В.И.Гинецинский. ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ КУРС ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ

- Оглавление -


ЧАСТЬ 3
ПАРЦИАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПСИХИКИ

Фундаментальным фактом нашего опыта является наличие в нем двух составляющих: внешнего и внутреннего опыта, неразрывно связанных между собой. Содержание внутреннего постигается через внешнее, посредством внешнего. Внешний мир познается на основе внутреннего, с его помощью. Всякое явление (объект, событие) внешней, объективной действительности может получить отражение во внутреннем мире человека. Всякое событие, всякий ингредиент внутреннего мира может быть проявлен, интерпретирован, понят на языке событий внешнего мира. Основополагающими психическими процессами, характеризующими взаимодействие субъекта психической реальности и объективного мира, являются процессы экстериоризации (обнаружения внутреннего через внешнее и во внешнем) и интериоризации (перенесение, отображение внешнего во внутреннее). Базисной характеристикой психической реальности в целом и отдельных ее ингредиентов является направленность: интроверсия/экстраверсия, экстернальность/интернальность, экстрапунитивность/интропунитивность. Основным разграничением в области методов психологического исследования является разграничение интроспективных и экстраспективных методов.

Разграничение (противопоставление) процессов экстериоризации и интериоризации, будучи сквозным, пронизывающим всю психическую реальность, тем не менее, специфическим образом преломляется применительно к познанию психической реальности и ее отдельных парциальных механизмов. Познание психического становится возможным постольку, поскольку оно объективировано. Это справедливо как для познания ее внешним исследователем (наблюдателем), так и для познания (постижения) самим субъектом, носителем психической реальности. Для того чтобы объективное (объективированное) было познано, необходимо, чтобы оно было выделено посредством активности субъекта (названо, сконструировано).

Важной проблемой общей психологии является разграничение базисных ингредиентов (компонентов, механизмов) психической реальности. Для того чтобы ее разрешить, требуется найти некоторую общую для всех них категорию, в качестве частных, специфических преломлений которой может рассматриваться каждый из них. Такой категорией является категория переживания. Используя это понятие в качестве исходного, можно предварительно произвести разграничение эмотивных, когнитивных, конативных и креативных механизмов и соответствующих им продуцентов: эмоций, когниций, акций, имажинаций.

Эмоция – это переживание субъектом соответствия или несоответствия актуальной потребности и реального или воображаемого объекта, способного или неспособного ее удовлетворить. Когниция – это образ объекта; с когницией всегда так или иначе сопряжено переживание соответствия/несоответствия объекта и его психического образа. Имажинация – образ воображаемого объекта, с которым сопряжено переживание того, что этот объект ранее не встречался в опыте субъекта. Акция – элементарный сегмент активности субъекта, актуальное наличие которого сопряжено с переживанием напряжения, требуемого для осуществления целенаправленной активности, для удержания некоего образа в качестве цели предстоящей деятельности.

Различия в относительном доминировании процессов экстериоризации/интериоризации применительно к характеристике парциальных механизмов психики также позволяют провести границы между ними. Достаточно распространено противопоставление когнитивных и эмотивных процессов по тому признаку, что когнитивные процессы (механизмы, функции) отражают объект, а эмотивные процессы выражают субъект. Поэтому можно сказать, что в когнитивных процессах имеет относительное доминирование интериоризации, а в эмотивных – экстериоризации. Аналогично соотношение между конативными и креативными механизмами. Креативные функции отражают дефицит объекта, могущего удовлетворить определенную потребность, и восполняют в этом отношении наличную ситуацию. Конативные процессы выражают намерение субъекта изменить ситуацию так, чтобы она удовлетворяла субъекта, намерение воплотить имеющуюся потребность.

ЭМОЦИИ И ЭМОТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ

Многообразие эмоций: проблемы определения . Эмоции (от лат. emoveo – потрясаю, волную) принадлежат к тем компонентам психической реальности, которые достаточно отчетливо выделяются уже в обыденном сознании и для именования которых используется, как правило, общеупотребительная лексика. Казалось бы, каждому известно, что такое радость, гнев, печаль, страх, стыд... Вместе с тем именно в этой очевидности скрыта проблематика, которая сразу же обнаруживается, как только встает вопрос о том, чтобы определить, что такое радость, что такое гнев и т.д. Достаточно убедительный способ определения (и разграничения) конкретных эмоций заключается в указании ситуаций, в которых они, как правило, испытываются, в описании состояний, компонентом которых они обычно являются.

В лингвистической литературе существуют два подхода к определению (описанию) эмоций: смысловой и метафорический. В рамках смыслового подхода эмоции описываются через прототипические ситуации. Приведем соответствующие примеры. "X испытывает стыд" означает "X переживает то, что переживает человек, когда он считает, что сделал нечто плохое, что не соответствует его представлениям о должном, о том, что от него ожидали значимые для него другие и когда ему хочется, чтобы они об этом не знали". "X испытывает гордость" означает "X переживает то, что переживает человек, когда он считает, что сделал нечто хорошее, что превышает ожидания со стороны значимых для него людей, когда он хочет, чтобы об этом узнали другие". В рамках метафорического подхода эмоция часто описывается через действие, которое она производит на человека. Страх нападает на человека, охватывает его, душит, он парализует его, человек борется со страхом, побеждает в себе страх. Горе обрушивается на человека, давит его, человек испытывает тяжелое, глубокое горе, если человек прошел через испытания, говорят, что он испил, хлебнул горя. Радость разливается в человеке, бурлит, играет, искрится, переплескивает через край.

Помимо лексики, служащей для обозначения собственно эмоций, указание на эмоции содержат и слова, обозначающие действия, сопровождаемые определенным эмоциональным состоянием: заглядеться, засмотреться, заслушаться, прикоснуться. Кроме того, есть слова, метафорически (коннотативно) обозначающие эмоции: "я похолодел", "мой голос задрожал", "у меня по спине побежали мурашки", "я весь покрылся испариной". Особенно часто эту роль выполняют слова, обозначающие элементы световой или цветовой гаммы: "глаза горят (сверкают, блестят)", "щеки порозовели", "он побагровел (побледнел)".

Переживание эмоции всегда так или иначе развернуто во времени и имеет внешние и внутренние причины. Внешняя причина эмоции – восприятие или представление некоторого положения вещей. Нас злит то, что мы непосредственно воспринимаем, нас радует не только встреча со знакомым человеком, но и приятное воспоминание, приятное известие. Внутренняя, субъектно обусловленная причина эмоции – интеллектуальная оценка положения дел как вероятного или невероятного, желательного или нежелательного. Ненависть – это неприятное переживание, возникающее при восприятии или представлении объекта или ситуации, которые мы оцениваем как враждебные себе и которые мы настолько хотели бы устранить, что готовы пойти на самые крайние действия, вплоть до физического уничтожения. Отвращение – неприятное переживание, подобно другим агрессивным эмоциям (гневу, ярости) может проявиться в том, что у человека при этом горят глаза. Подобно ощущению от очень плохого вкуса или запаха, оно возникает, когда мы воспринимаем объект, который оцениваем как крайне неприятный, хотя и необязательно враждебный, контакт с которым мы хотели бы прекратить. Важную роль в возникновении ряда эмоций играет оценка собственной деятельности, активности субъекта. Это также закрепляется лексически: грустить можно по любому поводу, а сокрушаться главным образом по поводу своих собственных не слишком удачных действий. За собственно эмоцией следует состояние, сопровождаемое желанием или продлить его, или прервать, избавиться от него. Внешнее обнаружение эмоции имеет две основные формы: 1) самопроизвольные физиологические реакции: поднятие бровей, широкое раскрытие глаз, бледность в случае страха, покраснение в случае стыда; 2) двигательные и речевые реакции: отступление в случае страха, наступление в случае гнева, восклицание от радости, рычание от злости.

При определении эмоции, эмотивного процесса, который имеет своим продуктом эмоцию, должна быть решена задача отграничения этих ингредиентов психической реальности от родственных им психических процессов и данной конкретной эмоции от других эмоций. Именно с этой точки зрения приводимые в справочной литературе определения часто оказываются недостаточно конкретными. Обычно эмоции характеризуются как психические реакции (переживания), (1) отражающие, или (2) выражающие, или (3) представляющие собой отношение субъекта к жизненным обстоятельствам и ситуациям либо к воздействиям на него из внешней и внутренней среды. Нередко раскрытие специфических признаков эмоции подменяется их перечислением: эмоция есть отражение внешних и внутренних воздействий в форме радости, горя, страха, удовольствия или неудовольствия и т.п. Недостатки, которые несут в себе такого рода определения эмоций, заключаются в том, что, во-первых, не раскрывается, какие именно субъектные признаки отражаются (выражаются) в эмоциях, во-вторых, не раскрывается специфика эмоционального реагирования в той мере, которая позволила бы дифференцировать не только эмоции от когниций и акций, но и отграничить одну эмоцию от другой. Для того чтобы этот недостаток устранить, требуется учесть, что субъект эмоционального реагирования конституирован имеющимися у него потребностями и что само эмоциональное реагирование идентифицируется на основе свойственной каждой эмоции паттерна экстраспективных и интроспективных проявлений. Поэтому можно сказать, что эмоция – это психическое переживание отношения потребностей субъекта к процессу (или к возможности) их удовлетворения, выражающееся в специфическом для каждой эмоции психосоматическом проявлении. С позиций такого определения классификация эмоций должна быть соотнесена, с одной стороны, с классификацией потребностей, а, с другой, – с разграничением психосоматических вариантов реагирования человека.

В истории учений об эмоциях отметим три концепции, в которых получили разработку моменты, принципиальные с точки зрения сформулированного определения. Это концепции Джемса (1884) – Ланге (1885), П. К. Анохина (1949) и П.В. Симонова (1970). В рамках концепции Джемса-Ланге предложена трактовка эмоций в терминах эффекторно-аффекторной стимуляции. "Моя теория состоит в том. – писал Джемс, – что телесные изменения следуют непосредственно за восприятием возбуждающего организм фактора и что наши ощущения этих самых изменений, поскольку они происходят, и есть эмоция". Иначе говоря, эмоциональный компонент эмоционального переживания целиком обусловлен особенностями периферических – мышечных, висцеральных, вазомоторных – реакций. По афористическому выражению Джемса, "нам грустно потому, что мы плачем", "нам страшно потому, что мы дрожим". В настоящее время установлено, что различные эмоциональные состояния могут давать одну и ту же соматическую или гормональную реакцию. Например, как при маниакальном, так и при депрессивном состоянии содержание сахара в крови увеличено. Многие интенсивные эмоции и сопровождающие их периферические реакции можно получить в результате раздражения определенных анатомических структур мозга, что обнаружилось во время нейрохирургических вмешательств. В экспериментах на животных эмоциональные реакции (гнев, ярость, страх) достигались путем электрического раздражения гипоталамуса с помощью вживленных в него электродов.

С точки зрения Анохина, возникновение эмоций обусловлено процессами формирования и удовлетворения потребностей и влечений. Процесс формирования потребностей связывается с возникновением эмоций преимущественно беспокоящего, тягостного характера. Удовлетворение возникшей потребности сопровождается положительным эмоциональным переживанием. В концепции Симонова возникновение эмоций связывается с процессами информационного обеспечения поведения, с оценкой субъектом вероятности удовлетворения актуальной потребности. Прогнозирование вероятности достижения цели может осуществляться как на осознаваемом, так и на неосознаваемом уровнях. Возрастание вероятности достижения цели в результате поступления новой информации порождает положительную эмоцию, а падение вероятности в сравнении с ранее имевшимся прогнозом ведет к отрицательному эмоциональному переживанию.

Богатство репертуара эмоционального реагирования на необозримое многообразие жизненных ситуаций ставит задачу разграничения их базисных и производных форм. В качестве базисных чаще всего в литературе фигурируют следующие 10 эмоций: интерес, радость, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина. Конечно, для разных людей ситуации, вызывающие (провоцирующие) те или другие эмоции, различны. То, что у одного вызовет стыд. другого только возбуждает. стимулирует азарт, третий в аналогичной ситуации сердится, четвертый становится агрессивным, у пятого она не вызовет ничего, кроме страха и страдания. Даже один и тот же человек, находясь в сходных ситуациях, будет переживать различные эмоции. Эмоция – это не просто результат определенного типа воздействия, а продукт интеграции внешнего воздействия, внутреннего состояния и отображения этого состояния в системе психосоматических проявлений. Однако задача классификации и. соответственно, описания эмоций стоит, должна решаться и практически решается и в повседневной жизни, и при проведении исследований. Учитывая все сказанное, дадим характеристики некоторым базисным эмоциям.

Интерес – психическое переживание, сопровождающее процесс удовлетворения познавательной потребности и выражающееся в повышении уровня активности субъекта, в сосредоточении ее на взаимодействии с объектом интереса. При выделении интереса как определенной формы переживания отношения к объекту подчеркивается, что многие виды человеческой активности невозможно объяснить в терминах биологической недостаточности или физиологической нужды. Здесь действуют особого рода внутренние побуждения, основанные на потребности в уменьшении когнитивного диссонанса. При этом в определенном диапазоне происходит как бы энергетическая подзарядка субъекта. Важное значение для понимания этого процесса имеет представление о катексисе, введенное Фрейдом при описании процесса формирования значимости объекта. Человек может заряжать психической энергией любой объект, идею или образ. Ид, Эго и Суперэго могут катектировать объекты, что служит условием осуществления энергообмена между субъектом и объектом. Катексис играет важную роль в распределении энергии между Ид, Эго и Суперэго. Ид может катектировать объекты и образы без их различения, что приводит к смещению восприятия и галлюцинации. Основной целью Ид является удовлетворение инстинктов и его катексис служит этому. Эго катектирует когнитивные процессы и переводит их тем самым на более высокие уровни. Эго катектирует также процесс вытеснения, т.е. образует антикатексис для ограничения неприемлемых сексуальных и агрессивных побуждений. Одной из главных функций Суперэго является формирование антикатексиса для ограничения и контроля катексиса инстинктивных влечений Ид. Катектированный объект привлекает и удерживает внимание. Катексис может быть как положительным, так и отрицательным, действуя как влекущая или как отталкивающая сила.

С точки зрения внешних проявлений заинтересованный человек выглядит похожим на человека присматривающегося, прислушивающегося, обнаруживая признаки любопытства и захваченности. Но при интересе к внутренним процессам его сосредоточенность может сопровождаться закрыванием глаз, либо выполнением автоматизированных движений.

Интерес играет чрезвычайно важную роль в когнитивном развитии и обучении. Интеллектуальная активность ребенка поддерживается и направляется интересом. Он не может долго и продуктивно заниматься предметом, который его не интересует. Чтобы ребенок мог проявить воображение или творческий подход в данной области, он должен быть ею захвачен, а это может быть обеспечено только сильным интересом.

Радость – переживание удовлетворения потребности в признании со стороны других людей. Три типа ситуаций, связанных с любимым человеком, ведут к радости: а) когда нам удается сделать то, что делает любимого человека счастливым, б) когда человек, которого мы любим, уступает нам, чтобы сделать нам приятное, в) когда мы встречаем любимого человека или находимся вместе с ним. Радость в большинстве случаев возникает внезапно, в момент неожиданной встречи с долгожданным человеком или событием. Радость обычно следует за достижением или творческим успехом, но ни окончание тяжелой работы, ни даже творческие усилия не гарантируют наступления радости. Радость не то же самое, что веселье. Радость может быть связана с весельем и игрой, но веселящийся человек не обязательно испытывает радость. Радость сопровождается по крайней мере кратковременной самоудовлетворенностью, удовлетворенностью окружающим и всем миром.

Переживание радости не обязательно следует из специфической ситуации или действия. Радость может возникать на различных стадиях творческой работы, от физических упражнений, при удовлетворении физиологических потребностей или вследствие чего-то, что уменьшает напряжение, гнев, отвращение, стыд. Можно пережить радость во сне.

Внешне радость сопровождается улыбкой и радостным смехом. Радость повышает способность человека познавать и принимать окружающее. Радующийся человек гораздо в большей степени открыт добру и красоте. Переживая радость, люди скорее склонны наслаждаться объектом, чем пытаться его анализировать или преобразовывать. Радость дает возможность почувствовать сопричастность окружающему. Радость часто сопровождается переживанием силы и энергетического подъема.

Горе – переживание утраты, невозможности удовлетворить потребность в общении с близким человеком, в обладании ценностями. Утрата может быть временной (разлука) или постоянной (смерть), действительной или воображаемой, физической или психической, что в незначительной степени может влиять на интенсивность переживания. Имеет смысл различать утраты и с точки зрения различий утрачиваемых объектов: 1) утрата близких людей, 2) утрата каких-либо качеств в самом себе (способностей, позитивных установок, самоуважения), 3) утрата материальных, материально воплощенных ценностей, 4) утраты. связанные с ростом, развитием, преобразованием условий (отнятие ребенка от груди матери, утрата прежнего положения. статуса). Горе переживается, с одной стороны, как напасть, бедствие, несчастье, т.е. нечто, обусловленное внешними факторами, а с другой, – как состояние горечи (горе горькое), от которого не избавиться и которое все собой окрашивает. Горе иссушает, делает старым, немощным, подавляет активность, всякие желания. Вместе с тем, переживая горе, человек становится мудрее, отзывчивее.

Стыд – переживание собственной неспособности оказаться на высоте тех требований, которые человек предъявляет самому себе, переживание неудовлетворенности собой, потеря самоуважения. Переживая стыд, человек воспринимает себя уменьшающимся в размерах, беспомощным, стремится спрятаться, укрыться от окружающих. Когда человек испытывает стыд, он, как правило, отворачивает лицо в сторону. Глаза опускаются вниз. "бегают из стороны в сторону". Многие, испытывая стыд, краснеют, на глазах у них появляются слезы, что в свою очередь еще больше усиливает переживание стыда, поскольку это привлекает внимание окружающих. Переживая стыд, люди забывают самые обыденные слова, делают нелепые вещи, "теряют присутствие духа", становятся неуклюжими. Стыд переживается как внутреннее мучение. Человек воспринимает себя объектом насмешек и презрения.

Стыд возникает в ситуациях обнаружения своей некомпетентности (реальной или мнимой), в результате осознания совершенной ошибки (приняв незнакомца за знакомого, прореагировав на него соответствующим образом и осознав неадекватность своего поведения, человек испытывает смущение, неловкость). Переживание стыда может появиться не только в результате совершения каких-либо глупых, неверных или нравственно осуждаемых поступков, но и как следствие появления в сознании представлений, оцениваемых как грязные, аморальные, неприличные. Согласно Ч. Дарвину, стыд наиболее часто вызывается критикой, но может возникнуть и в ответ на похвалу. Многие молодые люди испытывали смущение при излишне щедрых, неумеренных похвалах родителей.

Самостоятельным и важным аспектом определения эмоций и эмотивных процессов является разграничение эмоций, аффектов, чувств и настроений. В экстремальных условиях, когда ситуация выходит из-под контроля, у субъекта развивается особый вид эмоций – аффект (от лат. affectus – душевное волнение, страсть). Аффекты отличает большая сила переживаний, бурное, относительно кратковременное протекание, выраженные вегетативные реакции. Обладая свойством доминантности, аффект тормозит и дезорганизует протекание психических процессов, мобилизуя лишь какой-либо один стереотипный вариант реагирования на ситуацию: бегство, оцепенение, агрессия. Аффект может завершиться обмороком, по выходе из которого наблюдается амнезия.

Разграничение эмоций и чувств основано на соотнесенности их с разными уровнями организации субъекта. Если возникновение эмоций связано с психосоматическими механизмами реагирования, то субъектом чувств выступают личность и индивидуальность, В отличие от ситуативных эмоций и аффектов в чувствах получают обобщенное отражение и выражение ситуации, имеющие стабильную мотивационную значимость, которые сами в свою очередь определяют направленность личности и влияют на характер возникающих эмоций. В чувствах получают выражение наиболее интегративные непосредственно переживаемые отношения субъекта к окружающей его действительности: чувство реальности, чувство справедливости, чувство собственного достоинства, чувство прекрасного...

Интеграция самочувствия с переживанием ситуаций, влияющих на жизнедеятельность, формирует настроения, играющие роль эмоционального фона различных видов активности и установок по отношению к конкретным действиям.

Нарушения эмотивных механизмов. Рассмотрение эмотивных механизмов, осуществленное нами, позволяет выделить ряд параметров их функционирования в норме и патологии. Эти параметры следующие: модальность, интенсивность, скорость возникновения, длительность существования, темп чередования, порог чувствительности. При выходе значений параметров за пределы оптимальной зоны возникают определенные нарушения эмоциональной сферы. Эмоциональные нарушения могут иметь место также при несбалансированности эмоциональных процессов и при блокировании (выпадении) отдельных этапов эмоционального процесса.

В норме функционирование эмоциональной сферы характеризуется большим разнообразием эмоциональных откликов на события окружающей среды, достаточно быстрым чередованием эмоций разной модальности. Один из видов эмоциональных нарушений заключается в смещении спектра эмоционального реагирования в сторону одного из полюсов: у человека на протяжении длительного времени доминируют либо эмоции положительной модальности (маниакальное, гипертимическое состояние), либо эмоции отрицательной модальности (депрессивное, гипотимическое состояние).

У человека, находящегося в маниакальном состоянии, постоянно радостное, приподнятое настроение. Он переживает прилив душевных и физических сил. Радостное чувство сопровождается возбуждением, повышенной активностью, отсутствием чувства усталости, что окружающими квалифицируется как "заразительное веселье". Вместе с тем в других вариантах радостное настроение может сочетаться с постоянными упреками в адрес окружающих, повышенной раздражительностью и гневливостью. В качестве самостоятельной разновидности гипертимического состояния рассматривается эйфория. Если для маниакального состояния характерна заразительная веселость, то эйфории присущи благодушие, беспечность, переживание тихой радости, довольства, снижение самокритичности.

При гипотимии, в депрессивном состоянии, напротив, доминирует угнетенное, подавленное настроение. Человек испытывает "тяжесть на душе", переживает неизбывное душевное страдание, захвачен чувством бесперспективности существования, безнадежности своего положения, все окружающее видит в мрачных тонах, не доступен положительным эмоциям. Такое состояние эмоциональной сферы проявляется в двигательной заторможенности, снижении аппетита, сочетается с потерей интереса к окружающему, ослаблением памяти, нарушениями сна.

В качестве особых состояний снижения настроения рассматриваются дистимия и дисфория. Дистимия – это преходящее угнетение настроения вследствие неудовлетворенности базисных биогенных, психогенных и социогенных потребностей. При дисфории пониженное настроение приобретает оттенок раздражительности, мрачного недовольства окружающим, озлобленности, взрывчатости, повышенной чувствительности ко всякому внешнему раздражителю.

Состояния, содержанием которых является непреодолимая боязнь конкретных ситуаций, предметов, существ, действий или неопределенный беспредметный страх, называются фобиями (от греч. phobos – страх, боязнь). Здесь остро отрицательное эмоциональное переживание воплощается в конкретной его форме – в страхе.

Эмоциональная лабильность и слабость относятся к числу нарушений, которые характеризуются патологическими изменениями временных параметров протекания эмоциональных процессов. При эмоциональной лабильности отмечается повышенная легкость возникновения эмоций, преимущественно отрицательных, быстрая их смена. Незначительное утомление, сколько-нибудь длительная концентрация внимания вызывают поверхностный и неглубокий гнев, злобность или астенические эмоции: обиду, досаду. О слабодушии или эмоциональной слабости говорят тогда, когда имеет место неустойчивость настроения, резкие его колебания – от эйфории до глубоких расстройств, сопровождаемых слезами. Те и другие оказываются нестойкими и быстро сменяют друг друга: случайное горестное воспоминание тотчас вызывает слезы, а самое поверхностное утешение успокаивает и веселит. В отличие от эмоциональной лабильности при слабодушии эмоции глубоки.

О чувственном оскудении говорят тогда, когда наблюдается ослабление высших чувств при одновременном усилении и доминировании эмоций, тесно связанных с органическими процессами. В отличие от этого для эмоциональной тупости характерно выпадение не только высших чувств, по и низших эмоций. связанных с инстинктивными потребностями: повышаются пороги болевых ощущений, ослабевает эмоциональная окраска удовлетворения пищевых и сексуальных потребностей. В крайних вариантах – эмоциональная тупость, дефект, содержанием которого является безразличие: что бы ни происходило вокруг, вплоть до прямой опасности для собственной жизни, судьбы близких – все оставляет человека безучастным, не вызывает никаких эмоциональных откликов.

К числу особых нарушений эмоциональной сферы можно отнести алекситимию, когда наблюдается трудность вербализации высших чувств, неспособность на эмоциональную коммуникацию. Внутреннее состояние описывается человеком, имеющим такого рода нарушение, преимущественно в терминах пустоты, скуки, усталости, раздражительности. При этом ослабевают социальные контакты, наступает одиночество, интересы сосредоточиваются на тривиальных деталях повседневной жизни.



К HАЧАЛУ
Библиотека
Просмотров: 1391
Категория: Библиотека » Общая психология


Другие новости по теме:

  • ПРОБЛЕМА СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА | ОГЛАВЛЕHИЕ sect1 СТАНОВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА В
  • ПРОБЛЕМА СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА | ОГЛАВЛЕHИЕ sect4 КРИТИКА КОНЦЕПЦИЙ СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА В
  • ПРОБЛЕМА СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА | ОГЛАВЛЕHИЕ sect3 ВОПРОСЫ СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА В КЛАССИЧЕСКОЙ
  • ПРОБЛЕМА СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА | ОГЛАВЛЕHИЕ sect2 РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА В
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 2. ЛИЧНОСТЬ Люди похожи, ибо всем нам досталась
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ 2 Типы характера: неплодотворныеориентацииа Рецептивная ориентацияПри рецептивной
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ 3 Плодотворная ориентацияа Общая характеристикаСо времени классической
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Глава IV ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ЭТИКИ Самый очевидный аргумент
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 2. СОВЕСТЬ. ОСОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ САМОГО СЕБЯ Всякий, кто
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 3. УДОВОЛЬСТВИЕ И СЧАСТЬЕ Счастье 150 не награда
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Глава III ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ПРИРОДА И ХАРАКТЕР Что я
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Глава II ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ЭТИКА: ПРИКЛАДНАЯ НАУКА ИСКУССТВА ЖИТЬ
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Глава I ПРОБЛЕМА Разумеется, душа питается знаниями, 150сказал
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 4. ВЕРА КАК ЧЕРТА ХАРАКТЕРА Вера состоит в
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Предисловие Эта книга во многих отношениях является продолжениемБегства
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Примечания In Time and Eternity, A Jewish Reader,
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Глава V МОРАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА НАШЕГО ВРЕМЕНИ Пока в
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 6. АБСОЛЮТНАЯ И ОТНОСИТЕЛЬНАЯ, УНИВЕРСАЛЬНАЯ И СОЦИАЛЬНО ИММАНЕНТНАЯ
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 5. МОРАЛЬНЫЕ СИЛЫ ЧЕЛОВЕКА Много в природе дивных
  • Р. Генон. ЧЕЛОВЕК И ЕГО СТАНОВЛЕНИЕ СОГЛАСНО ВЕДАНТЕ | Примечания Глава I: Исключение может быть сделанолишь для
  • Р. Генон. ЧЕЛОВЕК И ЕГО СТАНОВЛЕНИЕ СОГЛАСНО ВЕДАНТЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава XXIV ДУХОВНОЕ СОСТОЯНИЕ ЙОГИНА: ВЫСШЕЕ ТОЖДЕСТВО
  • Р. Генон. ЧЕЛОВЕК И ЕГО СТАНОВЛЕНИЕ СОГЛАСНО ВЕДАНТЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава XXIII ВИДЕХА-МУКТИ И ДЖИВАН-МУКТИ Освобождение, в
  • Р. Генон. ЧЕЛОВЕК И ЕГО СТАНОВЛЕНИЕ СОГЛАСНО ВЕДАНТЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава XXII КОНЕЧНОЕ ОСВОБОЖДЕНИЕ Освобождение Мокша, или
  • Р. Генон. ЧЕЛОВЕК И ЕГО СТАНОВЛЕНИЕ СОГЛАСНО ВЕДАНТЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава XXI БОЖЕСТВЕННОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ СУЩЕСТВА ПО ПУТИ
  • Р. Генон. ЧЕЛОВЕК И ЕГО СТАНОВЛЕНИЕ СОГЛАСНО ВЕДАНТЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава VI СТУПЕНИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЯВЛЕНИЯ Теперь мы
  • Р. Генон. ЧЕЛОВЕК И ЕГО СТАНОВЛЕНИЕ СОГЛАСНО ВЕДАНТЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава VIII МАНАС, ИЛИ ВНУТРЕННИЙ РАЗУМ ДЕСЯТЬ
  • Р. Генон. ЧЕЛОВЕК И ЕГО СТАНОВЛЕНИЕ СОГЛАСНО ВЕДАНТЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава VII БУДДХИ, ИЛИ ВЫСШИЙ РАЗУМ Первой
  • Р. Генон. ЧЕЛОВЕК И ЕГО СТАНОВЛЕНИЕ СОГЛАСНО ВЕДАНТЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава IX ПЯТЬ ВАЙЮ, ИЛИ ЖИЗНЕННЫХ ФУНКЦИЙ
  • Р. Генон. ЧЕЛОВЕК И ЕГО СТАНОВЛЕНИЕ СОГЛАСНО ВЕДАНТЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава V ПУРУША, НЕ ПОДВЕРЖЕННЫЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫМ МОДИФИКАЦИЯМ
  • Р. Генон. ЧЕЛОВЕК И ЕГО СТАНОВЛЕНИЕ СОГЛАСНО ВЕДАНТЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава IV ПУРУША И ПРАКРИТИ Мы сейчас



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь