§2. Второе, по своему содержанию обусловленное основоположение
Второе основоположение не может быть ни доказано, ни
выведено по той же самой причине, по какой нельзя этого
сделать и с первым. Поэтому и в данном случае совершенно
так же, как выше, мы будем исходить из некоторого факта
эмпирического сознания; оперировать с ним мы будем так же,
как в первом случае, пользуясь одинаковым на то правом.
Положение: A не = A будет, без
сомнения, каждым признано совершенно достоверным и
неоспоримым, и вряд ли можно ожидать, чтобы кто-нибудь стал
требовать его доказательства.
Если же такое доказательство оказалось бы все же
возможным, то в нашей системе (правильность которой сама по
себе, конечно, до полного завершения науки проблематична)
его можно было бы получить только из положения: A=A.
Но такое доказательство невозможно. Ибо, если даже
предположить самое большее, а именно, что установленное
положение совершенно одинаково с положением: -A =
-A, а следовательно, -A одинаково с некоторым,
полагаемым в Я, и что положение это имеет в таком
случае следующий смысл: если противоположное
A полагается, то оно полагается, то и тогда
бы тут полагалась безусловно та же самая связь (=
X), как и выше; то есть тут не было бы никакого
положения, выведенного из положения: A=A, а
фигурировало бы просто само это положение. И таким образом,
действительно форма этого положения, поскольку оно является
только логическим положением, подчиняется высшей форме,
форменности вообще, единству сознания.
Совершенно не затронутым остается еще вопрос:
полагается ли противоположность A и на условии какой
формы чистого действия? Если бы вышеустановленное
положение было выведено, это условие в свою очередь должно
бы было выводиться из положения: A=A. Но такого
условия из него никак не может получиться, так как форма
противоположения не только не содержится в форме положения,
а, наоборот даже, противоположна ей. Противоположное, стало
быть, противополагается без всякого условия и
непосредственно. -A полагается как таковое
единственно потому, что оно полагается.
Таким образом, достоверность того, что среди действий
Я находится некоторое противоположение, та
же, что и достоверность наличности положения:
A не = A среди действий эмпирического
сознания. И это противоположение, если рассматривать его
только со стороны его формы, представляет собою
некоторое непосредственно возможное действие, никаким
условиям не подчиняющееся и никаким более высоким
основанием не обосновываемое.
(Логическая форма положения как
положения, подчиняется (как только установлено положение:
-A = -A) условию тождества субъекта и предиката (то
есть представляющего Я и Я представляемого в
качестве представляющего). Но и самая возможность
противоположения как такового тоже предполагает тождество
сознания; и путь, проделываемый действующим в этой функции
Я, оказывается, собственно говоря, следующим:
A (просто положенное) = A (тому, которое
служит предметом размышления). Этому A, как объекту
размышления, силой абсолютного действия противополагается
-A, и затем относительно этого последнего
признается, что оно противоположно также и просто
положенному A, так как первое A равно этому
последнему. Это же равенство основывается (§1) на
тождестве Я полагающего с Я размышляющим,
далее предполагается, что действующее в обоих актах
и о них судящее Я есть одно и то же Я. Если
бы оно могло быть противоположно самому себе в обоих этих
действиях, то -A было бы =A. Следовательно,
переход от полагания к противополаганию также возможен лишь
через тождество Я.)
Итак, противоположное, поскольку оно есть
противоположное (как простая противность вообще),
полагается через это абсолютное действие, и только через
него. Всякая противоположность как таковая существует лишь
в силу действия Я, а не по какому-либо другому
основанию. Противоположность полагается вообще только силою
Я.
Ежели какое-либо -A должно быть положено, то
должно быть положено и некоторое A. Следовательно,
действие противоположения в некотором другом отношении
также обусловлено. Возможно ли вообще какое-нибудь
действие, это зависит от некоторого другого
действия; действие, значит, со стороны содержания
обусловливается как действие вообще; оно является действием
по отношению к другому действию. То, что действие
совершается именно так, а не иначе, это не обусловлено;
действие со стороны своей формы (в отношении своего
как) безусловно.
(Противополагание возможно лишь при условии
единства сознания полагающего и противополагающего. Если бы
сознание первого действия не было связано с сознанием
второго, то второе полагание не было бы
противополаганием, а лишь просто полаганием. Только
через отношение к некоторому полаганию оно становится
противополаганием.)
До сих пор шла речь о действии как только действии,
о способе действия. Теперь мы перейдем к его продукту =
-A.
В -A мы можем, в свою очередь, различить два
момента: его форму и его содержание. Форма
определяет в нем то, что оно вообще являет собою некоторую
противоположность (какому-либо X). Если оно
противоположно какому-нибудь определенному A, оно
обладает содержанием, само оно не есть что-либо
определенное.
Форма -A определяется безусловным действием:
-A есть некоторая противоположность потому, что оно
являет собою продукт противополагания. Содержание же
определяется через A. -A не есть то, что есть
A. Все его существо заключается в том, что оно не
есть то, что есть A. Я знаю относительно
-A, что оно являет собою противоположность
некоторому A. Знать же, что из себя представляет или
не представляет то, о чем я знаю только что сказанное, я
могу лишь при том условии, что знаю A.
Первоначально ничто не полагаетсая, кроме Я;,
и только это последнее есть то, что полагается безусловно
(§1). Значит, только одному Я можно и
безусловно противополагать. Но противоположное Я
есть Не-Я.
Сколь несомненна среди фактов эмпирического сознания
наличность безусловного признания достоверности положения:
-A не -A, столь же несомненно Я безусловно
противополагается некоторое Не-Я. Из этого
первоначального противоположения выводится все то, что мы
только что сказали о противоположении вообще; стало быть,
все это имеет по отношению к нему первоначальную
значимость: по форме оно, следовательно, совершенно
безусловно, со стороны же материи обусловлено. И
таким образом было бы найдено второе основоположение всего
человеческого знания.
В силу простого противоположения Не-Я должно
быть присуще противоположное всему тому, что присуще Я.
(Обыкновенно полагают, что понятие Не-Я
есть лишь общее понятие, возникшее благодаря отвлечению от
всего представляемого. Но нетрудно показать
неосновательность такого объяснения. Как только я должен
представить себе что-нибудь, мне необходимо
противопоставить его представляющему. И конечно, в объекте
представления может и должно находиться некоторое X,
благодаря которому объект этот выступает как то, что должно
быть представлено, а не как представляющая инстанция. Но
никакой другой предмет не может дать мне понять, что все
то, в чем заключается этот X, есть не представляющая
инстанция, а то, что должно быть представлено. Чтобы я мог
утверждать какой-либо предмет, я должен уже его знать; он
должен, стало быть, содержаться во мне, представляющем,
первично до всякого возможного опыта. И это до того
бросается в глаза, что всякий, кто этого не понимает и не
поднимается отсюда до трансцендентального идеализма,
бесспорно должен быть духовно слеп.)
* * *
Из материального положения: Я есмь возникло путем
отвлечения от его содержания чисто формальное и логическое
положение: A=A. Из установленного в настоящем
параграфе положения при помощи такого же отвлечения
возникает логическое положение: -A не = A, которое я
именую принципом противоположения. Мы пока еще не можем
надлежащим образом его определить или выразить в словесной
формуле, причина чего выяснится в следующем параграфе.
Если, наконец, отвлечься совершенно от определенного акта
суждения и иметь в виду лишь форму заключения от
противоположения к не-бытию, то получится категория
отрицания. И ее сущность тоже можно будет как следует
понять только в следующем параграфе.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.