О педагогическом общении: Макаренко А. С.

Опыт успешной организации пед. процесса с самым сложным контингентом воспитанников - малолетними преступниками и беспризорными в социальной ситуации после гражданской войны - убеждает в действенности педагогики А. С. Макаренко. При этом элементы его уникальной системы воспитания применимы не только к трудновоспитуемым, но к любому ученическому и трудовому детскому коллективу, поскольку он разработал оптимистическую концепцию воспитания «завтрашнего дня» и отстаивал идею динамического единства жизни и воспитания. Принципы педагогики Макаренко проявлялись в Пед. О. и с воспитанниками, и с пед. коллективом: «Дети это живые жизни», - говорил он и требовал относиться к ним как к товарищам и гражданам, уважать их права и обязанности, включая право на радость и обязанность ответственности. Нравственный максимализм Макаренко проявлялся в Пед. О.: «Должна быть серьезная система требований к человеку, и только это сможет привести к тому, что у нас будет развиваться в первую очередь требование к себе». Он сформулировал свой нравственнопед. принцип: «Как можно больше требования к человеку и как можно больше уважения к нему». Новаторский подход в его системе - воспитание в коллективе и через коллектив, к-рый всегда имеет перспективные линии развития - ближние, средние и дальние. Это показано в его «Педагогической поэме» на примере становления колонии им. М. Горького. Макаренко впервые научно разработал методику коммунистического воспитания в детском коллективе, к-рая и по сей день, при смене социальных ориентиров, остается человечной и действенной. Детально и «технологично», как подчеркивают исследователи его опыта, он рассмотрел такие вопросы, как взаимоотношения в коллективе, дисциплина, пед. требование, поощрение и наказание, нравственное и трудовое воспитание, самоуправление, индивидуальный подход к детям. Диалектика Пед. О. Макаренко проявлялась в умении грамотно разрешать взаимоотношения личности и коллектива, переплетения интересов и взаимозависимостей, выступая против представлений о коллективном воспитании как нивелирующем, стандартизирующем личность. В свое время В. Н. Мясищев многократно апеллировал к опыту А. С. Макаренко в подтверждение своей теории о том, что социально и педагогически норм. отношения развивают нравственно и психологически здоровые качества личности. Убежденность в том, что идея «беззаботного детства» способна нанести вред будущему, определяла его пед. систему: единственная форма радостного детства - посильная трудовая нагрузка, но обязательно оптимистичный «мажорный» эмоциональный настрой и стремление к красоте. Макаренковская педагогика сотрудничества взрослого и ребенка выразилась в открытом им законе параллельного пед. действия: человек 12-15 лет не должен чувствовать себя объектом воспитания, - воздействие на личность должно опосредованно вестись в совмест. коллективной трудовой деятельности, где педагог выступает как старший товарищ. Отсюда и требования к Пед. О.: для точного выражения мыслей и чувств воспитатель должен владеть и голосом, и лицом, и телом, уметь быть интересным и внимательным собеседником. Рассматривая вопросы пед. мастерства, А. С. Макаренко подчеркивал: не «доброе сердце» педагога-энтузиаста может решить проблему воспитания десятков миллионов наших детей, не требование «гипертрофии сердца» и «живого отношения» ко всему происходящему, а умение работать в коллективе и с коллективом. Стиль поведения воспитанников и воспитателей должны определять «сдержанность, вежливость, расположенный деловой тон». Работа пед. руководителя должна проходить всегда в контакте с членами самоуправления детского коллектива, не подменяя его, но и не устанавливая ненужную субординацию. «Воспитателя должны интересовать интимные, официально трудноуловимые явления», - подчеркивал Макаренко, но при этом «воспитатель должен избегать… простого пребывания на глазах у ребят без всякого дела и без всякого интереса к ним». В то же время он имеет право и на педагогический гнев, и на педагогический риск. Высокая эффективность воспитательных воздействий А. С. Макаренко основана на глубоком понимании личности каждого воспитанника, что выступает необходимой составляющей Пед. О. Накопленный богатейший эмпирический мат-л «о человеческом разнообразии» представлен в его литературных произведениях и в характеристиках выпускников коммуны им. Ф. Э. Дзержинского. Эти характеристики, являясь результатом сочетания аналитического и синтетического подходов в изучении личности, и сегодня представляют интерес для учителей и исследователей в области пед. социальной перцепции и Пед. О. А. С. Макаренко называет коммуникативные, интеллектуальные, волевые качества, отмечает отношение к труду, успешность деятельности своих воспитанников. В то же время им широко используются характеристики эмоциональной и мотивационной сфер; он отмечает индивидуальные интересы своих воспитанников, их рефлексивные качества, особенности внешности. Обращает внимание разнообразие и неординарность называемых характеристик - каждая из них единична и не повторяется в др. случаях. Диалектичность характеристик заключается и в указании на самоотношение актуального и потенциального в развитии личности, что позволяет рассмотреть ее не только в настоящем, но и в будущем. В этих утверждениях содержится важная для творческого педагога ориентация на понимание скрытых тенденций развития, на проникновение в зарождающиеся новообразования личности, т. е. прогноз «зоны ближайшего развития». В Пед. О. творческий характер понимания воспитанников связан с высокоразвитой рефлексией, т. е. постоянной перепроверкой, пересмотром своего мнения и своей позиции относительно воспитанника, рассмотрением его со всех сторон, во всех связях и опосредствованиях, с выдвижением гипотез относительно путей дальнейшего развития личности и перепроверкой их. Пед. О. А. С. Макаренко определяла его убежденность в том, что «мастерство воспитателя не является каким-то особым искусством, требующим таланта, но это специальность, к-рой надо учить, как надо учить врача его мастерству, как надо учить музыканта», - это подтверждает и его высказывание: «Пед. мастерство может быть доведено до большой степени совершенства, почти до степени техники». Лит.: Макаренко А. С. Пед. соч.: в 8 т. М., 1982-1986; Макаренко А. С. О воспитании / Сост. В. С. Хелемендик. М., 1988; Вербова К. В., Кондратьева С. В. Понимание А. С. Макаренко своих воспитанников как эталон педагогической социальной перцепции // Вопр. психологии, 1990, № 2; Педагогическая поэма / Сост. С. С. Невская. М., 2003; Творческое наследие А. С. Макаренко и совершенствование подготовки педагогических кадров. Полтава, 1988. Н. Л. Карпова, К. В. Вербова

Просмотров: 4251
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева




Другие новости по теме:

  • (Из психоанализа) Рациональная часть личности, защищающая интересы личности в целом и выступающая посредником между инстинктивными потребностями (Оно) и социальными запретами (Сверх-Я).
  • Антон Семенович Макаренко
  • Воспитание совершенствующейся социально-успешной личности
  • ЕДИНСТВО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ
  • КОММУНА ИМЕНИ МАКАРЕНКО (КиМ)
  • Коллективный характер воспитания и обучения в сочетании с развитием индивидуальных особенностей личности каждого ребенка
  • Личности область (область формирования и развития личности)
  • МАКАРЕНКО
  • МАКАРЕНКО Антон Семёнович
  • МАКАРЕНКО Антон Семёнович (1888-1939)
  • МАКАРЕНКО Антон Семенович
  • МАКАРЕНКО Антон Семенович
  • МАКАРЕНКО Антон Семенович
  • МАКАРЕНКО Антон Семенович
  • Макаренко Антон Семенович (1888-1939)
  • Макрофазы развития личности
  • Мотивы развития личности
  • ОБЩАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ЗАБОТА ВОСПИТАТЕЛЕЙ И ВОСПИТАННИКОВ
  • ПРИНЦИП ЕДИНСТВА ВОСПИТАНИЯ И ЖИЗНИ
  • ПСИХОГЕННЫЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
  • Периодизация развития личности
  • Принцип воспитания в коллективе и через коллектив
  • Принцип гуманизма, уважения к личности воспитанника в сочетании с требовательностью к нему
  • Принцип опоры на положительное в личности воспитанника
  • Принцип педагогического руководства и самостоятельной деятельности (активности) воспитанников
  • Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников
  • СОВЕТ ВОСПИТАННИКОВ
  • Субъект – субъектный метод взаимодействия педагога и учащегося в процессе воспитания здорового образа жизни
  • ТОВАРИЩЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И ВОСПИТАННИКОВ
  • Факторы развития личности



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь