То гераклитовское определение, которое
относится не к аспекту абсолюта, а к нему самому, также
гласит, что универсум есть "единое мудрое" (hen to sophon).
Тезис Ликофрона приводит Аристотель
(Phys. 185b, 25); Симпликий добавляет, что здесь имеется в
виду экзистенциальное значение esti (Phys. 91).
Подробнее о категории бытия у
досократиков и софистов с точки зрения автора данного
исследования см.: {43}.
Кроме высказываний Аристотеля есть ряд
достаточно выразительных характеристик метода Сократа у
Ксенофонта (Memor. IV, 6, 1; 13, 14-15; 5, 12; III, 8, 1-3).
См. об этом главу "Мудрость демиурга" в
монографии Т. В. Васильевой {21}, где, в частности,
отмечено, что, в то время как раньше был известен путь от
вещи к идее, Сократ открыл путь от идеи к вещи.
Глагол eidenai употребляется в
сочетаниях, буквально означающих, например, "знать
храбрость", но имеющих смысл "быть храбрым" (ср. в русском:
"не знать поражений"). О других се мантических особенностях
понятия добра у греков см.: {52, 117-119}.
Xenoph. I 1, 8-9. Сократ, как замечает
А. С. Богомолов {12, 213}, критикует отнюдь не общепринятые
обыденные мнения. Действительно, он борется с культом
рассудка, созданным новаторами-софистами.
Men. 80a-b.
О Дельфах см.: {207, IV, 2,
2517-2700}. О связи философии и культа Аполлона см. у А. Ф.
Лосева {59, 313-333 и специально 337-345}, С. Н.
Трубецкого {90, 129-131, 178-186}. Последний
утверждает: "Вся греческая философия выросла под сенью
этого бога... наиболее важные очаги философии были
значительными центрами культа Аполлона" {там же, 446}. О
культурно-эстетическом контексте оракула о Сократе см. у Т.
В. Васильевой {20}.
Знаменитое возражение Платону: "Стол
вижу, а стольности не вижу" (trapezan horo, trapezoteta
doych horo. Diog. L. XI, 53) это, строго говоря, не
отрицание, а ограничение идеального. Известно также, что
Антисфен придерживался традиционного философского монотеизма.
О различии терминов "эйдос" и "идея"
см. у А. Ф. Лосева. {58, 135-281}, где предлагается
"расценить природу эйдоса как дифференциальную и природу
идеи как интегральную. Эйдос наглядно значит, идея
наглядно выражает" {с. 267}. Ср. также работу П. Броммера,
реферированную А. Ф. Лосевым в {60, 4, 741-745}.
В {76, 2, 42} дан другой вариант
перевода: "...сущность, бытие которой мы выясняем..."
См.: {19}, где автор дает новую
редакцию части своего прежнего перевода {76, 2,
223-318} и обосновывающий комментарий.
См.: {58, 306-307, 328-329, 338,
464-468, 588-592}. См. также изложение А. Ф. Лосевым
работы Г. Бергера: {60, 3, 226-231}.
О связанных с Гестией мифологических и
космологических. представлениях см.: {43, 25-26}.
Этой проблеме посвящены в нашей
литературе последних лет интересные публикации {3; 14; 21;
38; 67}.
Концепцию веридикального значения
греческого глагола "быть" развивает в ряде своих работ Ч.
Кан. О Платоне см.: {173}.
Некорректность замены доказывает Кетчум
{175}.
Последовательный анализ содержания этой
части диалога си. в: {76. 2, 585-594; 27, 142-159; 58,
479-480}.
Каждое допущение создает свой тип
онтологического мира. Неоплатонические толкования этих
миров см. в: {96, 479-480}.
Dia gar ten allelon ton eidon xymploken
ho logos gegonen hemin (259e).
Гатри даже считает, что в различении
отношений, в которых говорится о существовании, заключается
главный результат "Софиста" {158, 5, 152}. Аристотель,
замечает он, начинает анализ "есть" с того, чем кончил
Платон; оу ... homoios eirekamen ... (256a11).
Существует логическая концепция,
категорически отвергающая трихотомию Фреге и, в частности,
подчеркивающая однозначность "быть" в греческой философии
(см. статью Я. Хинтикки: {100, 310-353, 383}).
В монографии Сейра обстоятельно
доказывается, что вся информация об agrapha dogmata имеет
развернутое соответствие в "Филебе" (см.: {223}).
См. статьи Т. Ю. Бородай {14}, Н. И.
Григорьевой {38}.
См. изложение проблемы "математических
объектов" вместе с вносящими ясность комментариями в книге
П. П. Гайденко: {27, 169-178}.
См., например, у Х.-Г. Гадамера {149}.
Тесную связь 509b Resp. с "неписаным учением" доказывает X.
Кремер {181}. Если мы согласимся с Сейром {223} в том, что
"Филеб" экспликация "неписаного учения", то получим
большой материал для интерпретации генологии. См. также
анализ генологии в контексте литературной полемики эпохи
Платона в старой работе Тейхмюллера: {234}.
Об этом и об особенностях философского
языка Аристотеля см. в книге Т. В. Васильевой: {21, 142-145}.
Ср.: Top. 121a15-20, 121b5-10,
127a27-33.
Аналогия со средневековыми понятиями
"эссенции" и "экзистенции" была бы здесь, пожалуй,
некорректна, так как essentia не совпадает с
аристотелевской "сущностью", она ближе к чтойности.
Систематическое рассмотрение категорий
формы, материи, возможности и действительности см. у А. Ф.
Лосева {60, 4, 91-140}, П. П. Гайденко {27, 281-290},
А. В. Лебедева {96, 17, 743, 800}.
См.: {78, 212, 234}.
Здесь и далее термин "метафизика"
употребляется в старом значении: как исследование первых
причин и начал бытия.
О роли Викторина, а также Илария и
каппадокийцев в становлении средневековой онтологии см. в
работе Г. Г. Майорова: {64, 147-176}. О Викторине см.
также: {163, 89-116, 146-149}.
Трактаты Боэция цитируются по переводу
Т. Ю. Бородай.
Таков Дюринг, высмеянный Энгельсом
{см.: 1, 20, 42}. Дюринг не может доказать
материальность бытия "с помощью положения о
всеединственности всеобъемлющего бытия..." {там же, 631}.
В. М. Бакусев {см.: 8} предлагает
переводить gotheit не как "божество", а как
"божественность". Это не только вернее, но и указывает на
связь с шартрской дистинкцией.
О специфическом смысле кантовского
термина "идеальное" см. в книге Г. В. Тевзадзе: {88,
95-101}.
Анализ модальных категорий в связи с
понятием существования у Канта см. в: {99} и {124}.
Вряд ли Кант был осведомлен о тесном
переплетении трех тем в античной философии, где время,
число и душа часто отождествлялись или выражались друг
через друга. Тем более интересно взаимопритяжение этих тем
в его философии. Если "время" мы поймем как
псевдоним "души", яснее станет роль, предназначавшаяся
Кантом для этой категории.
Анализ действия как интеллектуальной
интуиции в концепциях Фихте и Шеллинга см. в работе П. П.
Гайденко: {26, 36-48}.
Разбор поздней философии Фихте см. в:
{26, 190-249}. Теме "Фихте и Экхарт" посвящена
обстоятельная книга Бракена {125}.
И хронологически и теоретически
философию Шеллинга следовало бы излагать после раздела о
Гегеле, но поскольку здесь дается очерк определенной
традиции, то Гегель, замыкающий ее мыслитель,
рассматривается последним.
У Шеллинга, таким образом, традиционное
схоластическое определение бытия бога оказывается относимым
лишь к той части бога, которая подлежит преодолению. Об
отношении Шеллинга к онтологическому аргументу см.: {178,
11-42} и {183}.
На основании большого материала,
собранного и проанализированного Н. В. Мотрошиловой {70},
можно сказать, что отношение Гегеля к традиции было
результатом продуманного и выстраданного выбора.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.