МАКАРЕНКО Антон Семенович

(1888-1939) - российский, украинский педагог, писатель и деятель образования. Окончил Кременчугские пед. курсы (1905), учительствовал в Украине (1911-1914). Окончив Полтавский учительский ин-т (1917) заведовал ж.-д. училищем в Крюкове и гор. училищем в Полтаве. С 1920 г. руководил трудовой колонией для несовершеннолетних правонарушителей близ Полтавы. В 1926 г. был переведен под Харьков, где с 1927 г. совмещал работу в колонии с организацией детской трудовой Коммуны им. Ф. Э. Дзержинского, в к-рой работал до 1935 г. В 1935-1936 гг. заведовал отделом трудовых колоний в НКВД Украины. В 1937 г. переехал в Москву, где занимался литературной и общественно-педагогической деятельностью. В связи с разработкой пед. проблематики затрагивал в своих трудах ряд вопросов психологии воспитания, образования, О. Макаренко - авт. концепции формирования личности в коллективе, взаимосвязь членов к-рого рассматривалась им как отношения «ответственной зависимости». Исследовал мотивационную сферу личности, механизмы формирования ее общественно ценных качеств, осн. роль отводя воспитанию нравственно оправданных потребностей, т. е. потребностей коллективиста. Макаренко подчеркивал, что разрыв социальных связей наносит огромный вред взрослеющему человеку, а их восстановление выправляет его развитие. Считал необходимым поддерживать позитивный эмоциональный настрой в О. воспитанников, мажорный тон их жизни, к-рые помогают сплачивать детей, создавать оптимистическую атмосферу в коллективе. В отношениях с воспитанниками придерживался принципа: «как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему». Макаренко определил 3 стадии развития коллектива: его создание, становление и сплочение в единую организацию с системой самоуправления и сложившимися традициями. Большое внимание он уделял также вопросам семейного воспитания, структуре семьи, ее культуре, методам воспитания и О. в семье, утверждая, что правильно воспитать ребенка легче, чем потом его перевоспитывать. Пед. и психол. идеи Макаренко находили воплощение в практике возглавлявшихся им детских воспитательных учреждений. Его открытия оказали существенное влияние на развитие социальной педагогики, пед. психологии и др. смежных с педагогикой дисциплин, к-рые были практически запрещены в 1930-е гг. До сер. 1980-х гг. издания его трудов выходили с купюрами и значит. исправлениями. С середины 1950-х гг. идеи Макаренко получили развитие во мн. странах. Напр., в Германии, Венгрии осуществлялось углубленное исследование его творчества в целях использования достижений в практике воспитательной работы. В с. Ковалевка, под Полтавой на 100-летие Макаренко был открыт музей-заповедник; музеи Макаренко открыты также в Белополье, Долинской, Кременчуге, Куряже и Москве. С 1968 г. при Марбургском ун-те (ФРГ) действует лаборатория «Макаренко-реферат». В России Межрегиональная организация педагогической общественности учредила «Медаль А. С. Макаренко за педагогическую доблесть», Министерство образования и науки Украины - «Знак «Антон Макаренко». Ряд учебных заведений стран СНГ носят имя Макаренко. В 1991 г. учреждена общественная «Международная Макаренковская ассоциация», к-рая с 2003 г. проводит ежегодные «Макаренковские чтения» и «Международный конкурс имени А. С. Макаренко» на лучшее образовательное учреждение, опирающееся на производственную деятельность и научно-техническое творчество детей и молодежи. К наследию Макаренко обращались многие отечественные психологи: Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, А. А. Бодалев, Л. И. Божович, Е. И. Головаха, Я. Л. Коломинский, Г. С. Костюк, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский, К. К. Платонов, Н. И. Рейнвальд, С. Л. Рубинштейн, В. В. Рыбалка, Т. С. Яценко и др. Осн. труды: Книга для родителей (совм. с Г. С. Макаренко), 1937; Педагогическая поэма, 1934, 1935; Методика организации воспитательного процесса, 1935; Педагогические сочинения. В 8 т., 1983-1986. О нем: Полтавская труд. колония им. М. Горького. Полемика, документы, портреты (1920-26 гг.) / Сост. Г. Хиллиг // Opuskula Makarenkiana, Nr.25. Мarburg, 2003; Bybluk M. Inny Makarenko. Toru?, 1990. Л. А. Карпенко, А. В. Петровский, В. Ф. Моргун

Просмотров: 1312
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева




Другие новости по теме:

  • «О ЧЕЛОВЕКЕ, ЕГО УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЯХ И ЕГО ВОСПИТАНИИ»
  • АДИ (Сыновья его)
  • Антон Семенович Макаренко
  • Демокрит о человеке, его жизни и ценностях
  • ЗНАК, КРИТИКА ЕГО ТРАДИЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ
  • Ильин:Человек, его душа и его собственность. Критика коммунизма
  • КОММУНА ИМЕНИ МАКАРЕНКО (КиМ)
  • ЛОТОС, Владыка его
  • МАКАРЕНКО
  • МАКАРЕНКО Антон Семёнович
  • МАКАРЕНКО Антон Семёнович (1888-1939)
  • МАКАРЕНКО Антон Семенович
  • МАКАРЕНКО Антон Семенович
  • МАКАРЕНКО Антон Семенович
  • Макаренко Антон Семенович (1888-1939)
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • О педагогическом общении: Макаренко А. С.
  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
  • Образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • Понятие априорного и его роль в кантовской теоретической философии
  • ПРИЕМ ОВЛАДЕНИЯ И ПРАКТИЧЕСКОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПСИХОЛОГОМ-КОНСУЛЬТАНТОМ В БЕСЕДЕ С КЛИЕНТОМ ЕГО собственного ЯЗЫКА
  • ПРИНЦИПЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ И ЕГО ИСТОЧНИКИ
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА
  • ТЕРАПЕВТ (ЕГО РОЛЬ)
  • Формирование характера и пути его воспитания
  • Хазарыкочевой тюрко-язычный народ, появившийся в Восточной Европе после гуннского нашествия (4 в.). В 60-х гг. 6 в. были покорены Тюркским каганатом. С середины 7 в, создали Хазарский каганат. После его падения растворились в среде тюркских кочевых н
  • ХАРАКТЕР И ЕГО ОТКЛОНЕНИЯ
  • ХАРАКТЕР И ЕГО ОТКЛОНЕНИЯ
  • Чистый разум: его идеи, противоречия, судьбы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь