Не имей монах пожелания мяса, и не пей вина до
упоения: иначе огрубеет твой ум, и житейским попечениям не
будет у тебя конца.
Признаки доброй жизни в молодом монахе
смиренномудрое воздержание от винопития и многословия. Кто
любит их, тот не доведет до конца доброй жизни.
Не принуждай брата своего пить вино до опьянения,
хотя бы издавна он употреблял его; ибо корабль строится
долгое время, а сокрушается мгновенно от одного удара.
Кто желает плотского упокоения, тот готовит себе
много напастей; а долготерпеливый спасается.
Лучше есть о Господе, и благодарить Господа, нежели
не есть и осуждать едящих и благодарящих Господа.
Сел ты за трапезу? Ешь хлеб, а не осуждай ближнего,
чтоб чрез осуждение не сделаться тебе пожирающим брата своего.
Будь здрав в вере, и ешь все предлагаемое тебе о
Господе. Если предложено вам что снедное, чего не хочешь ты
есть; не отсылай сего с трапезы, когда другие хотят есть и
благодарить Господа.
Сел ты за трапезу? Ешь, как человек, и не озирайся,
как невежда.
Один брат сказал: "не по брезгливости какой
отказываюсь есть мясо: ибо всякое создание Божие добро и
ничтоже отметно (1 Тим. 4, 4); но поелику написано:
непользует безумному сладость (Прит. 19. 10), то
неразумно монаху есть мясо животных".
Когда предложены куски (остатки), не гнушайся и
кусками; ибо Господь повелел ученикам Своим собрать избытки
укрух, да не погибнет ничтоже (Иоан. 6, 12).
Укоризна человеку упиваться вином; видев
многих, никого не нашел я подобным упивающемуся.
Воздержание измождает плоть, а многоедение делает
грубым ум.
Угнетай монах, и порабощай плоть свою, чтоб не быть
тебе отверженным.
Делай во плоти своей, и принесешь плод Богу.
Хочешь ты, монах, достигнуть покоя в обществе
братии? Довольствуйся общею трапезою братии; и будет
исцеление плоти твоей, и уврачевание костем
твоим (Прит. 3, 8), и душа твоя не потерпит вреда.
Аще же на чаши и сткляницы вдаси очи твои, последи
поболишь, яко от змия уязвлен (Прит. 23, 31).
Лев, гонясь за добычею для своего чрева, делается
пленником: и чревоугодник унижается для удовольствия чрева.
От множества снедей грубым делается ум, а доброе
воздержание очищает его.
Человек упивающийся и раздражительный возмущает души
братий, и посрамление его постоянно при нем.
Человек, выпивающий вечером, делает и говорит, что
не должно, и по утру раскаивается; но если опять сыщет вино
снова поступает также.
Не пей вина до упоения, хотя упрашивают тебя
находящиеся с тобою друзья: ибо если одолеет тебя вино, то
упрашивавшие тебя прежде всех соблазнятся тобой.
Чревоугодник трудится и крушится о том, как
наполнить чрево свое яствами, а когда поел, мучится во
время пищеварения; воздержание же сопровождается здравием и
трезвостью.
Монах чревоугодник заботится о многом, а воздержный
подобен серне в поле.
Не заботься, монах, о чреве, и будешь иметь покой.
Всех дров в лесу не достаточно для насыщения огня;
так ненасытима плоть, как ее ни довольствуй.
Упивающийся пастырь не упасет вверенных ему овец, а
сонливый и сам сделается добычею зверей. Ибо терния
прозябают в руки пианицы (Прит. 26, 9), а душа
воздержного припадает к Богу.
Воздержание есть нрав терпения.
Не пей вина до упоения в угождение людям; ибо тогда
будет тебе великий стыд, когда найдут тебя упившимся.
Вкусил ты хлеба и насытился! Воздай славу Богу,
напитавшему тебя. А если хочешь довольствовать тело свое
малым, воздай славу укрепившему тебя Богу, и не говори
перед всеми: "не съел я и такой-то доли хлеба". Что
придаешь этим себе? Не осуждаешь ли только едящих и
благодарящих?
Монах чревоугодник называет пост временем печали, а
воздержный и в посте не смотрит угрюмо.
Воздерживаться сверх меры, как думаю, не похвально:
и пренебрегать должным воздержанием не полезно. Как
долговременное уклонение от установленных снедей производит
расслабление и недостаток сил к служению, так пресыщение
яствами подвергает осуждению. Сказано: горе вам,
насыщенным ныне, яко взалчете (Лук. 6, 25). Сверх того
невоздержный от неумеренности впадает в плотские страсти.
Посему благочестно и надлежащим образом надобно управлять
телом.
Встав по приятии утешения (за трапезою), не ходи по
кельям, но безмолвствуй в своей келье; потому что дьявол
многих обольстил вином. Посему, по принятии утешения, быть
в чужой келье служит призраком бесстрашия и развращения. В
подобных собраниях совершается падение душ, особенно когда
в бездействии бывает жезл настоятеля. Ибо кто не хочет
обуздывать ум свой страхом Божиим, тому нужен человеческий
страх, чтоб им удерживался он от бесполезного, подобно
тому, как раб бывает целомудренным при строгости господина.
Снеди употребляй простые и необходимые, чтобы ум
твой не огрубел в объедении, пьянстве и печалях
житейских (Лук. 21, 34). Ибо одержимые подобною
страстью и блуд ставят не в блуд, и прелюбодеяние не в
прелюбодеяние, и не отрицаются от всего того, что делают
язычники, не ведающие Бога; но все это совершают
небоязненно, ни чем не отличаясь от свиней в грязи; не
памятуют ни о Законе, ни о Пророках, ни о Самом Господе,
вочеловечившемся на разорение беззаконного греха. Не будь
же пристрастен к мясу и к винопитию, чтоб не сделать тебе
ум свой неспособным к принятию духовных дарований.
Не услаждайся банями, питиями и множеством мяса,
чтоб не впасть тебе в неодолимые опасности, погреша в
чем-либо важном.
Не слушай советов самоугодливых людей,
которые сделали себя рабами чрева и плотских страстей.
Многоедение и многопитие в настоящем только имеют
приятность, а на следующий день оставляют в помысле
неприятность и расслабление.
Монах не останется долго на одном месте, и не найдет
себе успокоения, если не возлюбит прежде молчания и
воздержания. Ибо молчание учит безмолвию и постоянной
молитве, а воздержание делает помысел неразвлекаемым.
Наконец приобретшего сие ожидает мирное устроение сердца.
Не прельщайся насыщением чрева, и не упивайся
вином, в немже есть блуд (Еф. 5, 18). Ни в чем нет тебе
пользы, кроме одного исполнить волю Божию.
Знай, что в какой мере греет кто, на беду себе,
плоть свою, в такой мере умножает в себе страсти, и наконец
душа, обремененная худым навыком тела, делается бесплодною.
Посему Спаситель говорит: внемлите себе, да не отягчают
сердца ваша объедением и пьянством и печальми
житейскими (Лук. 21, 34). Потому и Апостол говорит:
умерщвляю тело мое и порабощаю, да не како иным
проповедуя, сам неключим буду (1 Кор. 9, 27).
Если же кто принуждает себя к делу Господню, то в такой же
мере и тело его делается сильным, и душа просветляется. Как
борец постоянно проводит время в телесных упражнениях,
чтобы приспособить тело свое к искусству борьбы, так и
подвижник благочестия должен упражняться во всяком добром
делании, как говорит Апостол: обучай себе ко
благочестью (1 Тим. 4, 7. 8).
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.