|
Карлин Е. А. Полиамория как форма отношений. Размышления в контексте психотерапииГод издания и номер журнала: 2017, №2 Аннотация В статье рассматривается феномен полиамории, проведен обзор современных научных исследований по данной теме, описываются этические и психологические аспекты феномена, обсуждаются особенности психотерапии для клиентов, выбравших полиаморный стиль жизни. Ключевые слова: полиамория, полиаморность, полиаморный стиль жизни, психотерапия, формы близости. В конце августа текущего года в Вене прошла вторая конференция «Не-моногамия и Современная Близость» (“Non-Monogamies and Contemporary Intimacies”), организованая Венским Университетом им. Зигмунда Фрейда (SFU) и посвященная вопросу полиамории. На ней с докладом, посвященным психотерапевтическому взгляду на данный вопрос (а именно, с точки зрения гештальт-терапии), выступил мой коллега Dr. Артур Домбровский, который впоследствии, обращая внимание на крайне узко представленный материал, вдохновил на изучение данной темы и написание статьи. Полиамория (или полиаморность) (др.-греч. ????? — многочисленный и лат. amor — любовь) представляет собой систему этических взглядов на любовь, допускающую возможность существования множественных любовных отношений у одного человека с несколькими людьми одновременно, с согласия всех участников этих отношений. Контрастна моногамии, где партнеры договариваются об «романтической исключительности» друг для друга, но также и неверности, где один из партнеров имеет отношения с другим человеком без согласия партнера (Hymer and Rubin, 1982). Большинство сторонников полиамории придерживается точки зрения, согласно которой потребность в близости и любви у разных людей может быть разной и условие сексуальной и эмоциональной исключительности не является необходимым для жизнеспособных долговременных эмоционально значимых отношений. В частности, они признают естественным (вне зависимости от половой принадлежности) желание человека иметь несколько любовных отношений одновременно и допускают возможность поддержания таковых на основе доверия, уважения и ответственного подхода, без создания этических и эмоциональных конфликтов. Наличие любовных отношений, и тем более нескольких, не является необходимым условием полиамории как образа жизни. По мнению Деборы Анаполь (Anapol, 2012), полиамория — это в первую очередь дискурсивная практика по осознанию, этическому переживанию и проговариванию влюбленности как основной смыслообразующей характеристики человеческого существования, тогда как сексуальность — важнейшая, но далеко не единственная компонента полиаморной идентичности. В разные периоды своей жизни приверженец полиамории может состоять в моногамных любовных отношениях или не иметь никаких любовных отношений вообще. В этой связи было бы правильнее говорить не о полиаморном образе жизни, а полиаморном мировоззрении (Hymer and Rubin, 1982; Anapol, 2012). Тот факт, что моногамия предстает доктриной, предписанием, как жить и как любить (Conley, Moors et al., 2013; Moors, Matsick, et al., 2013), едва ли вызывает сомнение, в сущности данная форма отношений предстает единственной социально одобряемой формой интимной близости, и как любая аксиома, препятствует возможности человека самостоятельно исследовать и осваивать самого себя, свою потребность в контакте с другими, желаемую форму проявления любви. Автор статьи не в коем случае не выступает против моногамии, но предлагает, несколько углубившись в тематику, обращаясь к исследованиям и личному опыту людей, ведущих полиаморный образ жизни, скажем, описанный в работе Элизабет Шеф (Sheff, 2015), собравшей коллекцию рассказов людей, живущих в полиаморных семьях, свободно поразмышлять, избегая клише, оценок и отстаивания норм, оставаясь в данном случае на гуманистической позиции, настаивая на праве личности быть свободной от социального давления. «Поначалу я думал, что полиамория — это примета общества потребления: человек хочет обладать всем, что считает привлекательным. Но теперь уверен, что моногамия неестественна. Библия, религия и консерватизм, особенно в последние несколько столетий, сформировали наш подход к отношениям и навязали людям во всём мире некий единственный путь. Я в него не верю — важно исследовать то, к чему ты действительно расположен. Время идёт, и я проверяю теорию отношений, в которых мы сейчас. И понимаю, что если любишь человека так сильно, как я Ребекку, и при этом по-прежнему можешь испытывать чувства к другим, то полиамория — это здоровый путь. Людей, которые жаждут потреблять других, не остановит ничто, в том числе и моногамия: они будут обманывать себя и своих партнёров». (из блога Ани Сахаровой, «Любовный пятиугольник: как я жила у американских полиаморов», 2016) Психотерапевтическая позиция подразумевает толерантность и способность к принятию, однако в отдельных случаях трудностью для психотерапевта как человека и психотерапии как процесса может являться конфликт между профессиональной и личностной позицией, когда профессиональные ценности идут вразрез с личностными. Ценность человеческих отношений и романтической любви может затрагивать не только содержательный аспект, но и формальный. Говоря иными словами, ценность семейных отношений для индивида может подразумевать под собой определенную единственную форму таковых, например, моногамию, которая, как уже было упомянуто выше, несмотря на культурные и социальные изменения, в большинстве случаев остается единственной одобряемой обществом формой взаимоотношений. Социум выдвигает жесткие нормы вокруг гендерной сексуальности, а также вокруг единобрачия, где моногамия предстает в общественном сознании единственным «естественным» и «здоровым» стилем отношений (Conley, Moors, et al., 2013; Moors, Matsick, et al., 2013). Несмотря на демографическую распространенность полиамории, терапевты малообразованы о жизнях и потребностях полиаморных людей, а большинство учебников и брошюр по психологии и психотерапии не упоминают данную форму отношений. Среди немногих работ, посвященных психотерапии для психоаморных клиентов, можно назвать наиболее раннюю авторства Хаймер и Рубин (Hymer & Rubin, 1982), работы Вейтцмана (Weitzman, 2006), Лабриола (Labriola, 2013). На русском языке мы находим всего несколько разрозненных исследований по данному вопросу, причем преимущественно этического характера. Так, одним из авторов, имевшим смелость поднимать тему полиамории еще в советский период, был Юрий Рюриков – критик, социолог, философ, выпустивши несколько монографий о любви (в 90-х вышла его книга «Измены и разводы, треугольники и квартеты»). В своих работах Рюриков приходит к выводу, что человек немоногамен по своей природе и может любить не только одного человека, что находит отражение в культурном наследии, в частности мифологии, поэзии, литературе, где «любовь полна буйного изобилия». В книге «Три влечения» (1967) автор обращает внимание, что тяга к бесконечности любви отражена у многих поэтов Античности. Девизом для всех них могли бы служить слова Вергилия из «Энеиды»: «Дайте лилий полными горстями», а в самой любви все было естественным и не запретным. (Рюриков, 1967: с. 21). Однако несмотря на множество мифологических и литературных сюжетов (мифы о греческих богах: Зевсе, Посейдоне, Афродите, тринадцатый подвиг Геракла и др.), отражающих полиаморию как идею и как форму отношений с другими людьми, научные исследования, и западные в том числе, представлены довольно узко (что на взгляд автора, связано, не только с избеганием обсуждения данной темы, но сложностью организации выборки: поскольку полиамория в основном существует вне социальных норм и общественной легализации, многие люди в стремлении избежания дискриминации, скрывают особенности своей приватной жизни). Тем не менее определенные исследования удается найти. В них мы находим и указание на довольно широкое распространение данного феномена, а также описание связи полиаморности с отдельными другими факторами. Согласно Манли с соавторами (Manley, Diamond, van Anders, 2015), по крайней мере, 265 групп полиамории существуют в 158 странах. Следует отметить, что как правило, полиаморность исследуется на выборке сексуальных меньшинств и в контексте их сексуальной ориентации (в том числе изменения ее форм со временем (sexual fluidity), тогда как эмпирический материал полиаморности гетеросексуальных людей фактически не представлен, трансформируясь на уровне самой идеи в тему неверности и адюльтера. Исследователи сосредотачивают свое внимание на связи полиамории и смене сексуальной ориентации (sexual fluidity) (Chivers, 2005; Diamond, 2012; Manley, Diamond, van Anders, 2015), полиаморности и индивидуальных особенностях сексуального влечения (Diamond & Savin-Williams, 2000; Lippa, 2006), влияния интимных отношений и социального контекста (Diamond & Savin-Williams, 2000; Rust, 1993). Согласно Manley, Diamond и van Anders (2015), согласованные немоногамные отношения предоставляют расширенные возможности для формирования близких отношений в жизни человека, которые начинаясь как близкая дружба могут затрагивать сексуальную сферу, поскольку для эмоциональной близости как таковой естественно проявляться через телесный контакт (Diamond, 2008; Morgan & Thompson, 2006; Thompson, 2006). Кроме того, к настоящему времени проведены несколько исследований, фокусирующихся социальных ярлыках и стереотипах о немоногамных отношениях (Conley, Moors, et al., 2013; Conley, Ziegler, et al., 2013; Moors et al., 2013), а также разработке феноменологии и языка полиамории (Barker, 2005; Ritchie & Barker, 2006). Чаще всего полиамория рассматривается как патологичная форма, ровно как и адюльтер, понимаемый в первую очередь как симптом негармоничных отношений в паре, связанный с неудовлетворенностью потребностей или невротическим состоянием личности. В своем исследовании Knapp (1975) обнаружил, что 33% опрошенных им терапевтов полагали, что у людям, состоящих в открытых отношениях, характерны личностные расстройства или невротические тенденции. 9-17% из них пытались влиять на возвращение таких клиентов к моногамному образу жизни. Knapp (1975) также отмечает, что более патологизированными на взгляд терапевтов, были именно люди, состоящие в открытых отношениях, а не те, кто имеет тайные внебрачные связи. Такие данные подтверждают и результаты исследований Rubin and Adams (1978, приводится по Hymer and Rubin, 1982), согласно которым, 27% опрошенных полиаморных людей, имевших опыт психотерапии, указали, что терапевты не поддерживали их образ жизни. Аналогично Page (2004) отмечает, что многие из бисексуальных и/или полиаморных участников проведенного исследования испытывали затруднения в поиске терапевтов, которые бы лояльны к их сексуальности и предпочитаемой форме отношений. Согласно исследованию Weitzman (2006), даже те психотерапевты, кто оказывается непредвзятым, часто сталкивается с трудностями в работе с психоаморными клиентами из-за недостатка осведомленности и знаний. И если в больших городах (здесь речь в первую очередь идет о США) в списке специалистов можно найти компетентных в данном вопросе, то в малых городах и регионах это практически невозможно (Weitzman, 2006). В контраст представлениям терапевтов о полиамории, многие исследования демонстрируют жизнеспособность немоногамных отношений. Исследование полиаморных пар, проведенное в Нидерландах, показало нормальный уровень удовлетворения браком и самооценки (Buunk, 1980, приводится по Geri Weitzman, 2006). Две трети опрошенных Knapp (1976) ответили, что после вступления в полиаморный стиль жизни их удовлетворенность браком повысилась. Rubin (1982), сравнивая уровень благополучия в моногамных и полиаморных союзах, не выявил каких-либо значимых различий. Об этом же пишут и Конли с соавторами (Conley, Ziegler, et al., 2013), а также (Manley, Diamond, van Anders, 2015), не нашедших научного подтверждения, что моногамный или, напротив, полиаморный стиль отношений приносит больше эмоциональной удовлетворенности и сексуального удовлетворения. Проведенные исследования человеческой сексуальности в 48 странах показали, что почти половина женщин и большинство мужчин предполагали, что будут иметь более чем одного сексуального партнера за последующие 5 лет (Schmitt, 2005). Всестороннее правительственное исследование отношения общества, шаблонов поведения и взаимоотношений проведённое в Финляндии в 1992 году (возраст 18-75, около 50 % обоих полов) показало что около 200 из 2250 (8.9 %) респондентов «согласны или действительно согласны» с утверждением «Я мог бы поддерживать несколько сексуальных взаимоотношений одновременно» и 8,2 % указали в поле «стиль жизни который подходит более всего» на текущем жизненном этапе мог бы включать более чем одного постоянного партнёра. С другой стороны, на вопрос про другие постоянные связи одновременно, около 17 % указали что у них бывали другие партнёры во время постоянной связи (50 % нет, 17 % да, 33 % отказались отвечать). (Документ подготовлен к Западной региональной конференции «Общества научного изучения сексуальности», прошедшей в апреле 2002, и доступен онлайн в «Электронном журнале по человеческой сексуальности», выпуск 5 за 16 апреля 2002). По статистическим данным Newsweek за 2014 год, в США более 500 тысяч людей живет в открытых полиаморных семьях, в в основном это люди от 30 —50 лет, 40 % которых — с высшим образованием. Общество и правовые институты не поддерживают их. В России около 24% браков заканчиваются по причине неверности одного из партнеров (по данным государственной статистики). Согласно исследованию Spring (1997), около трети моногамных отношений в действительности таковыми не являются, что обусловлено наличием адюльтера (Spring, 1997). Несмотря на сказанное выше, подходы к психотерапии взаимоотношений, как правило, продолжают базироваться на идее, в которой пара (прежде всего мужчина и женщина) и моногамная форма отношений -единственная норма. Насколько готовы психологи и психотерапевты, работающие с семейной системой, работать с полиаморией непредвзято, насколько в действительности специалисты имеют ресурс принятия, а также достаточную компетенцию, насколько консервативным остается профессиональное сообщество? Отдельные специалисты отказываются маркировать измены как отрицательную практику для семьи. Так, например, семейный консультант Кэти Лабриола (Labriola, 2013) предлагает определить «измены» как иной формат отношений, легитимных уже своей возможностью возникновения и распространенностью в современном обществе. Свободная смена партнеров, по мнению Лабриола (Labriola, 2013), — осознанный выбор, подлежащий этическому обоснованию, а не девиация и нарушение морали. Схожий взгляд мы находим и у Деборы Анаполь (Anapol, 2012), которая в книге «Полиамория в 21-ом веке: Любовь и близость с многочислеными партнерами» («Polyamory in the 21st century: Love and intimacy with multiple partners») обращает внимание на безальтернативную обусловленность интимной сферы чуждыми для нее социальными, экономическими и культурными моногамными стандартами. Согласно Анаполь, люди не сопротивляются, поскольку либо не видят альтернативы, либо уводят ее в тень. «Полиамория естественна и распространена в обществе, но как институт измен, служебных романов, подавленных желаний и томных воспоминаний о счастливой молодости, где моногамные требования снижены или сведены до минимума. Вопрос заключается не в том, возможна или нет одновременная любовь ко многим и принятие любви к другим партнерам, а в том, как описать уже состоявшуюся, реализованную возможность преодолеть нормы, блокирующие какую-либо рефлексивность относительно собственной сексуальной идентичности» (Anapol, 2012). В этой связи перспективной задачей является выведение темы полиамории из области «патологии», но рассмотрение ее с точки зрения человеческой природы как таковой. Преимущества полиаморных отношений В исследовании (Page, 2004), проведенном среди 217 бисексуальных взрослых было выявлего, что 33% из них состоят в полиаморных отношениях, а также 54% из 217 респондентов указали, что полиаморный образ жизни - их идеальная модель отношений. Некоторые выбирают полиаморию просто, потому что им нравится иметь свободу до настоящего времени любой, кого они выбирают (Sumpter, 1991). Другие находят, что образ жизни удовлетворяет им, потому что он позволяет им выразить свою сексуальность любителями больше чем от одной гендерной группы. Но в любом случае, консультанты и терапевты, особенно работающие с бисексуальными клиентами, должны знать, что некоторые из них будут полиаморны (Weitzman, 2006). Полиамория раскрывает определенные преимущества, из которых в самом общем виде можно выделить три: большее сексуальное удовлетворение, личностный рост и развитие (сюда входит лучшее осознание своих собственных потребностей, больше доверия и смелости, больше возможностей делиться с другими), более активная и эмоционально насыщенная жизнь (Knapp, 1976; Kassoff, 1989; Rust, 1993). Dixon (1985, приводится по Weitzman, 2006) выявил, что полиаморные люди в меньшей степени чувствуют собственническую позицию со стороны своих партнеров, а также меньше конкурируют с теми, кто мог бы показаться привлекательным для партнера. Некоторые полиаморные люди делились, что сопереживают радость, если их партнер испытывает чувство близости с другим человеком (Keener, 2004; Polyamory Society, 1997 приводится по Weitzman, 2006). Исследования Keener (2004) показало высокий уровень доверия и низкий уровень тревоги о возможном обмане со стороны партнеров по полиаморным отношениям, поскольку решения о данной форме отношений принималось всеми сторонами свободно и по собственному желанию. Трудности полиаморных отношений и психотерапевтические задачи Большинство полиаморных людей, обращаются за терапией по причинам, не связанным с полиаморией. Фактически они обращаются с типичными трудностями - беспокойством, тревогой, неумением владеть собой, и т.д. (Weitzman, 2006). При этом задача психотерапевта – быть непредвзятым, иметь широкие взгляды и достаточную свободу для того, чтобы принять, что полиаморный образ жизни клиента может быть для него естественным, жизнеспособным и благоприятным, если конечно, не существует конкретных признаков, указывающих на обратное. Часто полиаморные люди довольны своим образом жизни, но ищут способа реализовывать его более непринужденно и гладко. По этому поводу Гари Вейтцман (Weitzman, 2006) пишет, что роль терапевта - помочь полиаморным клиентам осознать и проговорить свои потребности, в случае необходимости помочь договориться с партнером о своих отношениях, характеризующих их правилах и форме (что необходимо и в работе с любой другой парой или семейной системой). Однако можно выделить и наиболее типичные психологические трудности, с которыми встречаются полиаморные люди, и, соответственно, психотерапевтические задачи в их преодолении.
Открывая свои преимущества и неся в себе потенциальные трудности, полиаморный стиль жизни, требует личностных ресурсов, определяемых характерными чертами. Так К.Т. Хацлер (приводится по Moors, Matsick, Schechinger, 2017) изучавший качества, присущие моногамным и полигамным людям, определил, что полиаморов, как правило, характеризует общительность, экстравертность, физическая привлекательность. Кроме того, на основе проведенного обзора исследований, можно предположить, что для реализации полиаморных отношений большое значение имеют такие качества, как умение договариваться, способность дифференцировать отношения, готовность противостоять общественному мнению, нонконформизм, социальная смелость, а также эмоциональная компетентность. В своем выступлении на ТЕD Кель Волтерс (Kel Walters) говорит о полиаморности и эмоциональной грамотности как связанных феноменах. «Нам кажется абсурдным, если с появлением нового друга в жизни мы скажем «пока» имеющимся старым друзьям или с рождением младшего брата или сестры вычеркнем из своей жизни старших, однако это не относится к романтическим отношениям». Идею полиаморности отражает метафора о горящей свече, от которой можно зажечь множество других свечей, при этом огня не станет меньше. Общество соглашается с таким определением любви, но лишь до тех пор, пока речь идет о любви платонической. Готовы ли мы посмотреть на данный вопрос непредвзято? Готовы ли мы, как консультанты и психотерапевты, принимать инаковость другого в полной мере? Polyamory as a form of relationship. Reflections in the context of psychotherapy Annotation The article considers the ideas about polyamory. The review of modern scientific studies of studies of the phenomenon is carried out, ethical and psychological aspects are described as well as the features of psychotherapy for the clients who identify as polyamorous. Keywords: polyamory, polyamorous lifestyle, psychotherapy, forms of intimacy. Литература:
Категория: Психоанализ, Психоанализ Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|