Программное содержание
1. ФЭМП:
- Совершенствовать умение детей считать в пределах 10 (прямой и обратный счёт).
- Закрепить порядковый счет; состав числа 5 из единиц; знание смежных чисел; умение последовательно называть дни недели; ориентироваться в пространстве, составлять из частей целое.
- Проверить умение делить целое на две равные части, называть части и сравнивать целое и часть.
- Развивать логическое мышление, внимание.
- Воспитывать интерес к математике.
Скачать конспект
2. Художественная литература:
- Воспитывать интерес к художественной литературе.
3. Нравственное воспитание:
- Воспитывать желание прийти на помощь, быть чутким к чужой беде.
Оборудование
Демонстрационный материал.
Раздаточный материал. Счетные палочки. Числа 0т 1 до 10. Линейки.
Ход занятия
В круг широкий вижу я, встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо, а теперь пойдем налево.
В центре круга соберемся, и на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем! И опять играть начнем!
Скажите, как вы стоите по отношению друг к другу?
Воспитатель. Ребята! Сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте их поприветствуем.
- Здравствуйте!
(Дети садятся на стульчики, поставленные полукругом).
- Ребята, я знаю, что вы очень любите сказки. И вот сегодня я вам предлагаю отправиться в сказочное путешествие.
Для начала нам надо разгадать кроссворд. Что такое кроссворд? (Игра, состоящая в разгадывании слов по определениям).
- Посмотрите внимательно на доску, кого вы там видите? (Стрекозу). Она с какого произведения? ( «Стрекоза и муравей»). Это сказка? (Нет, это басня). Как называется басня? (Стрекоза и муравей). Кто автор этой басни? (Иван Андреевич Крылов). А какие еще вы знаете басни И.А. Крылова? ( «Волк и ягненок», «Мартышка и очки», «Лебедь, щука и рак», «Квартет», «Ворона и лисица», «Слон и моська», «Свинья под дубом»). — Молодцы, правильно назвали все басни. В любой басне есть мораль. Что такое мораль? (нравоучение, урок).
В чем мораль басни «Стрекоза и муравей»? (Муравей символизирует трудолюбие и не удивительно, ведь этот род славится своей работоспособностью, в любое время года они усердно трудятся. Стрекоза же напротив, ассоциируется с легкомыслием. Мораль басни проста: не хочешь зимой мерзнуть и голодать – работай летом).
Закончилось лето, наступила осень. Облетели с деревьев листья. Зарядили дожди. Стрекозе негде было спрятаться от холодных капель, и она сделала из сухих тонких листьев зонт.
Выставляет схему. Дети выкладывают зонт из счётных палочек.
Воспитатель. Но от порыва ветра у зонта сломалась ручка. Переложите две палочки так, чтобы зонт превратился в три треугольника.
Что решила сделать Стрекоза? (Она попросилась к Муравью перезимовать.) Что ответил Муравей? ( «Ты все пела? Это дело: так поди же, попляши») Всё верно.
Воспитатель. Басня закончилась тем, что Муравей не пустил Стрекозу в свой муравейник. А можно придумать другой конец басни? (Дети предлагают свои варианты.) Помните, я говорила, что у Муравья был не один муравейник. Давайте представим, что он предложил Стрекозе поселиться в одном из них. Для этого нужно решить задачку:
- 4 гусенка и двое утят, в озере плавают, громко кричат.
А ну посчитай поскорей, сколько всего в воде малышей? (6)
Посмотрите на карточки какая цифра нарисована? Это и будет муравейник, в котором Муравей разрешил Стрекозе перезимовать.
Но все дорожки к этому муравейнику Муравей зашифровал. «Пусть Стрекоза немного потрудится», — решил он. Стрекоза сказала, что больше не будет лениться, но задания Муравья слишком трудные, и она попросила вас помочь ей расшифровать дорожки.
Посмотрим, что же за задания приготовил муравей? Поможем?
Задание 1. «Быстро отвечай».
- Сколько спинок у трех свинок? (3)
- Сколько хвостов у двух котов? (2)
- Сколько животиков у пяти бегемотиков? (5)
- Сколько рогов у двух быков? (4)
- Сколько у коня копыт, когда конь в траве лежит? (4)
- Сколько задних лап у двух зайчат? (4)
- Сколько домишек у ста муравьишек? (1)
- 1 Ослик нес 5 кг сахару, а другой – 5 кг ваты. У кого поклажа была тяжелее?
- Гусь весит 2 кг. Сколько будет весить, если встанет на одну ногу?
- Из дупла выглядывало 8 беличьих хвостов. Сколько бельчат сидело в дупле?
Задание 2. «Подели яблоко поровну».
Муравей пожалел стрекозу и решил поделиться яблоком. Но у него было только одно яблоко. Что делать стрекозе? Как разделить одно яблоко на двоих? (Нужно разрезать яблоко на две равные части). (Воспитатель разрезает яблоко на две равные части).
- Сколько частей получилось? (Две части.)
- Как можно назвать каждую часть яблока? (Половина или одна вторая.)
- Что больше: целое яблоко или его половина?
- Что меньше: половина или целое яблоко?
- Итак, выполнено и это задание.
Физкультминутка.
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик видно не нашел.
Чтобы ключик нам достать
Надо на носочки встать.
Раз — подняться, подтянуться,
Два — согнуться, разогнуться,
Три — в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире,
Пять — руками помахать,
Шесть — на стульчик сесть опять
(соответствующие движения).
Задание 3. Игра «День-ночь»
Используя числовую прямую, решить примеры.
Выйти к доске и записать выражения (примеры), остальные считают с помощью линеек.
- У нас сегодня в гостях героиня басни Стрекоза.
- Сколько у нас гостей? Покажите эту цифру. (Дети показывают цифру 1)
- Сегодня герои сказок помогут нам в игре «День-ночь». Вы же знаете, что ночью происходят сказочные чудеса, замечательные превращения.
- Ночь! (Дети закрывают глаза, показывают, что они «спят») Воспитатель добавляет игрушку – Муравья.
- День! Что изменилось? (Пришел Муравей).
- Сколько теперь героев басни? (2)
- Как получилось число 2? (1+1=2)
- Ночь! Дети «спят» — (появляется Комар)
- День! Что изменилось? Покажите цифру 3, как получилось число 3? (2+1=3)
- Ночь! Дети «спят» — появляется Бабочка.
- День! Что изменилось? Покажите цифру- (4)
- Как получилось число 4? (3+1=4)
- Ночь! Дети «спят» появляется Пчелка.
- День! Что изменилось? Покажите цифру — 5
- Как получилось число 5? (4+1=5)
Мы с вами составили число 5 из двух меньших.
Как еще мы можем составить число 5 из двух меньших чисел? (4+1, 3+2, 5+0).
Задание 4. «Живая неделя».
- Какой день недели сегодня?
- Какой день недели был вчера?
- Какой день недели будет завтра?
- Сколько всего дней в неделе?
- Как называется первый день недели?
- Какой день недели стоит между вторником и четвергом?
- Вторник, — какой день недели по счету?
- Четверг, — какой день недели по счету?
- Суббота, — какой день недели по счету?
Задание 5. Решите задачки (показать соответствующие цифры)
- В саду росло четыре яблони. Одну из них сломало бурей. Сколько яблонь осталось в целости?
- Один мальчик пас пять овец, а другой – на одну овцу больше. Сколько овец пас другой мальчик?
- В пруду плавают старая утка и семь молодых уток. Сколько всего уток в пруду?
- Рыбак поймал четыре щуки и два карася. Сколько всего рыб поймал рыбак?
- У мухи шесть ног, а у паука на две больше. Сколько ног у паука?
Ну, вот мы справились со всеми заданиями, и помогли Стрекозе добраться до нужного муравейника. Теперь она перезимует, и больше так не будет делать (т. е. петь все лето), а будет готовиться к зиме летом, также как и муравей.
VIII. Итог.
На этом наше занятие закончилось. Все старались, потрудились.
- Ребята, скажите, чем мы сегодня занимались на занятии?
- Что вам понравилось?
- Что было трудным для вас?
Стрекоза благодарит вас за помощь и угощает конфетками.
|