«О ЧЕЛОВЕКЕ, ЕГО УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЯХ И ЕГО ВОСПИТАНИИ»

(De lHomme, de ses facultes intellectuelles et de son education) — вторая книга французского философа К. А. Гельвеция, написанная в продолжение первой его книги «Об уме». Опубликована в Гааге в 1773. Пивной темой книги оказывается проблема воспитания: хотя личный интерес, определяющий жизнь каждого индивида, задан природой, но — ради него самого — его нужно соотносить с интересами других людей, а это — задача воспитания. Воспитание должно научить каждого ограничивать свои, иногда непомерные потребности или бороться с данными природой, но неблаговидными желаниями. Различные аспекты воспитания рассматриваются в 1, 2, 3, 4 и 9-м из 10 разделов книги. Предпосылкой воспитательной программы Гельвеция является убеждение в том, что люди не только равны от природы, но и рождаются с одинаковыми умственными способностями; различными же их делает воспитание: «...если будет доказано, что таланты и добродетели являются чем-то приобретенным, то мы этим пробудим рвение названного учителя и предотвратим его небрежное отношение к своим обязанностям. Он будет более тщательно подавлять пороки и совершенствовать добродетели своих учеников» (Соч. в 2т., т. 2. М., 1974, с. 13—14). Гельвеций подчеркивает уникальную роль случая в воспитании, часто определяющего индивидуальные различия и поведение людей. Казалось бы, дети, воспитываемые в одной семье, должны вырасти одинаковыми, но это не так: воспитатель, напр., симпатизирует одному ребенку больше, чем другому, предъявляет к ним разные требования и т. п., что ведет к формированию различных способностей и черт характера. Случай создал Мольера и Шекспира, случай порождает гениальных и тупых, праведных и грешных людей и т. д.

В 5-м разделе книги ведется полемика с Ж.-Ж. Руссо, которого Гельвеций упрекает в том, что тот в «Эмиле» признает способности то врожденными, то приобретенными, приписывая их то природе, то воспитанию. Однако противоречие это присуще и самому Гельвецию: от признания природы единственным основанием желаний и интересов человека он приходит к убеждению о всесилии воспитания, обусловливающего в силу случайных факторов все разнообразие человеческих склонностей и поступков. Спор с Руссо ведется и о нравственности, которая, согласно Гельвецию, имеет не абсолютное, а лишь относительное значение и должна оцениваться только в плане выгоды. Дикарь, напр., уважает не столько справедливость, сколько силу, ибо она служит средством удовлетворения его потребностей; интерес заставляет человека относиться снисходительно к прегрешениям своих благодетелей и пренебрегать правилом: не делай другим того, чего не желаешь себе, и т. д. В установке на пользу Гельвеций строит т. н. трудовую этику, указывая на необходимость выполнять обязательства при заключении сделок, быть честным и вежливым с др. людьми и т. д. Он настаивает на воспитании индивидов в духе взаимного уважения и гуманных чувств, ибо они «полезны всем», на соблюдении принципов общественного договора и более равномерном распределении собственности. Этим вопросам посвящены 6, 7, 8 и 9-й разделы книги; особое внимание уделяется справедливому законодательству как самому могущественному средству воспитания. Главной задачей мудрого законодателя Гельвеций считает отыскание законов, соединяющих добродетель с личной выгодой и тем самым способствующих формированию добродетелей и искоренению пороков. Русский перевод П. С. Юшкевича (1938). См. лит. к ст. Гельвеций.

Т.Б.Длугач

Просмотров: 4418
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Новая философская энциклопедия, 2003 г.




Другие новости по теме:

  • «СВЯЩЕННЫЕ КНИГИ БУДДИСТОВ»
  • «СВЯЩЕННЫЕ КНИГИ ВОСТОКА»
  • »ОТРЕЧЕННЫЕ» КНИГИ
  • БАМБУКОВЫЕ КНИГИ
  • БОГОСЛУЖЕБНЫЕ КНИГИ
  • БОГОСЛУЖЕБНЫЕ КНИГИ ПРАВОСЛАВНЫЕ
  • ГЕЛЬВЕЦИЙ К.
  • ГЕЛЬВЕЦИЙ Клод Адриан
  • ГЕЛЬВЕЦИЙ Клод Адриан
  • ГЕЛЬВЕЦИЙ Клод Адриан
  • ГЕЛЬВЕЦИЙ Клод Адриан
  • ГЕЛЬВЕЦИЙ Клод Адриан
  • ГЕЛЬВЕЦИЙ Клод Адриан (1715— 71)
  • ГЕЛЬВЕЦИЙ Клод адриан
  • Гельвеций Клод Адриан
  • Гельвеций Клод Адриан
  • ДОМ ДЕТСКОЙ КНИГИ
  • ДОМ ДЕТСКОЙ КНИГИ
  • Дискуссия о роли природы и воспитания
  • КНИГИ ИСКУССТВО
  • Клод Адриан Гельвеций
  • Клод Адриан Гельвеций
  • Коллективный характер воспитания и обучения в сочетании с развитием индивидуальных особенностей личности каждого ребенка
  • МАККАВЕЕВ КНИГИ
  • Отреченные (отменные) книги
  • ПРОРОКОВ КНИГИ
  • Полемика о роли природы и воспитания в развитии
  • СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ, СВЯЩЕННЫЕ КНИГИ
  • СИВИЛЛИНЫ КНИГИ
  • Сивиллины книги



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь