Горбачева Тамара Николаевна Какаулина Светлана Николаевна. Психологические основы взаимодействия воспитателя с семьей

Психологические основы взаимодействия воспитателя с семьей

Чтобы общение с родителями дошкольников было эффективным, постройте его на пяти принципах:

1 принцип: Принцип гуманизма.

Задача воспитателя и родителей – вырастить ребенка человечным, добрым по отношению к другим людям. Для этого и семья, и воспитатель должны понимать, что человеческая жизнь – высшая ценность.

2 принцип: Принцип целостности.

Детский сад и родители сотрудничают, чтобы создать единый механизм воспитания ребенка. Они отвечают за духовно-нравственное и социокультурное развитие детей. В основу развития закладывают ценности семьи и общества.

 

3 принцип: Принцип помощи.

ДОО помогает родителям сформировать систему воспитания в семье, условия для психического и физического здоровья ребенка, его социализации.

4 принцип: Принцип включения.

Родителей нужно привлекать к сотрудничеству с ДОО через совместные образовательные проекты.

5 принцип: Принцип сотрудничества.

Воспитатель сотрудничает с родителями ребенка. У обеих сторон должны быть общие цели воспитания.

Из-за чего бывают сложности в работе с родителями

Одна из главных задач воспитателя – организовать взаимодействие с семьями по вопросам развития и обучения детей. Эту задачу выполнить сложно, особенно воспитателям, которые только начали профессиональную деятельность. Сложности возникают по трем причинам.

Во-первых, проблемы и конфликты в работе с семьями зачастую связаны с неопытностью воспитателя и молодостью родителей. Обеим сторонам нужен компромисс, но они не могут его найти, и из-за этого противоречия только нарастают.

Во-вторых, воспитатель может по-разному относиться к ребенку и его родителям. Например, ребенок вызывает у воспитателя положительные эмоции, а его родители – наоборот. В общении с ними воспитатель переживает неудовлетворенность, обиду, непонимание, возмущение и выраженную агрессию.

В-третьих, само по себе общение воспитателя и родителей – это специфический вариант отношений. Взаимодействие сторон изначально предполагает противоречия и барьеры в общении.

Какие барьеры мешают воспитателю эффективно общаться с родителями

Есть шесть частых барьеров. Разберем их подробно.

  1. Эмоции. С юридической точки зрения родитель выступает в роли заказчика образовательной услуги, а воспитатель – исполнителя. Но педагог полностью включается в жизнь детей. Воспринимать ребенка и его родителей только как потребителей образовательных услуг невозможно. И у воспитателя, и у родителей есть эмоции, личное отношение друг к другу. Это мешает сторонам общаться только в профессиональном русле.
  2. Быстрый переход к близкому общению. Отношения воспитателя и родителей хотя и формальные, но чрезвычайно личностные. Причина в ребенке – он связующее звено между семьей и воспитателем. Ребенок разрушает барьеры между сторонами до того, как они оказываются к этому готовы. У воспитателя, как правило, уже есть педагогический опыт: он умеет строить подобные отношения. Но родителей быстрый переход к близкому общению смущает.
  3. Конкуренция между семьей и воспитателем. Ребенок – это личный смысл для родителей и профессиональный смысл для воспитателя. Нередко между сторонами возникает неосознанная конкуренция: за эмоциональный отклик ребенка, вложенные усилия, общение.

Противоречие может привести к конфликту. Если родители сильно заняты на работе, у них возникает чувство вины. Они переживают, что ребенок получает в семье мало внимания. Недостаток общения с семьей дошкольник стремится восполнить в детском саду. Он сближается с воспитателем, но родителям это не нравится, они испытывают чувство ревности.

4. Поведение дошкольника. Поступки дошкольника не всегда радуют окружающих. Дома родители списывают невоспитанность ребенка на его возраст или уникальность. В саду же воспитатели, другие дети или их родители хотят, чтобы ребенок соблюдал правила поведения. Например, не обижал сверстников, не разбрасывал одежду, не лез в чужую тарелку и т. п.

Общество предъявляет множество простых правил, но они не всегда очевидны для родителей. Зачастую семья уверена, что к ребенку просто придираются. Они конфликтуют с теми, кто предъявляет к ребенку претензии, даже если они обоснованны.

5. Позиция воспитателя. У воспитателя зачастую не сформирован баланс профессиональной позиции в отношении ребенка. Ему непонятно, в какой степени педагог – это представитель общества и носитель социальных норм, а в какой – друг ребенка и его семьи.

Чтобы преодолеть этот барьер, ориентируйтесь на возрастные задачи развития ребенка, но учитывайте, что поведение дошкольника может быть незрелым. Разрешайте воспитаннику чувствовать себя ребенком, но учите ответственности и самостоятельности. В этом же ключе общайтесь с семьей дошкольника.

6. Система воспитания в семье и детском саду. Родители воспитывают ребенка по собственным правилам. Они исходят из своих представлений о развитии детей, семейных ценностей и уровня психолого-педагогической компетентности. У воспитателя как представителя образовательной системы свои представления. Они могут не совпадать с позицией семьи. Задача обеих сторон – выработать общую стратегию воспитания. Достичь этой цели возможно, но процесс трудоемкий: ему сопутствуют конфликты и противоречия.

Психологические компетенции воспитателя

Личностные компетенции, которые нужны воспитателю для эффективной работы с семьями, можно разделить на четыре группы. Разберем каждую группу отдельно.

Мотивационные компетенции. Воспитатель осознает, что сотрудничать с родителями полезно и выгодно. Охотно ведет с семьей диалог – это эффективнее, чем принимать решения единолично. Создает условия, чтобы семья ребенка хотела идти на контакт и общение давало положительные результаты.

Интеллектуальные компетенции. Воспитатель понимает, что не только семья, но и он формирует личность детей. Воспитатель способен оценить собственный вклад в развитие конкретного ребенка.

Функциональные компетенции. Воспитатель способен действовать профессионально и эффективно. Он обладает навыками делового общения, четко видит цели взаимодействия с семьями воспитанников. У воспитателя есть специальные знания и умения, которые он использует в профессиональной деятельности. Например, умеет поддерживать эмоциональное благополучие детей, знает техники и приемы общения с разными категориями дошкольников и родителей.

Межличностные компетенции. Воспитатель общается доверительно и без оценки, умеет установить контакт с детьми, их родителями и коллегами. Способен уважать других людей, быть равноправным партнером, делегировать полномочия, разделять ответственность, правильно использовать родительский вклад в воспитательный процесс.

Психологические компетенции задают стандарты поведения, которых воспитателю нужно придерживаться.

Помимо профессиональных качеств есть еще и личные качества, без которых воспитателю не обойтись: эмоциональное благополучие, искренность, симпатия и теплота. Эти черты воспитателя помогают ему создать доверительные отношения с семьями воспитанников.

Как устранить неуверенность в себе

Как правило, с опытом работы к воспитателю приходит и уверенность в себе. Однако у каждого воспитателя свой характер, сильные и слабые стороны. Если вы из тех, кто не уверен в себе, или у вас лабильная самооценка, узнайте, как укрепить веру в себя.

Первое правило, которое поможет повысить самооценку: вам нужно накопить собственные достижения и проверить, реалистичны ли ваши притязания. Чтобы увеличивать достижения, накапливайте опыт успеха в разных областях. Выполняйте новые задачи, пробуйте новые способы поведения, запоминайте свои ежедневные победы.

Правило 2. Живите в настоящем. Уверенность в себе часто колеблется, если человек начинает размышлять, что может произойти в будущем. Вообразить негативные варианты будущего легко, особенно тревожному человеку. Поскольку будущее неизвестно, неуверенный в себе человек заранее представляет, как плохо все получится, переживает из-за собственных возможных провалов. Если это про вас, научитесь возвращаться в настоящее.

Допустим, перед важным событием вы начали воображать негативные последствия, что снижает вашу уверенность в себе. Спросите себя, что происходит с вами прямо сейчас. Найдите то, что беспокоит в эту минуту. Сделайте шаг, чтобы помочь себе в данный момент, без фантазий о будущем.

Правило 3. Не обесценивайте себя. Из-за неуверенности и проблем с самооценкой вы смотрите на свои успехи сквозь уменьшительное стекло. Как правило, это результат травматичного опыта в отношениях со значимыми людьми. К примеру, с родителями, возлюбленным, начальником. В подобной ситуации не лишним будет обратиться к психологу. Однако вы можете и сами воспитать в себе привычку не обесценивать себя.

Обратите внимание на то, как вы отвечаете, когда получаете благодарность. Фразы вроде «ничего особенного я не сделала», «могла бы и лучше», «все неплохо, но…» означают, что вы себя недооцениваете. Меняйте свои ответы на фразы типа «спасибо, приятно слышать», «стараюсь», «вы умеете похвалить». Привыкайте оценивать свои результаты. К примеру, говорить себе «сделала!», «я молодец!», «лучше, чем раньше».

Правило 4. Культивируйте в себе взрослого человека. Бывает, человек не уверен в себе, когда общается с другими взрослыми людьми. Причина – он сам ощущает себя недостаточно взрослым. Ему кажется, что более авторитетный и опытный партнер ошибаться не может. Как правило, это результат воспитания: родители внушали ребенку, что он должен быть послушным, ориентироваться на решения семьи в любых вопросах.

Чтобы стать внутренне взрослым, как можно чаще действуйте самостоятельно. Принимайте решения не ради того, чтобы кому-то понравиться, а для себя. Стремитесь общаться с людьми наравне, учитесь аргументировать свое мнение, а не навязывать его или менять в угоду собеседнику.

Правило 5. Будьте собой. Не пытайтесь превратить себя в кого-то другого, пусть даже и очень привлекательного или успешного. Вместо этого узнавайте себя, проявляйте к себе интерес, учитесь слушать собственные чувства и мысли, бережно относитесь к своему телу и личности. Говорите то, что действительно думаете, идите в ту сторону, которая на самом деле привлекает. Всегда найдется человек, который захочет сделать вас другим. Например, более удобным, целиком погруженным в общие дела без права на личные и т. д. Поэтому важно понимать собственные цели и ценности.

Правило 6. Берегите личные границы. У вас есть право на собственную территорию, куда никто без вашего разрешения не проникнет, на личное время, свои вкусы и мнения. Не давайте другим людям нарушать ваши личные границы. Останавливайте непрошеные советы и оценки, не делитесь тем, чем не хотите делиться. Твердо и спокойно отказывайтесь от помощи, общения, внимания, если вам это не нужно. Сократите общение с теми людьми, которые не ценят вашу приватность и ведут себя навязчиво, бестактно и свысока.

Правило 7. Твердо стойте на ногах. Неуверенные люди часто не имеют твердой опоры под ногами – неустойчиво стоят, слишком быстро, будто паря над землей, ходят, легко поскальзываются, сидят на краю стула и т. п. Привыкайте твердо и крепко стоять, занимать центр стула, надежно и прочно опираться ногами на пол. Находите твердую опору во время сложного для вас разговора.

Правило 8. Найдите образец уверенности. Понаблюдайте за уверенными людьми. Найдите две-три особенности их поведения. Например, обратите внимание, как уверенный коллега сообщает о проблеме в группе, как реагирует на критику, как задает вопросы. Не путайте уверенность с агрессивностью, грубостью. Уверенный человек ведет себя конструктивно, социально адекватно. Он открыт тому, что слышит от других. Попробуйте воспроизвести такие же элементы поведения в несложных для вас ситуациях. Накапливайте навыки уверенного тона, движений. Это поможет в сложной ситуации внешне выглядеть уверенно.

Работа с людьми требует самообладания. В работе воспитателя общение с родителями – ежедневный процесс. Оно происходит в условиях недостатка времени, необходимости общаться быстро и по делу, предвидеть сложности, оставаться сдержанным. Научитесь реагировать на спонтанные внешние импульсы, направлять себя на деловую цель, не растворяться в эмоциях, находить верную стратегию поведения. Все это возможно, если вы умеете управлять собой. Научиться самообладанию помогут специальные правила.

Правило 1. Управляйте формой, а не содержанием своих действий и фраз. Действовать против собственного мнения – это значит переламывать себя. Такие поступки эмоционально истощают, человек не справляется с собой, срывается. Ищите подходящие формы, чтобы выражать свое состояние и мнение. К примеру, кратко: «не согласна», «я категорически против»; в виде вопроса: «а вы не думаете, что это может привести к…?», «а вы рассматриваете вариант, что…?». Если вы нашли адекватную форму выражения своих мыслей и эмоций, значит, управляете собой.

Правило 2. Следуйте принципу «выбор, а не запрет». Не выдвигайте себе категоричные запреты, а представьте варианты своего поведения в виде нескольких альтернатив. Например, от наиболее нежелательной к самой желательной или от наиболее привычной к самой нетипичной для вас. Сформулируйте одну из этих альтернатив как цель своего поведения.

Правило 3. Не доводите ситуацию до максимума. Иначе сдержаться и сохранить самообладание будет слишком сложно. Не терпите, когда сталкиваетесь с тем, что вызывает у вас негативные чувства. Лучше выплесните эмоции сразу, без чужих глаз. Это поможет избавиться от негатива. Если будете долго подавлять в себе чувства, в какой-то момент не сможете их контролировать.

Правило 4. Напоминайте себе о своей роли. Говорите себе: «я воспитатель, а это мама моего воспитанника». Когда вы остаетесь в профессиональной позиции, вы действуете профессионально, значит, с самообладанием. Если вы забыли, кто вы в конкретной ситуации, можете допустить профессиональную ошибку. Поэтому помните о том, что вы педагогический работник, и мысленно напоминайте это себе в сложные моменты общения с родителями воспитанников.

Правило 5. Стремитесь быть пунктуальным в быту и на работе. Возьмите за привычку соблюдать режим, выполнять ежедневные задачи. Помните, что ваша работа связана с высокими навыками самоконтроля.

Стремитесь расположить родителей к себе

Признавайте роль родителей в воспитании детей как ведущую. Помните, что воспитатель в вопросах воспитания детей – всего лишь помощник семьи. В общении с родителями проявляйте внимание, выдержку, тактичность. Стремитесь быть в хорошем настроении.

Учитывайте социальные запросы родителей и специфику конкретной семьи. Каждый раз говорите семье что-нибудь положительное о ребенке. Это лучший способ расположить ее к себе. Давайте родителям возможность высказаться, не перебивайте.

Просмотров: 288
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Остович Ольга Юрьевна. Конспект психологического тренинга для педагогов «Кухня эмоциональных ресурсов. Открой в себе — себя!»
  • Оксана Владимирова. Как вести себя, если ужалила ребенка пчела
  • Ковшова Альбина Владимировна. Школа молодого воспитателя — одна из форм повышения профессиональной компетенции молодого воспитателя
  • Котенкова Марина Михайловна. Консультация для педагогов «ОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ)»
  • Юманова Татьяна Юрьевна. ПДД – основное правило детей дошкольного возраста
  • Дёмина Дарья Сергеевна. «Здоровый дошкольник: роль семьи и воспитателя в оздоровлении ребенка»
  • Лепехина Елена Александровна. Общение воспитателя с родителями. Секреты взаимопонимания.
  • Красильникова Сауле Тлектесовна. Статья: «Общение воспитателя с родителями» «Секреты взаимоотношений»
  • Иваненко Ксения Васильевна. Психологические подходы для развития сознания детей 'Я пишу себе письмо'
  • Ирина Мусафирова. Презентация 'Я здоровым быть смогу – сам себе я помогу!'
  • Зеленова Ирина Александровна. Круглый стол для детей и родителей «Что может быть семьи дороже?!»
  • Александрова Вера Сергеевна воспитатель, Колпакова Алёна Николаевна учитель логопед, Кудрявцева Ирина Александровна воспитатель.. Игровой тренинг для родителей «Развитие фонематического слуха у детей с ОНР»
  • Бунина Зоя Георгиевна. Консультация для педагогов и родителей «Конструктивные позиции родителей – важнейшее условие воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья»
  • Есина Марина Александровна. Консультация для воспитателей: «Роль воспитателя в экологическом воспитании ребенка – дошкольника».
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Фания Мустафина. Эссе воспитателя. 'Что значит для меня быть воспитателем детского сада'
  • Валентина Ивановна Пронина. Эссе 'Воспитатель о профессии воспитателя'
  • Иваненко Ксения Васильевна. Будьте мамой самой себе
  • Редактор. Подарок самой себе
  • Двинских Елена Александровна. «Взаимодействие воспитателя с родителями воспитанников»
  • Гетьман Светлана Викторовна. КОНСУЛЬТАЦИЯ 'Формы взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников'
  • Лаштабега Кристина Сергеевна. СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ 3-4х ЛЕТ
  • Жигальцова Людмила Петровна. Выставка «Пышные букеты подарило лето» Совместные работы детей, воспитателя, и родителей.
  • Авдюничева Елена Геннадьевна. Совместная театрализованная деятельность воспитателя, родителей и детей группы раннего возраста. Анкетирование как одна из форм работы по проекту.
  • Анна Ивановна Воробьёва. Консультация для родителей: 'Родители и речь ребенка'
  • Кушхова Муминат Ауесовна. Циклограмма взаимодействия воспитателя и младшего воспитателя
  • Ольга Ошева. МАДОУ 'Центр развития ребенка Детский сад №11, воспитатель 1КК, НОД ' Путешествие в страну Грамоты'
  • Макарова Елена Васильевна. Деятельность воспитателя дошкольной образовательной организации по приобщению ребенка к книжной культуре
  • Яковлева Елена. Хотите, чтобы родители помогали детскому саду? – впустите их в детский сад
  • Вишняков Алексей. Ошибочные цели поведения детей и способы продуктивного реагирования родителей.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь