музыкальный руководитель Мухтарова Надежда Васильевна МАДОУ детский сад №30 «Журавушка» г.Кумертау, респ. Башкортостан
Цель: Формировать представления о семье и родственных отношениях.
Задачи:
- Закреплять представления о родственных связях;
- Воспитывать любовь и уважение к членам семьи;
- Формировать элементарные представления о том, что такое род и родословие;
- Развивать интерес к происхождению своей фамилии, традиций и обычаев семьи;
- Продолжить формирование речевых навыков.
Образовательные: закреплять представления о родственных связях; формировать элементарные представления о том, что такое род и родословие; активизировать словарный запас детей прилагательными, характеризующими семью и обозначающими качества личности человека.
Развивающие: развивать у детей умение правильно отвечать на поставленные вопросы, формировать навыки применения диалогической и монологической речи; развивать интерес к происхождению своей фамилии, традиций и обычаев семьи.
Воспитательные: воспитывать интерес детей к самостоятельному словесному творчеству; воспитывать любовь и уважение к членам семьи; развивать чувство гордости за свою семью.
ХОД
Звучит башкирская народная музыка, дети старшей группы входят в зал и встают "врассыпную".
Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас на празднике родословной — Шежере Байрамы.
Кем был твой прадед, кем твой дед? О чём они мечтали? Каким был скромный их обед? Что в будни надевали?
Каким был род занятий их? К чему они стремились? Что вызвало бы дружный смех? И как они женились?
И, если все узнаешь ты, Изучишь древний род, — Полюбишь Родину свою, Полюбишь свой народ. (Р. Мифтахов)
Род, родословная, Родина – каждому из нас близки и понятны эти слова. Родина, это место, где мы родились, где живут наши родители, дедушки и бабушки и жили наши далекие предки. Здесь все нам близко и знакомо: язык, быт, обычаи и традиции народа.
Дети (поочередно):
1. Чудесное дерево есть у меня. Оно мне — семья, и оно мне — родня. На дереве этом до старческих лет Гнездился мой прадед, а также мой дед. (Г. Дядина)
2. Наши корни — семья, как исток у реки, Это крепость твоя, говорят старики. И отец говорил, повторяла мне мать, Чтоб я род сохранил, стал его продолжать.
3. Без семьи не прожить, человеком не стать, Нужно жить, и любить, и детей воспитать,
4. Посадить деревцо, также выстроить дом, Помнить слово отцов — сила Родины в нём.
5. «Откуда родом ты?», — меня спросили. И я ответил гордо: «Из России! А если говорить точней с Урала я, Там Родина – Башкирия моя!
6. У наших гор – вершины до небес, И соловьиных песен полон лес. Богаты недра нефтью, серебром, Поляны – ягодами, а сердца – добром.
Дети исполняют песню «Башкортостан» Ф.Даутовой
Под музыку дети садятся на места.
Ведущий Рядом с нами живут самые близкие, любимые, надёжные, родные люди, которые нам всегда нужны. Их мы называем родственниками. Поду-майте и ответьте, кого вы можете назвать своими родственниками? (Бабушек, дедушек, мам, пап, братьев, сестёр.) И сейчас — сюрприз для всех наших гостей -"Узнай родных на фото"
Презентация "Родные лица"
(на экране демонстрируются фото родственников детей, они их называют по степени родства: брат, сестра, мама, папа, бабушка, дедушка и т.д.)
Ведущий -А вы запомнили, как одним словом мы назвали ваших самых близких людей? (Родственники.) Дети, во всех словах, которых я произнесу, есть одно общее слово: родные, род, родственники. Назовите это слово. (Ответы детей.) Правильно это слово "род". Род — это одна большая семья. А у каждой семьи есть свой дом, в котором, по народному поверью, живет добрый дух, охраняющий покой и благополучие рода. По-русски его называют "домовой», а по-башкирски — "йорто эйяхе". Сегодня я расскажу о нем сказку.
(рассказ ведущей сопровождается слайдами на экране)
Вед: Давно это было. Стояла в наших краях изба. Жила в ней когда-то семья, большая и дружная, но со временем разъехались все по белу свету: совсем про отчий дом забыли! Впрочем, дома кто-то жил. На чердаке — ворона: за трубой спрячется и права качает! В подполье — мышка-норушка, что про эти права частушки сказывала, под крылечком — лягушка-квакушка, что над этими частушками смеялась. А в доме под печкой – домовенок Курбат, который все это слушал. Кстати имя Курбат с башкирского означает "Родство".
Так вот, хорошо они жили, только однажды загудели трактора, растащили избушку по бревнышку — кому она, старая и бессемейная, нужна! А что касается вороны, мышки, лягушки, да Курбата, так их никто не спрашивал! Они, как известно, права голоса не имеют!
Разбежались кто куда: мышка в поле, лягушка в болото, ворона в соседнюю деревню. Хуже всех домовенку пришлось: ни жилья, ни документов, попробуй, докажи, что ты живое существо, если паспорта у тебя нет! Думали мы, думали, как помочь ему, и придумали! Курбат, Курбатик, ты где? (Входит домовенок с корзиной в руках)
Домовенок: Вот он я! Чего звали?
Вед: Решили мы помочь тебе, определить в семью на постоянное место жительство, чтобы тебе хорошо было, спокойно!
Домовенок: Нет нынче таких семей, где бы мне хорошо было, перевелись! Сказок детям не рассказывают, песен друг дружке не поют.
Вед: Ошибаешься, есть у нас такие семьи! И я сейчас тебя познакомлю с ними.
Под музыку представляет семьи, принимающие участие в конкурсе. Они проходят на середину зала, затем — за столики.
Домовенок (считает семьи): Ух ты! Раз, два, три.
Вед: К кому жить пойдешь, выбирай!
Домовенок: Как бы не так — сразу и иди, а я их лично в первый раз вижу.
Вед. Ну, хорошо, ты подумай пока, а мы с ребятами поиграем.
Игра "Золотые ворота" рус. нар. мел.
Домовенок: А я вот что придумал! У кого больше клубочков соберется из моей корзиночки, к тому я и отправлюсь на место жительства.
Вед: Да ладно, Курбатик, смело можешь прописываться в любой из этих семей!
Там тебе ботиночки купят, рубашечку новую сошьют.
Домовенок: Зачем эта мне рубашечка, у меня своя вон какая нарядная. А на ногах лапоточки — хоть и старые да душу греют, им всего-то 100 лет.
Вед: Согласна: тебе, Курбатик, лапоточки дороги. В каждой семье есть то, что на свалку не выбрасывается, и в чужие руки не отдается. Вот посмотри, какие вещи хранятся в бабушкиных сундучках! (демонстрирует старинные вещи из сундука). И каждая семья сегодня приготовила рассказ о своей семье, ее увлечениях и традициях, о семейных реликвиях.
Рассказы-родословные «Моя семья»
(по очереди семьи демонстрируют и рассказывают о свой родословной- шежере, об увлечениях, интересных людях и показывают свои семейные реликвии)
Вед: Ну что, понравились тебе рассказы?
Домовенок: Понравились! Так понравилась, что даже не знаю, кому клубочек из корзиночки дать? Да, наверное-всем! Все интересно рассказывали! (раздает клубочки всем семьям)
Вед: -Курбатик, а наши дети красивый осенний танец подготовили, хочешь посмотреть?
Домовенок: Конечно!
Девочка: Осень на опушке краски разводила, По листве тихонько кистью проводила. Пожелтел орешник, и зарделись клены. В пурпуре осеннем только дуб зеленый.
Утешает осень: «Не жалейте лета! Посмотрите, роща золотом одета!
Танец с полотнами «Осенние дорожки» Р.Хасанова
Домовенок: Эх, какие вы все молодцы! Я даже расчувствовался. Не знаю, как у вас, а у нас, у домовых в этот момент душа поет! Помнится, в доме нашем часто песни пели.... Только их сейчас в семьях не поют, забыли!
ед: А может быть это не так! Я предлагаю участникам семейных команд вспомнить песни, танцы и стихи и показать нам.
Выступления семей с творческими номерами
Домовенок: Ах, как уважили, даже настроение поднялось, и опять всем я клубочки раздам!
Вед. Хорошо, когда в семьях все здоровы, счастливы, веселы. А когда человек здоров, то ему непременно хочется…
Домовенок: В лес по дрова
Вед: Это тебе в лес по дрова! Давай по-другому.
Домовенок: Давай.
Вед: Когда человек здоров, он…
Домовенок: По лужам бегает.
Вед: Да нельзя по лужам — снова заболеет. Давай по -другому.
Домовенок:: Давай.
Ведь: Когда человек здоров, у него…
Домовенок: Пятки чешутся.
Вед: Это у тебя пятки чешутся, а человек играть да плясать хочет!
Игра- танец «Потанцуй со мной, дружок» баш. нар. мел.
Вед. Ну что, Курбатик, задумался? Не выбрал еще для себя семью?
Домовенок: Да я вот о чем — петь да плясать хорошо. Да что-то и покушать хочется... Хочу узнать, чем меня угощать будут!
Вед. — Ну что ж, вот и следующий конкурс " Рецепты вкусняшек"
Конкурс "Рецепты вкусняшек"
- семьи представляют свое национальное блюдо
Домовенок раздает клубочки всем семьям.
Вед. Ну что ж, пока наш домовенок решает — в какую семью он пойдет жить, мы споем веселую песенку о нашем детском саде, в котором мы живем большой и дружной семьей.
Песня «Детский сад – одна семья» К.Костина
Вед: Ну что ж, Курбатик, решил, в какую семью ты пойдешь жить?
Домовенок: Трудно мне было выбирать — клубочков все поровну набрали. Все семьи по-своему хороши: хранят свои традиции, реликвии, творчески проявляют свои таланты и вкусно готовят. Но я решил остаться жить в вашем детском саду. Очень уж у вас весело!
Поэтому я вас поздравляю с тем, что с этих пор у вас в садике буду жить я!
Вед: И мы тоже рады столь ценному приобретению.
Домовенок: Минуточку, я только вещички с улицы принесу. (Убегает)
Вед: Курбат, где ты?
Домовенок: (голос в записи) Здесь я, здесь.
Вед: Не видим.
Домовенок: (голос в записи) А мы, домовые, когда для себя дом хороший находим, невидимыми становимся, чтоб злые силы от семьи отгонять!
Вед: Ну, пусть так и будет! Есть поверье: домовой в доме — добрая примета, это означает, что живет в доме хорошая семья, где сказки рассказываются, песни поются, пироги пекутся. Благодарим всех принявших участие в нашем семейном празднике. Спасибо вам, что умеете, песни петь, хранить память о своих предках, что живете большой и дружной семьей.
Заведующий благодарит семьи и вручает им кукол-домовят и благодарности
Вед — Благодарим всех принявших участие в нашем семейном конкурсе, пусть этот маленький домовенок хранит покой и достаток вашей семьи. Будьте здоровы, веселы и счастливы!
Звучит веселая музыка, все покидают зал.
Литература и интернет-ресурсы
- Агишева Р.Л. Я – башкортостанец: Программа-руководство по работе с детьми старшего дошкольного возраста. -Уфа, 2003.
- Асадуллина- Ибрагимова Н.И «В помощь организаторам праздника «Шежере байрамы». – Уфа: «Деловая династия», 2007.
- Мухамедзянова Р.К., Янкина Д.Р. Развитие музыкального мышления у детей 5-6 лет. – Уфа: Китап, 2003.
- Бикбова М. Весёлые пляски. – Уфа: Башкирское книжное издательство, 1984.
- Гершова Ф.З. Мы играем и поем. – Уфа: Китап, 1999.
- https: //nsportal. ru/ Социальная сеть работников образования
|