|
МАКАРЕНКОАнтон Семенович (1888-1939) — педагог, писатель и деятель образования. Окончил Кременчугские педагогические курсы (1905), учительствовал на Украине (1911 — 1914). Окончив Полтавский учительский ин-т(1917), заведовал железнодорожным училищем в Крюкове и городским училищем в Полтаве. С 1920 г. руководил трудовой колонией для несовершеннолетних правонарушителей близ Полтавы. В 1926 г. был переведен под Харьков, где с 1927 г. совмещал работу в колонии с организацией детской трудовой Коммуны им. Ф.Э. Дзержинского, в которой работал до 1935 г. В 1935—1936 гг. заведовал отделом трудовых колоний в НКВД Украины. В 1937 г. переехал в Москву, где занимался литературной и общественно-педагогической деятельностью. В связи с разработкой педагогической проблематики затрагивал в своих трудах ряд вопросов психологии. М. автор концепции формирования личности в коллективе, взаимосвязь членов которого рассматривалась им как отношения ответственной зависимости. Исследовал мотивационную сферу личности, механизмы формирования ее общественно ценных качеств, основную роль отводя воспитанию нравственно оправданных потребностей, то есть потребностей коллективиста. М. подчеркивал, что разрыв социальных связей наносит огромный вред взрослеющему человеку; а их восстановление выправляет его развитие. Считал необходимым поддерживать позитивный эмоциональный настрой воспитанников, мажорный тон их жизни, которые помогают сплачивать детей, создавать оптимистическую атмосферу в коллективе. В отношениях с воспитанниками придерживался принципа: как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему. М. определил три стадии развития коллектива: его создание, становление и сплочение в единую организацию с системой самоуправления и сложившимися традициями. Большое внимание он уделял также вопросам семейного воспитания, структуре семьи, ее культуре, методам воспитания в семье, утверждая , что правильно воспитать ребенка легче, чем потом его перевоспитывать. Педагогические и психологические идеи М. находили воплощение в практике возглавлявшихся им детских воспитательных учреждений. Его открытия оказали существенное влияние на развитие социальной педагогики, педагогической психологии и др. смежных с педагогикой дисциплин, которые были практически запрещены в 30-е годы. При жизни М. подвергался критике и справа и слева. В 20-е гг. его обвиняли в увлечении дореволюционной педагогикой, стремлении к утверждению авторитаризма, дисциплины, наказаний. Он не был близок и педагогам-гуманистам (П.П. Блонскому, СТ. Шацкому и др.), которые одновременно с М. искали пути воспитания нового человека, но не разделяли его революционной активности, увлечения коллективистскими формами. В 30-е гг. М. критиковали за отступление от партийных постановлений по школе и приверженность Декларации о единой трудовой школе (1918), за демократизм и внедрение самоуправления. Преследования и критика продолжались и после опубликования книги Педагогическая поэма. В 1938 г. против него развернулась кампания по обвинению в намерении исказить революционную действительность и вреде его книг для социалистического воспитания. Все эти годы вплоть до своей смерти искания М. поддерживал М. Горький. После смерти М. наибольший урон изучению его идей нанесла канонизация его образа в официальной педагогической теории в СССР. До середины 80-х гг. издания его трудов выходили с купюрами и значительными исправлениями. В настоящее время идеи М. получили развитие во многих странах. Например, в Германии, Венгрии осуществляется углубленное исследование его творчества в целях использования его трудов в практике воспитательной работы. Основные труды М.: Книга для родителей (совм. с Г.С. Макаренко), 1937; Педагогические сочинения, т. 1-8, М., 1983—1986. Л.А. Карпенко, А.В. Петровский
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|