Новикова Алена. Семинар – практикум «Формы работы с дошкольниками по ранней профориентации»

Семинар – практикум «Формы работы с дошкольниками по ранней профориентации»

А.В. Новикова заместитель заведующего по основной деятельности Управление по образованию спорту и туризму Стародорожского районного исполнительного комитета Государственное учреждение образования «Ясли-сад № 3 г. Старые Дороги»

Адрес учреждения: 222932, ул. Гагарина, 14а г. Старые Дороги Минской области

Цель: повышение уровня теоретической и практической подготовки воспитателей, совершенствование практических навыков, необходимых в работе по ознакомлению детей дошкольного возраста с профессиями взрослых людей.

Задачи:

  1. определить проблемы и перспективы ранней профориентационной работы в УДО;
  2. изучить содержание профориентационной работы в УДО, соответствие педагогических задач с каждой возрастной группой;
  3. познакомить педагогов с современными технологиями, используемыми для ознакомления дошкольников с профессией, формам и методами работы с детьми по профориентации.

Практическая значимость: содержательный материал представил в рамках распространения передового педагогического опыта работы, который в последующем может быть использован коллегами в практике.

 

Подготовка к семинару:

  1. Анкетирование педагогов «Что мы знаем о профориентации дошкольников?» (Приложение 1)
  2. Анализ ППРС по организации профориентационной работы со старшими дошкольниками (Приложение 2).
  3. Методические рекомендации педагогам (Приложение 3).

Ход семинара — практикума:

1. Теоретическая часть

Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества. Формирование обобщенных представлений о значимости труда взрослых требует наличие у детей прежде всего четких понятий о том, что в каждом конкретном процессе достигается результат, имеющий точное значение – удовлетворять ту или иную потребность. Следовательно, знание назначения вещи позволит ребенку понять конкретную ценность каждого процесса (мытья посуды, шитья шапочки, приготовления котлет и т.п.).

Мы, педагоги, готовим детей к тому, чтобы они в свое время могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Поэтому знания о труде должны занимать одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада.

Кроме того, ознакомление детей с трудом взрослых и отдельными профессиями должно осуществляться не на уровне отдельной задачи, а как целостный органический процесс. Социализация ребенка – дошкольника проводится в большей степени через игру как самый близкий, доступный, интересный для детей вид деятельности. Решение задач по ознакомлению с трудом взрослых строится на игровой основе.

Одна из основных задач дошкольного образования – формирование положительного отношения к труду и первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Для этого очень важно у ребенка дошкольника развивать интерес к различным профессиям. Необходимо знакомить детей с профессиями, востребованными в современном обществе.

Мною было проведено анкетирование с целью определения места профориентационной работы в дошкольной образовательной организации. В результате данного анкетирования были выявлены следующие проблемы:

  • 30% воспитателей считают проведение ранней профориентационной работы не актуальной
  • 15% недостаточно чётко определили задачи профориентационной работы с дошкольниками в соответствии с возрастной группой
  • 13% педагогов затрудняются с выбором форм и методов проведения данной работы в УДО.

Общая картина говорит о следующем: в настоящее время в УДО существует проблема ранней профориентации детей; потенциальные возможности дошкольников к освоению опыта трудовой деятельности не реализуется в полной мере; не отработана система ознакомления дошкольников с миром профессий.

Работа по ранней профориентации дошкольников может быть осуществлена через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность. Данный подход способствует активизации интереса детей к миру профессий, систематизации

представлений и успешной социализации каждого ребёнка.

«Мозговой штурм» определил основные направления развития ППРС, способствующей освоению знаний и становлению устойчивого интереса дошкольников к различным профессиям.

  • игровые центры
  • дидактические игры
  • настольно – печатные игры
  • сюжетно – ролевые игры
  • демонстрационный материал

2. Практическая часть

Во второй части семинара педагоги приняли участие в «Игротеке», в ходе которой обобщили и расширили представления о формах и методах активизирующих познавательный интерес ребёнка-дошкольника. Педагогам было предложено поделиться на команды. Обеим командам предлагались задания. В конце игротеки подводились итоги.

Игра "Самая, самая профессия"

Задача участников: назвать одну или несколько профессий подходящих под определение: «вкусная», «весёлая», «опасная», «детская», «серьёзная», «общительная», «высотная», «сильная», «красивая», «заботливая», «быстрая», «глубокая», «ответственная», «интересная».

Игра «Придумать профессии, начинающиеся на букву…»

Задача участников: назвать как можно больше профессий, на заданную букву.

Условия игры: команды называют по одной профессии, друг за другом, не повторяясь. Выигрывают та команда, которая придумала больше профессий.

Конкурс «Закончи пословицу»

Условия конкурса: каждая команда выбирает одну карточку и получает две минуты на выполнение задания.

Задача команды: прочитать начало пословицы и сформулировать (додумать) её окончание.

«Какой мастер-..» (такова и работа)

«Тяжко тому жить, … (кто от работы бежит)

«Словами туда и сюда, … (а делами – никуда)

«Труд кормит, … (а лень – портит)

«Кто любит трудиться, … (тому без дела не сидится)

«Красна птица оперением,.. (а человек – рукоделием)

Конкурс «Устами младенца»

Задача команды: определить профессию, по детскому описанию. Условия конкурса: транслируются по одному для каждой команды. Команда даёт ответ без подготовки. Если команда даёт неправильный ответ, то шанс ответа переходит к соперникам.

Конкурсы по единой тематике

(на примере профессии «Журналист»)

1) Ведущий читает загадку о профессии журналист:

Почерком быстрым исписан весь лист -

Очерк в газету строчит... (Журналист.)

2) Ведущий: Журналист должен обладать хорошей дикцией, предлагаю Вам принять участие в конкурсе «Чистоговорки».

Условия конкурса: каждая команда выбирает одну карточку, на которой записана скороговорка и получает две минуты на выполнение задания. Задача команды: проговорить чистоговорку хором.

Встретил в чаще ёж ежа:
«Как погода, ёж, — свежа».
И пошли домой дрожа,
Сгорбясь, съёжась два ежа.

Носит Сеня в сени сено,
Спать на сене будет Сеня.

Чайничек с крышечкой,
Крышечка с шишечкой,
Шишечка с дырочкой,
В дырочку пар идёт.

Съел молодец тридцать три пирога с пирогом,
Да все тридцать три пирога с творогом.

Наш чеботарь
Всем чеботарям чеботарь,
Нашего чеботаря никому
не перечеботарить.

У пеньков опять
Пять опят нашли пять ребят.

Ведущий:

Общаясь с разными людьми журналист должен иметь богатый словарный запас. Предлагаю Вам принять участие в конкурсе «Предметы гардероба на букву «П»

Задача команды: назвать как можно больше предметов гардероба на заданный звук. Условия конкурса: каждая команда называет по одному предмету, друг за другом, не повторяясь, без предварительной подготовки.

Ведущий:

Журналист может написать заметку в газету или журнал на любую тему. Предлагаю каждой команде принять участие в конкурсе: «Написать заметку о своей профессии»

Задача команды: рассказать о «своей» профессии по следующей схеме: назва, 0ние профессии – место работы –условия труда – инструменты для работы – выполняемые трудовые операции – результат труда (иначе говоря – составить рассказ в определённой последовательности).

реклама

Условия конкурса: На выполнение задания командам даётся 4 минуты, затем выслушиваются полученные рассказы.

Ведущий:

Журналист должен хорошо знать произведения других писателей. Предлагаю командам принять участие в «Литературном конкурсе».

Условия конкурса: каждая команда выбирает одну карточку, на которой написано название известной детской сказки и получает две минуты на выполнение задания.

Задача команды: назвать профессии литературных героев конкретного произведения, указанного на карточке.

По итогам практической работы обе команды набрали одинаковое количество очков.

3. Подведение итогов семинара

По окончанию семинара педагогам было предложено поделиться своими впечатлениями о прошедшем семинаре. Большинство участников выразили готовность применять на практике полученный опыт, отметили необходимость осуществления профориентационной работы с дошкольниками.

Приложение 1

Анкета для педагогов

«Что мы знаем о профориентации дошкольников?»

1. Что такое профессиональная ориентация?

__________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Что входит в понятие профессиональная ориентация дошкольников?

_________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Какое место занимает профориентационная работа с дошкольниками в вашей возрастной группе?

_______________________________________________________________

4. Через какие формы работы с дошкольниками осуществляется ранняя профориентация? _________________________________________________________________________________________________________________

5. Какие современные образовательные технологии наиболее применимы для ознакомления дошкольников с профессией? _________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Выберите из предложенного списка задачи профориентационной работы с детьми старшего дошкольного возраста:

  • учить вычленять труд взрослых как особую деятельность, направленную на заботу о людях
  • формировать представление о сложных трудовых операциях и механизмах
  • учить сравнивать профессии
  • формировать представления о различных сторонах трудовой деятельности детей средствами художественной литературы
  • формировать представление о видах производственного труда (шить, производство продуктов питания, строительство) и обслуживающего труда (медицина, торговля, образование), о связи результатов деятельности людей различных профессий
  • систематизировать знания о труде людей в разное время года

7. Какие традиционные методы обучения и воспитания при ознакомлении детей с трудом взрослых можно применять:

  • беседы с использованием игровых персонажей и наглядности
  • чтение детской художественной литературы
  • наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий
  • рассматривание картин и иллюстраций
  • опыт хозяйственно-бытового труда
  • сюжетно-ролевые игры
  • дидактические игры

- игровые ситуации.

8. Какие парциальные образовательные программы дошкольного образования профориентационной работы с дошкольниками вам известны?

________________________________

Приложение 2

Оснащение предметно-развивающей среды в целях ранней профориентации

подразумевает:

  • подбор художественной литературы, энциклопедий, самодельных книжек-малышек, связанных с темой «Профессии», в книжном уголке
  • создание картотеки пословиц и поговорок о труде, загадок, стихов и песен о профессиях и орудиях труда
  • подбор иллюстраций, репродукций картин, раскрасок с профессиями в уголке изобразительной деятельности
  • подбор и изготовление дидактических игр по ознакомлению с профессиями
  • подбор демонстрационного материала по теме «Профессии» (аннотированный перечень рекомендуемого демонстрационного материала находится в приложении)
  • подбор мультфильмов, видеофильмов, видеороликов, связанных с темой «Профессии»
  • выпуск настенной газеты, посвяще нной профессиям взрослых
  • оформление альбома о профессиональных династиях воспитанников
  • оформление альбома с фотографиями «Профессии наших родителей»

- материалы для сюжетно-ролевых игр.

Дидактические игры

Деревянная головоломка-пазл «Профессии» для детей от 2-х лет.

Разрезные деревянные картинки «Профессии» для детей от 2-х лет.

Сборник развивающих пальчиковых игр «Дело мастера боится» для детей от 2-х лет.

Развивающая настольная игра – пазл «Профессии» для детей от 3-х лет.

Обучающая настольная игра «Познайка: Профессии» для детей от 3-х лет.

Детское фигурное лото «Дорогой знаний: Профессии» для детей от 3-х лет.

Детское лото «Кем быть?» для детей от 3-х лет.

Настольная дидактическая игра – лото «Знаю все профессии» для детей от 4-х лет.

Настольная игра «Все профессии важны-1» для детей от 4-х лет.

Настольная экономическая игра «Ай да ярмарка!» для детей от 5-ти лет. Настольная экономическая игра «Золотая рыбка» для детей от 5-ти лет.

Сюжетно – ролевые игры

«Пекарня», «Банк», «Туристическое агентство», «Зоопарк», «Театр», «Аптека», «Магазин», «Почта», «Больница», «Мастерская», «Парикмахерская».

Примерный перечень игрушек и ролевых атрибутов

для организации профориентационных сюжетно-ролевых игр

Тематические строительные наборы «Город», «Ферма», «Зоопарк».

Конструктор.

Куклы крупные и средние (девочки и мальчики).

Кукольные коляски, соразмерные куклам.

Комплект постельных принадлежностей для кукол.

Кукольные стол, стул, кровать, диванчик.

Кукольные кухонный шкафчик и плита.

Набор чайной посуды.

Набор кухонной посуды.

Набор продуктов.

Весы.

Касса.

Игрушечные деньги.

Сумки, корзины, рюкзачки.

Белая шапочка, белая косынка, белый халат.

Набор медицинских принадлежностей (фонендоскоп, градусник, шпатель).

Набор парикмахерских принадлежностей (ножницы, расче ска, фен).

Светофор.

Гараж.

Руль автомобильный.

Грузовые машины. Спецмашины ( «Скорая помощь», пожарная).

Полицейский набор.

Набор «Железная дорога».

Водный, воздушный транспорт (корабль, лодка, самоле т, ракета).

Фуражка / бескозырка.

Штурвал на подставке.

Бинокль (подзорная труба).

Машины общественного транспорта.

Машины – строительная техника.

Каска строительная.

Набор инструментов.

Домашние и дикие животные и птицы.

Телефон.

Набор бытовой техники.

Набор музыкальных инструментов.

Приложение 3

Задачи профориентационной работы с детьми дошкольного возраста

Анализ специализированной литературы позволяет выделить обобщенные задачи работы по формированию у детей представлений о труде взрослых для каждой возрастной группы.

Дети младшего дошкольного возраста (3-4 года)

Задачи работы:

  • формировать первоначальные представления о некоторых видах труда взрослых, простейших трудовых операциях и материалах
  • учить вычленять труд взрослых как особую деятельность, направленную на заботу о людях
  • обращать внимание детей на положительных сказочных героев и персонажей литературных произведений, которые трудятся

-развивать представления об использовании безопасных способов выполнения профессиональной деятельности людей ближайшего окружения.

Дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет)

Задачи работы:

-формировать представление о профессиях, направленных на удовлетворение

потребностей человека и общества;

  • формировать представление о сложных трудовых операциях и механизмах
  • формировать первичные представления о мотивах труда людей
  • формировать представления о видах трудовой деятельности, приносящих пользу людям и описанных в художественной литературе
  • учить сравнивать профессии
  • учить вычленять цели, основное содержание конкретных видов труда, имеющих понятный ребенку результат

-знакомить с наиболее распростране нными видами профессиональной деятельности, связанными с чрезвычайными ситуациями.

Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

Задачи работы с детьми 5-6 лет:

  • расширять и систематизировать представления о труде взрослых, материальных и нематериальных результатах труда, его личностной и общественной значимости
  • расширять и систематизировать представления о разнообразных видах техники, облегчающей выполнение трудовых функций человека
  • формировать первоначальные представления о труде как экономической категории
  • формировать представления о различных сторонах трудовой деятельности детей средствами художественной литературы
  • систематизировать знания о труде людей в разное время года

-знакомить с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, композиторов, мастеров народного декоративно-прикладного искусства.

Задачи работы с детьми 6-7 лет:

  • расширять и систематизировать представления о различных видах труда взрослых, связанных с удовлетворением потребностей людей, общества и государства (цели и содержание вида труда, некоторые трудовые процессы, результаты, их личностную, социальную и государственную значимость, представления о труде как экономической категории)
  • расширять и систематизировать представления о современных профессиях
  • расширять представления о профессиях, связанных со спецификой местных условий
  • расширять представления о роли механизации в труде, о машинах и приборах –помощниках человека

-формировать представление о видах производственного труда (шить, производство продуктов питания, строительство) и обслуживающего труда (медицина, торговля, образование), о связи результатов деятельности людей различных профессий.

Реализация обозначенных задач позволяет к моменту завершения дошкольного образования достичь следующих результатов:

  • ребёнок знает о назначении техники и материалов в трудовой деятельности взрослых
  • называет профессии разных сфер экономики
  • различает профессии по существенным признакам
  • называет профессионально важные качества представителей разных профессий
  • выделяет структуру трудовых процессов (цель, материалы, инструменты, трудовые действия, результат)
  • объясняет взаимосвязь различных видов труда и профессий
  • объясняет роль труда в благополучии человека
  • имеет представление о семейном бюджете и назначении денег
  • моделирует в игре отношения между людьми разных профессий
  • участвует в посильной трудовой деятельности взрослых
  • эмоционально-положительно относится к трудовой деятельности, труду в целом

- демонстрирует осознанный способ безопасного поведения в быту.

Список используемой литературы:

  1. Учебная программа дошкольного образования, Министерство образования Республики Беларусь, 2019, НМУ «Национальный институт образования», 2019
  2. Н.В. Литвина, Е.И. Смолер учебно-наглядное пособие для педагогов учреждений дошкольного образования «Знакомим дошкольников с профессиями», Минск «Экоперспектива», 2016
  3. А.Л.Давидович, Е. И. Смолер «Мир, в котором я живу». Учебно-методическое пособие для педагогов учреждений дошкольного образования с русским языком обучения, Минск Национальный институт образования, 2020.
Просмотров: 296
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Стовпец Елена Анатольевна. Методическая статья - Ознакомление с трудом взрослых, формирование представлений об общественной значимости труда людей различных профессий в старшем дошкольном возрасте
  • Немцова Марина Николаевна. Проект «Формирование представлений о социальной значимости труда взрослых в процессе ознакомления с профессиями»
  • Черникова Юлия Владимировна. Обобщенный педагогический опыт «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования ранней профориентации дошкольников на профессии железнодорожников»
  • Ковалёва Любовь Михайловна. Все профессии важны, все профессии нужны - Конспект игрового занятия по лексической теме «Профессии» - для детей подготовительной группы с ОНР
  • Сарапкина Ирина Николаевна. РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ПРОФЕССИИ ПОЖАРНЫЙ «Все профессии нужны, все профессии важны»
  • Ирина Зимина. Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе «Труд в профессии взрослых»
  • Гумберг Анастасия Сергеевна. Развитие детей дошкольного возраста в разных видах ручного труда
  • Ольга Литвинович. КРУГЛЫЙ СТОЛ: «Влияние труда взрослых на развитие детей»
  • Корхова Юлия Александровна, Занина Любовь Викторовна. ТЕМАТИЧЕСКАЯ КНИГА — ЛЭПБУК КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С МИРОМ ПРОФЕССИЙ ВЗРОСЛЫХ.
  • Рубцова Екатерина Вячеславовна. Конструкт образовательной деятельности в старшей группе «Все профессии нужны, все профессии важны»
  • Мальцева Галина Рудольфовна. Статья по теме: «Ситуации и психологические задачи для родительского образования взрослых и детей»
  • Кичкирева Татьяна Анатольевна. НООД для детей подготовительной группы «Мир труда и профессий»
  • Степанова Светлана Алексеевна. Конспект организованной образовательной деятельности по развитию познавательных способностей в старшей группе «Все профессии нужны, все профессии важны»
  • Спиридонова Анна Вячеславовна. Обогащение словаря детей лексикой, связанной с трудом взрослых как составная часть словарной работы в ДОУ.
  • Шигабеева Рашида. Выступление из опыта работы на МО на тему: «Формирование познавательной активности ребёнка дошкольного возраста в разных видах деятельности».
  • Зотова Юлия Николаевна. Разработка мнемотаблиц для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых
  • Давыдович Ольга Владимировна. Примерный план образовательной работы с детьми 1,5-3 лет «Праздник весны и труда»
  • Бабенко Светлана Вячеславовна. «Формирование нравственно-трудовых качеств дошкольников, через ознакомление их с трудом взрослых»
  • Новикова Юлия Алексеевна. Конспект НОД по развитию речи на тему: «Все профессии важны, все профессии нужны» в подготовительной к школе группе
  • Калмыкова Татьяна Юрьевна. Задачи и содержание работы с дошкольниками по ознакомлению с птицами
  • Самойлова Наталья Викторовна. Проект в средней группе по теме: «Все профессии нужны, все профессии важны».
  • Соколова Н. В. Архипова Т. А.. Современные подходы к организации ранней профориентации дошкольников в условиях взаимодействия ДОО с семьей (из опыта работы ДОО).
  • Елена Осоткина. Опыт работы Тема: «Сюжетно-ролевая игра в жизни детей младшего дошкольного возраста»
  • Воробьёва Лидия Алексеевна. Проект краткосрочный на тему «Все профессии нужны – все профессии важны»
  • Кадиева Фарида Устархановна. Конспект открытого занятия в старшей группе по теме «Все профессии нужны, все профессии важны».
  • Куличкова Татьяна Николаевна. Конспект НОД «Мир труда и профессий»
  • Вечканова Татьяна Васильевна. «Развитие творческих способностей у детей через ознакомление с профессиональной деятельностью детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы)
  • Семочкина Наталья Александровна. ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ. Тема: «8 Марта. Профессии мам»
  • Бабенкова Татьяна Викторовна. Конспект НОД «Все профессии нужны — все профессии важны».
  • Шомполова Анна Владимировна. Проект «Все профессии нужны, все профессии важны».



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь