<<<
ОГЛАВЛЕHИЕ
>>>
Глава VIII
В каком смысле Единородный Сын Божий
называется Первородным?
Первородный есть тот, кто родился первым: или
единородный, или старший из других братьев. Итак, если бы
Сын Божий назывался (только) первородным, а единородным не
назывался, то мы могли бы подозревать, что Он есть
первородный из тварей, как бы будучи (сам) тварью. А так
как Он называется и первородным и единородным, то в
отношении к Нему должно сохранить оба эти понятия.
Мы называем Его "перворожденным всея твари", так как и
Он от Бога, и тварь от Бога, но только Он один безлетно
рожден из сущности Бога и Отца, поэтому справедливо
называть Его Сыном Единородным, Перворожденным, но не
первосозданным. Ибо тварь не из сущности Отца, но по воле
Его приведена из небытия в бытие. "Первородным во многих
братиях" (Рим. VIII, 29) он называется потому, что, будучи
Единородным и по Матери, ибо Он приобщился подобно нам
плоти и крови. Он сделался человеком, а через Него и мы
сделались сынами Божиими, будучи усыновлены через крещение.
Он Сам по природе Сын Божий, сделался первородным между
нами, ставшими сынами Божиими по усыновлению и благодати и
именуемыми братьями Его. Посему Он говорил: "восхожду ко
Отцу Моему и Отцу вашему"; не сказал "к Отцу нашему", но к
"Отцу Моему", сообразно со (своей) природой, и к Отцу
вашему по благодати. И "Богу моему и Богу вашему", не
сказал, "Богу нашему", но "Богу моему", если ты при
посредстве тонких соображений отделишь видимое от
постигаемого умом, и "Богу нашему", как Творцу и Господу
[1].
[1]
Григорий Нисский, Против Евномия, кн. 3-я.
<<<
ОГЛАВЛЕHИЕ
>>>