Методическая разработка конспекта непосредственной образовательной деятельности для детей дошкольного возраста в подготовительной группе (ЗПР) на тему «Путешествие в резиденцию Деда Мороза»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №29 города Ставрополя
Бондаренко Маргарита Сергеевна учитель-дефектолог
Синельникова Светлана Владимировна воспитатель
Пояснительная записка:
Скачать: Методическая разработка конспекта непосредственной образовательной деятельности для детей дошкольного возраста в подготовительной группе (ЗПР) на тему «Путешествие в резиденцию Деда Мороза» (материалы к проекту)"
Скачать: Методическая разработка конспекта непосредственной образовательной деятельности для детей дошкольного возраста в подготовительной группе (ЗПР) на тему «Путешествие в резиденцию Деда Мороза» (презентация)"
Тема: «Путешествие в резиденцию Деда Мороза». Группа детей состоит из 12 человек: 8 мальчиков, 4 девочки. Возраст дошкольников – 6-7 лет. Все дети из благополучных семей, условия жизни и быта нормальные. У дошкольников уровень психического развития соответствует заключению ПМПК – задержка психического развития. Уровень развития психоречевых процессов ниже возрастной нормы – словарный запас снижен, отмечаются лексико-грамматические и фонетико-фонематические отклонения, внимание неустойчивое, слабая память, медлительность психических процессов и их пониженная переключаемость, память избирательна, искаженное воспроизведение, мышление не соответствует возрастной норме. Темп работы медленный.
Данный конспект является интегрированной НОД, так как части занятия согласно ФГОС представлены по направлениям: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие. Содержание НОД соответствует программе «Подготовка к школе детей с ЗПР» (Шевченко С.Г., Москва, 2003г.).
Конспект построен в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:
- Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям)
- Принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих занятий и совместных действий педагогов и детей)
- Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес)
- Принцип психологической комфортности
При подготовке методической разработки мы старались использовать наиболее эффективные приемы работы с детьми данного возраста. На этапе закрепления пройденного материала применен групповой прием работы, используются игры «Узнай по описанию», «Из чего сделана игрушка?», которые совершенствуют навык словообразования, развивают логическое мышление. На этапе изучения нового материала применяется самый доступный и распространенный инструмент обучения – словесный метод — рассказ педагога. Обращение к детям с вопросами заставляет их следить за ходом объяснения.
Процесс обучения должен быть занимательным, поэтому нами так же были использованы физкультминутки и пальчиковая гимнастика, которые помогают активизировать познавательную деятельность и снять утомляемость.
Так же был использован наглядный метод обучения – демонстрация мультимедийной презентации. Применение инновационных технологий – использование ИКТ, позволит заинтересовать и привлечь внимание детей.
В процессе изготовления елочных игрушек педагог создает условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата. На занятии прослеживается реализация личностно-ориентированной модели. Воспитатель проявляет умение признавать и принимать личность детей, учитывать их точку зрения, чувства, эмоции, налажены партнерские отношения с детьми.
Содержание НОД близко и доступно, что вызовет интерес. После проведения НОД педагоги анализируют его результативность, освоение детьми программных задач, проводят рефлексию деятельности.
Коррекционно-образовательные цели: обогащать представления детей о празднике Новый год; познакомить детей с историей праздника Нового года, с традициями украшения новогодней елки; расширять и активизировать словарный запас детей; совершенствовать навык словообразования.
Коррекционно-развивающие цели: развивать связную речь, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в своей и чужой речи; совершенствовать умения выбирать предмет по заданному признаку, развивать психические процессы: память, мышление, внимание; развивать тонкую и общую моторику; развивать творческие способности детей при изготовлении елочных украшений.
Коррекционно-воспитательные цели: совершенствовать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности; прививать любовь к традиционным праздникам; создать положительный эмоциональный настрой у детей в преддверии новогоднего праздника; воспитывать трудолюбие, аккуратность.
Словарная работа: бумага, стекло, вата, дерево, снежинка, сугроб, лучики, звездочки, резиденция, терем, посох, письмо, скатерть, путешествие; волшебный, уютный, бумажный, стеклянный, деревянный, рождественские, вышитая, нарядная, искусственная; приглашает, украсить, нарядим.
Оборудование: ноутбук, проектор, искусственная елка украшенная современными елочными игрушками, живая елка без украшений, аудиозаписи с новогодними детскими песенками, открытка, атрибуты зимнего леса, волшебный сугроб, туннель, дорожка со следами, атрибуты резиденции Деда Мороза, диск с презентацией «Новогодние традиции и обычаи», волшебная снежинка, заготовки для рождественской звезды, игрушки-овечки, вата, клей, кисточки, для украшения елки дополнительно – конфеты, орехи, фонограмма с голосом Деда Мороза, колокольчик, подарок-сюрприз.
Предварительная работа: беседы с детьми о новогоднем празднике, слушание сказок и просмотр «добрых, старых» мультфильмов про Новый год, изготовление заготовок для ёлочных украшений с детьми, заучиваний стихотворений о Новом годе, рассматривание иллюстраций о празднике Новый год, с Дедом Морозом, терем Деда Мороза.
Ожидаемый результат:
- Проявление творчества при создании елочных украшений.
- Создание предметно-игровой праздничной среды в ДОУ и группе.
- Появление у детей и взрослых праздничного предновогоднего настроения.
Методы и приемы: словесный метод (рассказ-сопровождение к презентации, речевые игры), наглядный метод (презентация, елочные игрушки), игровой прием (игра — физминутка, деление на команды мастеров, пальчиковая гимнастика), прием эмоциональной заинтересованности (открытка-приглашение от Деда Мороза), информационно-рецептивный метод (рассматривание рождественской звезды, снежинок в процессе аппликации), репродуктивный метод (изготовление звезды)
Ход НОД:
Дети играют в любимые игры.
Учитель-дефектолог: Ребята, посмотрите, а Вы ничего не заметили в нашей группе?
Дети: Елочка стоит на столе.
Учитель-дефектолог: Интересно, кто нам ее принес?
Дети: Дед Мороз, Снегурочка, помощники снеговики.
Учитель-дефектолог: А давайте мы с Вами, порадуем гостью и расскажем о ней стихотворение.
Ребенок 1: Новогодняя елка Новогодние деньки, Снег морозный, колкий. Загорелись огоньки
На пушистой елке. Шар качнулся расписной, Бусы зазвенели. Пахнет свежестью лесной
От пушистой ели. Ребенок 2: Елка
И.Черницкая
Ну и елка, просто диво, Как нарядна, как красива. Ветви слабо шелестят, Бусы яркие блестят
И качаются игрушки — Флаги, звездочки, хлопушки. Вот огни зажглись на ней, Сколько крошечных огней!
И, верхушку украшая, Там сияет, как всегда, Очень яркая, большая, Пятикрылая звезда.
Учитель-дефектолог: Елочка нарядная у нас стоит, на ней много игрушек, послушайте внимательно и угадайте — про какую игрушку я сейчас расскажу.
Проводится игра «Узнай по описанию».
Учитель-дефектолог: Вы очень внимательные! Все игрушки отгадали. А скажите, игрушки все из одного материала сделаны?
Дети: нет. Есть игрушки из бумаги, есть игрушки из стекла…
Учитель-дефектолог: Молодцы. А как же мы скажем про шар, который сделан из стекла, этот шар какой?
Дети: стеклянный и т.д.
Проводится игра «Из чего сделана игрушка?»
Учитель-дефектолог: Замечательно! Посмотрите,
ребята, открытка под нашей елочкой лежит,
может быть, она нам подскажет, откуда появилась
елочка в нашей группе? (педагог зачитывает)
Конечно же эта елочка от Дедушки Мороза. Он
приглашает нас в гости в свою резиденцию. Ему
очень хочется познакомить и рассказать Вам о празднике Новый год, его обычаях и традициях, в его доме на столе нас будет ждать подарок в синей коробке, а еще Дед Мороз просит помочь Вас украсить его елочку. А чтобы оказаться у Дедушки Мороза в гостях, мы с Вами пойдем через зимний лес. Посмотрите, а что Вы видите в нашем лесу.
Дети: Снег, деревья, сугроб…
Учитель-дефектолог: Дети, что же это за сугроб? А сугроб – не простой, на нем что-то написано. Вам интересно, что написано? Я Вам прочту, а Вы слушайте внимательно:
Направо пойдешь – много интересного найдешь.
Прямо пойдешь – в чужую группу попадёшь.
Налево пойдешь – далеко не уйдешь.
Ребята, куда же пойдем?
Дети: Направо.
Учитель-дефектолог: А где правая сторона?
Дети показывают правую сторону.
Учитель-дефектолог: Ну, что же, в путь!
Дети пролазают в туннель, идут по «следам».
Мы шагаем по сугробам По сугробам белолобым, Подними повыше ногу Покажи другим дорогу!
Дети проходят в зону «резиденция».
Учитель-дефектолог: Вот мы с Вами и пришли к терему Деда Мороза, опишите его.
Дети: У терема два входа, это большое помещение, много окон, на крыше видны купола, похожие на пирамидки, к ним прикреплены звездочки. На крыше лежит снег. Терем огорожен узорным, белым забором.
Учитель-дефектолог: (под волшебную музыку). Дети, еще раз обратите внимание, какой терем у Деда Мороза большой и волшебный, гостеприимный и уютный. Каждый, кто сюда попадает впервые, удивляется, что это и есть тот самый терем, в котором волшебство живет.
Проходите, присаживайтесь по удобнее. Давайте, рассмотрим, что же есть внутри комнаты Деда Мороза?
Дети: Здесь есть большая кровать с периной и подушками, костюм Деда Мороза, волшебный посох, камин, красавица елочка, большой стол с письмами…
Учитель-дефектолог: Ребята, а Вы помните, где нам Дед Мороз оставил свой подарок?
Дети: На столе в синей коробке.
Учитель-дефектолог: Давайте, посмотрим, что же там…
Педагог открывает коробку и показывает детям диск. Детям включается презентация «История праздника Новый год» (приложение)
Учитель-дефектолог: Традиция праздновать Новый год с елкой появилась давным – давно, жил на Руси царь Петр I. (слайд 2) Любил царь по разным странам ездить и изучать обычаи. Вот однажды он вернулся из поездки и велел праздновать Новый год следующим образом: знатные люди должны были поставить у ворот ёлку или сосну, а бедняки ставили только веточку. Елки ставили не в помещении, а снаружи: на воротах, улицах и дорогах, крышах домов. (слайд 3) Спустя несколько лет появились новогодние ёлки и внутри дома — в гостиной или в зале. (слайд 4) В 1699 году он издал указ, которым ввел новое летоисчисление — от Рождества Христова, а Новый год повелел праздновать по-европейски — 1 января. Царским указом всем жителям Москвы было велено отмечать встречу Нового года. В двенадцать часов ночи, Петр I вышел на Красную площадь с факелом в руках и запустил в небо первую ракету, начался салют в честь новогоднего праздника. (слайд 5) Люди верили, что украшая новогоднюю елку, они делают злые силы добрее. Украшения для ёлок менялись в зависимости от моды. Украшали елку игрушками из орехов, рябины, из спичек делали ангелочков, соломенные звездочки, деревянных лошадок, овечек из ваты, из ткани кукол-красотулек, так же украшали конфетами, фруктами, и даже овощами. О злых силах давно забыли, но елка по-прежнему символ новогоднего праздника. (слайд 6) До наших дней дошел обычай в Новый год дарить друг другу подарки. (слайд 7) А какие подарки дарили детям на праздник Новый год, мы узнаем, когда поиграем в игру «Подарки»
Физминутка «Подарки»
Взявшись за руки, дети образуют хоровод. Выбирается водящий, он становиться в середину хоровода, а остальные идут по кругу в правую сторону и говорят:
Принесли мы всем подарки, Вот вам кукла с лентой яркой, Кто захочет, тот возьмет. Конь, волчок и самолет.
С окончанием слов дети останавливаются, а стоящий в кругу называет, какой из перечисленных подарков он желает получить, и дети имитируют движения.
Учитель-дефектолог: Ребята, а какие обычаи и традиции есть в Вашей семье?
Дети: Украшать елку, дарить подарки, печь пироги, украшать комнату, разрисовывать стекла, вырезать снежинки, пускать фейерверки …
Воспитатель: Молодцы, хорошо рассказали. А мы с Вами ничего не забыли?
Дети: Нужно помочь украсить елочку.
Воспитатель: Давайте поможем Деду Морозу украсить елочку. Но сначала отгадайте загадку:
Из тучки холодной я с неба упала, Кружилась под солнцем и ярко блистала, Теперь на ладошку твою опустилась, И в капельку влаги на ней превратилась.
Была я бела и легка как пушинка, И как называлась я раньше?
Дети: Снежинка.
Воспитатель: Правильно, снежинка.
Снежинка у нас не простая, а волшебная.
Она поможет нам разделиться на команды мастеров, каждая команда мастеров будет изготавливать свои игрушки. Возьмите каждый по одному лучику, и Вы узнаете, в какой команде мастеров Вы будете работать.
Вот и разделились мы на команды мастеров «Сосульки» и «Звездочки». Украшения у нас будут не простые. Мы их сделаем сами, как в старинные времена… А для того, чтобы нам приступить к работе, я хотела бы Вам предложить поиграть в пальчиковую игру «Новый год»:
Ждали праздника мы долго трем ладошки о ладошки
Наконец пришла зима, в гости елку привела пальцы идут по коленям
К елке все мы подошли, хоровод завели пальцы показывают елочку, указательные пальцы сцепляются
Покружились, поплясали круговые движения кистями рук
Даже чуточку устали кисти рук опустить, расслабиться
Совместное изготовление игрушек детьми с педагогами под спокойную новогоднюю музыку. Команда мастеров «Сосульки» изготавливает рождественскую звезду, команда мастеров «Звездочки» изготавливает игрушки из ваты «Овечки»
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вот как красиво Вы украсили елочку Деда Мороза. Ой, что это? Звонок сотового телефона (Звучит фонограмма – спасибо от Деда Мороза, разрешение загадать желание + подарок-сюрприз под елкой)
Наше путешествие заканчивается. Давайте, сядем за этот стол, покрытый белой вышитой скатертью, глазки свои закроем и в звон колокольчика хрустального прислушаемся, какое желание загадаете, оно обязательно исполнится, главное, чтобы добрым оно было. Загадали? А теперь пора возвращаться в наш любимый детский сад. Скажем волшебные слова – «Новый год у ворот, чудеса нам несет» … И вот мы снова с Вами дома. Какие Вы узнали традиции и обычаи? Какая елочка Вам понравилась больше современная или старинная? Почему? Мне понравилось, как Вы сегодня работали, мы сегодня хорошо поиграли и узнали много нового и интересного.
Использованная литература
- Горькова Л.П., Обухова Л.А. Сценарий занятий по комплексному развитию дошкольников. – М., 2005
- Ковалько В.И. Азбука физкультминуток. – М., 2008
- Селихова Л.Г. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи. Интегрированные занятия. Для занятий с детьми старшего дошкольного возраста. – М., 2008
- Стихи о временах года и игры: дидактические материалы по развитию речи дошкольников /Авторы-сост. О.Е. Громова, Г.Н. Соломатина, Н.П. Савинова – М., 2011
- Новый год в России. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
- Новый год: история и традиции. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
|