<<<
ОГЛАВЛЕHИЕ
>>>
Глава XIII
Об удовольствиях.
Удовольствия бывают душевные и телесные. Душевные
удовольствия те, которые принадлежат только душе самой по
себе; таковы, например, удовольствия, доставляемые знанием
и созерцанием. Телесные удовольствия те, в которых
участвуют и душа, и тело и которые отсюда получают свое
название; таковы, например, удовольствия, доставляемые
пищею, плотским соединением и т. п. Удовольствий же,
свойственных одному телу, нельзя указать.
С другой стороны, одни удовольствия истинные, другие
ложные. Те удовольствия, которые принадлежат одному разуму,
проистекают от познания и созерцания; те же удовольствия, в
которых участвует тело, имеют свой источник в чувстве. При
этом, из удовольствий, в которых участвует тело, одни
естественные и в то же время необходимые, без которых
невозможно жить, каковы: пища и необходимая одежда; другие
естественные, но лишенные свойства необходимости, каковы:
половые сношения, естественные или законные, ибо хотя
половые сношения и способствуют продолжению человеческого
рода в целом, однако можно жить и без них в девстве;
третьи удовольствия ни необходимые, ни естественные,
каковы: пьянство, сладострастие, пресыщение. Эти
удовольствия не содействуют ни сохранению нашей жизни, ни
преемству рода и даже наоборот вредят. Поэтому тот, кто
живет в согласии с волей Божией, должен искать удовольствий
необходимых и, вместе, естественных; а на втором месте
полагать удовольствия естественные, но необходимые,
допуская их в приличное время, приличным образом и в
приличной мере. Прочих же удовольствий следует всячески
избегать.
Добрыми удовольствиями надлежит признавать те, которые
не связаны с неудовольствием, не оставляют по себе повода к
раскаянию, не производят какого-либо другого вреда, не
выходят из границ умеренности, не слишком отвлекают от
важных дел и не порабощают себе.
<<<
ОГЛАВЛЕHИЕ
>>>