|
Ф. Перлз. ПРАКТИКА ГЕШТАЛЬТТЕРАПИИБРАК Вчера мы говорили о жизненном сценарии человека и о том, что в этот сценарий включено много других людей. Например, нам нужны другие люди для того, чтобы поддерживать самоуважение. Мы нуждаемся в других людях для удовлетворения половых потребностей. И во многих случаях наш жизненный сценарий требует вступления в брак. Трудности в браке начинаются тогда, когда один из супругов не вписывается в жизненный сценарий другого. Иными словами, когда человек любит не своего супруга, а образ того, каким тот должен был бы быть. Образ супруга редко соответствует реальному человеку, так что возникают фрустрации и трудности, в особенности если человек подвержен проклятью перфекционизма. Тогда дела действительно плохи. Это худшее, что только может быть с человеком. У перфекциониста есть палка, которой он всегда может побить себя и других, потому что его требования невыполнимы. А как только вы начинаете требовать от своего партнера невыполнимого, начинаются обвинения, жалобы и прочее в этом роде. В такой ситуации лучшее, что может быть сделано, это попробовать разыграть эти игры прямо здесь, чтобы обнаружить три основы, на которых покоятся отношения людей. Давайте начнем с того же коммуникативного подхода, который мы использовали в сознавании: "я и ты". Пусть двое выйдут сюда (Дон и Клер занимают горячие стулья) и встретят "врага" лицом к лицу (смех). Как вас зовут? Клер: Клер. Дон: Дон. Фриц: Клер, мы с Доном просим вас проделать это упражнение: уход в себя, обозначаемый словом "я", и возвращение к Дону, обозначаемое словом "ты". Туда и обратно: "я" и "ты". Ты, Дон, делай то же самое: перемещайся и смотри, в какой степени возможна простая коммуникация. Больше всего нас, конечно, интересует, какого рода коммуникации вы избегаете. Разумеется, здесь множество катастрофических ожиданий. "Если я скажу ей, что я действительно о ней думаю, она не будет меня любить, она меня бросит", и прочее в этом духе. Клер: М-м, мне кажется трудным уйти в себя. (Пауза). Мне хочется обратиться к тебе и, м-м, уверить тебя, что я с тобой. Фриц: Вернись снова в себя. Клер: Я возвращаюсь в себя, я также хочу быть и собой (улыбается). Фриц: Сознаешь ли ты, что ты полна добрых намерений: "я хочу того, я хочу этого". Ты говоришь нам не о том, что ты сознаешь, а о том, чего ты хочешь. Иными словами, ты не в настоящем, ты говоришь не о том, что ты делаешь, а о том, что ты хочешь делать. О'кей, теперь Дон. Дон: М-м, я снова возвращаюсь в свою внутреннюю схватку, мне легко уйти в себя и, м-м, труднее вернуться к вам. И, я думаю, м-м, я... я был... я сознавал... я сейчас вспоминаю, когда я смотрел на людей здесь, я не смотрел на тебя, когда я сел сюда. Фриц: Это просто: это ясный симптом избегания. Если ты избегаешь смотреть на кого-то, это значит, что ты не открыт. Твоя очередь, Клер. Клер (пауза): Я сознаю напряжение, внутри себя. Нечто вроде трепета, биения. (Пауза). Какое-то дрожание, ожидание чего-то. Я сознаю твое спокойствие. (Улыбается). М-м, твою уверенность. Вот что за всем этим. Я сознаю неумение выразить себя. Я держу свой большой палец. Я сознаю неуверенность. Фриц: Сознаешь ли ты свой голос? Клер: Он тихий. Фриц: Можешь ли ты сказать Дону о своем голосе и о том, что ты делаешь с ним своим голосом? Клер: Ну, я надеюсь, что он не такой тихий, чтобы тебе приходилось... приходилось напрягаться, чтобы меня слышать. Фриц: Твои надежды... Что ты делаешь? Клер: Я говорю тихо. С сомнением. (Пауза) Неуверенно. Фриц: Между прочим, такой тихий голос всегда является симптомом скрытой жестокости. Это один из лучших способов мучить других людей. Клер: Я не всегда говорю тихо (улыбается). Фриц: Дон. Дон: Я сознаю, что несколько успокоился. И, м-м, я полагаю, что я спокойнее, потому что чувствую твою неуверенность, твой страх, это требует от меня быть здесь и присутствовать. М-м, внутри себя я чувствую какую-то ригидность. М-м, я полагаю, я пытаюсь сказать тебе... Фриц: Сознаешь ли ты, что постоянно говоришь: "Я полагаю", "Я пытаюсь"? Можешь ли ты сказать нам, что ты сознаешь? Дон (вздыхает): Я сознаю чувство, что я становлюсь как бы бетонным. Я как бы затвердеваю. Фриц: Как бы. Дон: Как будто я затвердеваю. Становлюсь негибким. Все становится неподвижным. (Пауза, Клер смотрит на Фрица) Фриц: Чего ты хочешь от меня? Клер (поворачивается к Дону) М-м, я чувствую... Фриц: Чего ты хочешь от меня? Клер: Ну, я собиралась заговорить с ним, и, м-м, я наверное хотела свериться с тобой. Фриц: Ты хотела проверить себя с моей помощью? Клер: Нет, этого я не чувствую. Фриц: М-м-м-м? Клер: Я как бы спрашивала, правильно ли я делаю. Фриц: Можешь ли ты сказать ему то же самое? Клер: Мне не нравится говорить ему то же самое что я жду от него руководства. Но я понимаю, что в моем отношении это содержится. Я собиралась сказать, что почувствовала обиду, что ты стал негибким, когда почувствовал, что я боюсь, что я могу справиться с собственными чувствами, и благодаря этому чувствую себя сильной. О'кей, давайте поработаем с другой парой. Сейчас я не хочу идти глубже. Мне хочется только показать вам, как происходит коммуникация. Как вас зовут? Расс: Расс. Пенни: Пенни. (Пауза) Фриц: Итак, еще раз. Эксперимент очень прост. Я не возражаю против того, чтобы вы выполняли его несколько ригидно. Сначала вы говорите о том, что сознаете в отношении себя, потом в отношении другого. Если это задание покажется слишком трудным, скажите об этом, и мы рассмотрим ваши трудности в отношении этого простого задания. Расс: Я сознаю, что боюсь того, что ты собираешься сказать. (Пауза) Я могу слушать. Фриц: Твоя очередь, Пенни. Пенни: Я сознаю напряжение в груди. Я сознаю, что ты смотришь на меня пристально, что ты хочешь, чтобы я взяла это на себя (смеется). Фриц: Ты сознаешь это, или ты так думаешь? Пенни: Это то, что я думаю. Расс: Я сознаю, что хочу этого. Я хочу, чтобы ты сказала мне, как обойтись с этим, и сознаю, что... Фриц: Сознаешь ли ты, что делают твои руки? Попробуй выполнить самое трудное из всех заданий: придерживайся очевидного. Очевидно, что ты сделал это движение головой. Очевидно, что ты держишь руки определенным образом. Очевидно, что ты киваешь головой. Попробуй выполнить это трудное задание быть простым. Расс: Я сознаю, что слишком стараюсь. Я стараюсь расслабиться, и одновременно с этим стараюсь держать себя. Фриц: Как ты это делаешь? Расс: Ригидностью рук, тела. Я застываю в неподвижности. Фриц (показывает на Пенни): А что ты сознаешь там? Расс: Твои руки что-то говорят. Мягко, тихо ты отодвигаешься от меня. Фриц: Он наконец впервые что-то видит, а? Теперь снова вернись в себя. Что произошло за это время? Ты репетируешь? Расс: Кажется, да. Фриц: Скажи ей, как ты репетируешь. Расс: Я хочу сказать то, что было бы правильным. Я хочу правильно поступить. Я никогда ни в чем не уверен, когда я с тобой, все время. Я не уверен, действительно ли я тебя слышу или я проецирую. Фриц: Твоя очередь, Пенни. Пенни: Я сознаю давление в правой руке. Я сознаю, что отклоняюсь от тебя. Я чувствую, как отодвигаюсь от тебя. Я опасаюсь, что ты меня втянешь в себя. Фриц: Твоя очередь, Расс. Расс (пауза): Я хочу втянуть тебя внутрь. Фриц: Ты это сознаешь? М-м, еще один трудный момент. Мы очень склонны к зафакиванию мозгов. Слова, слова, слова; скажи просто, как ты на это реагируешь, что ты испытываешь. Ты ощущаешь, что сидишь на стуле, что киваешь головой говори о простом. Расс: Ладно. Я чувствую, что давлю на свою правую руку. Фриц: Вот. Этому я верю. Расс: Я удерживаю себя своей левой рукой. Фриц: Теперь мы получили немного реальности. Открой снова глаза. Что ты видишь? Что ты слышишь? Расс: Мне кажется, я никак не могу выйти вовне. Фриц.: О'кей. Спасибо. Следующая пара. (Пауза) Невероятно, что люди, которые живут вместе, по сути дела так мало общаются друг с другом если посмотреть реально. Энн: Я сознаю, что... Фриц: Как вас зовут? Энн: Энн. Билл: Билл. Фриц: Энн; Билл. Энн: Я сознаю, что у меня стучит сердце, и что я сознаю, вроде, что сижу на этом стуле, как бы, очень твердо, глубоко на стуле, а руки у меня расположены по обе стороны. И я сознаю, что ты смотришь, очень, м-м, пристально, мне в глаза. (Пауза). Дыхание быстрое, м-м, по крайней мере я сознаю твое дыхание. Фриц: Билл. Билл: У меня колотится сердце. И я несколько опираюсь на левую руку. Дело в том, что я как бы устраиваюсь, центрируюсь. (Пауза). И я вижу тебя, Энн. Я вижу твое лицо, мягкое, но несколько напряженное. Я вижу твое правое плечо, оно несколько напряжено, и... Фриц: Сознаешь ли ты, что делают твои глаза? Билл: Они блуждают. Фриц: Чего ты избегаешь, когда смотришь на нее? Билл: Я думаю, что я сейчас стараюсь найти себя. И я не готов иметь дело с тем, что там, пока я туда не вернусь. Фриц: Хорошо. Закрой глаза и уйди в себя. Это хороший пример он не готов справляться с внешней реальностью, ему нужно больше времени, чтобы побыть в себе, чтобы обрести там, внутри, опору. Что ты испытываешь? Билл: Я чувствую потребность действительно найти положение, прийти прямо в центр... Вернуться, м-м... Фриц: Сделай это. Когда будешь готов вернуться к нам, вернись. Билл: Прямо сейчас я ощущаю напряжение в коленях. У меня немного трясутся ноги. Фриц: Давай интегрируем эти две вещи. Скажи ей о своих внутренних переживаниях. Билл: Я ощущаю какое-то дрожание, я несколько неуверен, нервничаю. (Пауза) Сейчас это проходит. Фриц: Вы заметили, что произошло? От мыслей, от намерений к вниманию, к использованию своих переживаний как средства для общения. Теперь он не прячет своей дрожи, он говорит о ней Энн. Как только вы начинаете в самом деле испытывать свои переживания, всякий дискомфорт исчезает. Иначе: если вы чувствуете себя неуютно, можете быть уверены, что вы нечестны в своем общении. О'кей, спасибо. <<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>> Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|