИИ Эксперимент 17 ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОЕКЦИЙ Проекция
  • Ф. Перлз. ПРАКТИКА ГЕШТАЛЬТТЕРАПИИ | Эксперимент 18 ПРИСВОЕНИЕ ПРОЕКЦИЙ Каждому, кроме совсем маленьких



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь