Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69
Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69
Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 63
Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 64
Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 66
Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 67
И. Г. Фихте. ОСНОВА ОБЩЕГО НАУКОУЧЕНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ sect2. Второе, по своему содержанию обусловленное основоположение
§2. Второе, по своему содержанию обусловленное основоположение
Второе основоположение не может быть ни доказано, ни
выведено по той же самой причине, по какой нельзя этого
сделать и с первым. Поэтому и в данном случае совершенно
так же, как выше, мы будем исходить из некоторого факта
эмпирического сознания; оперировать с ним мы будем так же,
как в первом случае, пользуясь одинаковым на то правом.
Положение: A не = A будет, без
сомнения, каждым признано совершенно достоверным и
неоспоримым, и вряд ли можно ожидать, чтобы кто-нибудь стал
требовать его доказательства.
Если же такое доказательство оказалось бы все же
возможным, то в нашей системе (правильность которой сама по
себе, конечно, до полного завершения науки проблематична)
его можно было бы получить только из положения: A=A.
Но такое доказательство невозможно. Ибо, если даже
предположить самое большее, а именно, что установленное
положение совершенно одинаково с положением: -A =
-A, а следовательно, -A одинаково с некоторым,
полагаемым в Я, и что положение это имеет в таком
случае следующий смысл: если противоположное
A полагается, то оно полагается, то и тогда
бы тут полагалась безусловно та же самая связь (=
X), как и выше; то есть тут не было бы никакого
положения, выведенного из положения: A=A, а
фигурировало бы просто само это положение. И таким образом,
действительно форма этого положения, поскольку оно является
только логическим положением, подчиняется высшей форме,
форменности вообще, единству сознания.
Совершенно не затронутым остается еще вопрос:
полагается ли противоположность A и на условии какой
формы чистого действия? Если бы вышеустановленное
положение было выведено, это условие в свою очередь должно
бы было выводиться из положения: A=A. Но такого
условия из него никак не может получиться, так как форма
противоположения не только не содержится в форме положения,
а, наоборот даже, противоположна ей. Противоположное, стало
быть, противополагается без всякого условия и
непосредственно. -A полагается как таковое
единственно потому, что оно полагается.
Таким образом, достоверность того, что среди действий
Я находится некоторое противоположение, та
же, что и достоверность наличности положения:
A не = A среди действий эмпирического
сознания. И это противоположение, если рассматривать его
только со стороны его формы, представляет собою
некоторое непосредственно возможное действие, никаким
условиям не подчиняющееся и никаким более высоким
основанием не обосновываемое.
(Логическая форма положения как
положения, подчиняется (как только установлено положение:
-A = -A) условию тождества субъекта и предиката (то
есть представляющего Я и Я представляемого в
качестве представляющего). Но и самая возможность
противоположения как такового тоже предполагает тождество
сознания; и путь, проделываемый действующим в этой функции
Я, оказывается, собственно говоря, следующим:
A (просто положенное) = A (тому, которое
служит предметом размышления). Этому A, как объекту
размышления, силой абсолютного действия противополагается
-A, и затем относительно этого последнего
признается, что оно противоположно также и просто
положенному A, так как первое A равно этому
последнему. Это же равенство основывается (§1) на
тождестве Я полагающего с Я размышляющим,
далее предполагается, что действующее в обоих актах
и о них судящее Я есть одно и то же Я. Если
бы оно могло быть противоположно самому себе в обоих этих
действиях, то -A было бы =A. Следовательно,
переход от полагания к противополаганию также возможен лишь
через тождество Я.)
Итак, противоположное, поскольку оно есть
противоположное (как простая противность вообще),
полагается через это абсолютное действие, и только через
него. Всякая противоположность как таковая существует лишь
в силу действия Я, а не по какому-либо другому
основанию. Противоположность полагается вообще только силою
Я.
Ежели какое-либо -A должно быть положено, то
должно быть положено и некоторое A. Следовательно,
действие противоположения в некотором другом отношении
также обусловлено. Возможно ли вообще какое-нибудь
действие, это зависит от некоторого другого
действия; действие, значит, со стороны содержания
обусловливается как действие вообще; оно является действием
по отношению к другому действию. То, что действие
совершается именно так, а не иначе, это не обусловлено;
действие со стороны своей формы (в отношении своего
как) безусловно.
(Противополагание возможно лишь при условии
единства сознания полагающего и противополагающего. Если бы
сознание первого действия не было связано с сознанием
второго, то второе полагание не было бы
противополаганием, а лишь просто полаганием. Только
через отношение к некоторому полаганию оно становится
противополаганием.)
До сих пор шла речь о действии как только действии,
о способе действия. Теперь мы перейдем к его продукту =
-A.
В -A мы можем, в свою очередь, различить два
момента: его форму и его содержание. Форма
определяет в нем то, что оно вообще являет собою некоторую
противоположность (какому-либо X). Если оно
противоположно какому-нибудь определенному A, оно
обладает содержанием, само оно не есть что-либо
определенное.
Форма -A определяется безусловным действием:
-A есть некоторая противоположность потому, что оно
являет собою продукт противополагания. Содержание же
определяется через A. -A не есть то, что есть
A. Все его существо заключается в том, что оно не
есть то, что есть A. Я знаю относительно
-A, что оно являет собою противоположность
некоторому A. Знать же, что из себя представляет или
не представляет то, о чем я знаю только что сказанное, я
могу лишь при том условии, что знаю A.
Первоначально ничто не полагаетсая, кроме Я;,
и только это последнее есть то, что полагается безусловно
(§1). Значит, только одному Я можно и
безусловно противополагать. Но противоположное Я
есть Не-Я.
Сколь несомненна среди фактов эмпирического сознания
наличность безусловного признания достоверности положения:
-A не -A, столь же несомненно Я безусловно
противополагается некоторое Не-Я. Из этого
первоначального противоположения выводится все то, что мы
только что сказали о противоположении вообще; стало быть,
все это имеет по отношению к нему первоначальную
значимость: по форме оно, следовательно, совершенно
безусловно, со стороны же материи обусловлено. И
таким образом было бы найдено второе основоположение всего
человеческого знания.
В силу простого противоположения Не-Я должно
быть присуще противоположное всему тому, что присуще Я.
(Обыкновенно полагают, что понятие Не-Я
есть лишь общее понятие, возникшее благодаря отвлечению от
всего представляемого. Но нетрудно показать
неосновательность такого объяснения. Как только я должен
представить себе что-нибудь, мне необходимо
противопоставить его представляющему. И конечно, в объекте
представления может и должно находиться некоторое X,
благодаря которому объект этот выступает как то, что должно
быть представлено, а не как представляющая инстанция. Но
никакой другой предмет не может дать мне понять, что все
то, в чем заключается этот X, есть не представляющая
инстанция, а то, что должно быть представлено. Чтобы я мог
утверждать какой-либо предмет, я должен уже его знать; он
должен, стало быть, содержаться во мне, представляющем,
первично до всякого возможного опыта. И это до того
бросается в глаза, что всякий, кто этого не понимает и не
поднимается отсюда до трансцендентального идеализма,
бесспорно должен быть духовно слеп.)
* * *
Из материального положения: Я есмь возникло путем
отвлечения от его содержания чисто формальное и логическое
положение: A=A. Из установленного в настоящем
параграфе положения при помощи такого же отвлечения
возникает логическое положение: -A не = A, которое я
именую принципом противоположения. Мы пока еще не можем
надлежащим образом его определить или выразить в словесной
формуле, причина чего выяснится в следующем параграфе.
Если, наконец, отвлечься совершенно от определенного акта
суждения и иметь в виду лишь форму заключения от
противоположения к не-бытию, то получится категория
отрицания. И ее сущность тоже можно будет как следует
понять только в следующем параграфе.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.