Занимаясь развитием с детьми раннего возраста, не устаёшь восхищаться неограниченными возможностями малышей.
В отличие от абстрактных слов, таких как «девять», ребёнок может легко запоминать слова, обозначающие конкретные предметы — «жираф», «енот», «лиса» — как бы трудны они не были. Если взрослому человеку приходится прилагать сознательные усилия к запоминанию, то ребёнок обладает замечательной образной памятью.
Это одна из особенностей мозга ребёнка — видеть предмет, которого нет в поле зрения. Дети мыслят образами. Как искренне ребёнок боится «волка», или может видеть «чудище» под кроватью!
М.В. Осорина считала, что способность образно представлять в уме и фантазировать, развивается у ребёнка по возрастающей от двух до пяти лет. В этом возрасте он обнаруживает новые возможности удваивать мир, представляя воображаемые образы на внутреннем психическом экране. Эта способность даёт возможность делать то, что он не может в реальной жизни.
Мы можем воспользоваться этим умением и помочь его развитию. Если постоянно включать в занятия с ребёнком игры на создание образов, то такой способ запоминания станет для ребёнка привычным, образы будут возникать без напряжения. Стоит нам только поддержать то, что дано ребёнку природой, и мы получим отличные результаты. Важно помнить о том, что если мы чем-то не пользуемся, мы это утрачиваем, эти способности атрофируются.
Дошкольный возраст является сензитивным периодом, который характеризируется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению, а также развитию творческого мышления.
Одним из средств развития образно-ассоциативного мышления, детей дошкольного возраста является метод эйдетики, который направлен на развитие всех видов памяти, в единстве с творческим мышлением, воображением.
Эйдетика — новое направление в современной детской психологии, ориентированная на развитие образного мышления у ребёнка. Она активно применяется для обучения детей дошкольного возраста, даже нравится им, так как использует в качестве основы простые игры. Получается, что вместо скучной зубрёжки информация усваивается через ассоциации.
Нужно ли развивать память ребенка?
Сегодня много говорят о развитии памяти, о том, что заниматься с ребенком нужно с раннего детства.
От того, насколько малыш будет хорошо и быстро запоминать, напрямую зависят его успехи в обучении. Чем лучше работает память, тем проще ребенку усваивать новые знания, а, значит, у него будет больше шансов добиться успехов сначала в учебе, а затем в карьере и бизнесе. Да и в простом быту хорошая память – замечательный помощник, позволяющий экономить время и деньги.
Дети воспринимают и запоминают информацию через мир образов. Первые 5-7 лет правое полушарие, ответственное за воображение, развивается у человека быстрее чем левое, ответственное за логическое и аналитическое мышление. Вот почему яркие образы так важны в жизни детей.
Как же помочь ребенку запоминать необходимую информацию и вовремя вспоминать ее? Как пробуждать интерес, побуждать дошкольников к речевой активности, дарить ощущение успеха?
На эти вопросы отвечает эйдетика. Что же это такое?
Система эйдетики — память без границ.
Эйдетика — это методика для развития памяти, мышления и воображения посредством ярких образов. Она позволяет активно запоминать и быстро воспроизводить любые детали.
Она привлекает все анализаторы ребенка: позволяет не только увидеть, но и потрогать, услышать, попробовать, понюхать; подает новое через хорошо знакомые детям образы.
Но самое главное — она признана одним из ведущих направлений, способствующих формированию неординарного мышления. К ней можно обратиться в любом возрасте. Конечно, больших результатов добьются те, кто регулярно занимается с малых лет.
Основная задача эйдетики — развитие памяти и внимания. Однако этим её польза для личностного совершенствования не ограничивается. Она способна оказать гораздо более многогранное воздействие:
Например:
- развивает образную память;
- обостряет концентрацию внимания;
- усиливает способность воображения;
- позволяет запоминать гораздо быстрее и больше информации, чем при механической «зубрёжке»;
- облегчает изучение иностранных языков;
- упрощает запоминание нелогичных формул, труднопроизносимых терминов, многозначных чисел;
- развивает образно-ассоциативное мышление;
- снимает психологические стереотипы при запоминании информации;
- повышает работоспособность.
Эйдетика добивается всего этого тем, что при запоминании материала активно используются яркие, часто неожиданные образы и эмоциональные компоненты. Тем самым процесс становится интересным, мотивированным и существенно упрощается.
Поэтому эйдетический метод развития памяти сейчас так активно внедряется в детские сады и школы. Все прекрасно знают, как трудно заинтересовать маленького непоседу учёбой и выучить с ним что-то. Игровой деятельности надолго не хватает. Но если в сочетании с ней использовать наглядные образы, дело пойдёт проще и гораздо быстрее.
Эйдетика как методика следует определённой последовательности и учит, как запоминать через зрительные образы. Алгоритм состоит из выработки уверенности в собственных способностях и поступках, правильной подготовки к системе, проработку специальных методов с повторением пройденного материала. Все преимущества раскрываются уже на первом занятии.
К достоинствам можно отнести:
Представление информативного потока с учётом индивидуальных взглядов и особенностей каждого малыша.
Радостную и непринуждённую атмосферу, которая создаётся благодаря игровой форме обучения.
Эйдетика использует все учебные материалы из окружающего нас пространства: от любимых игрушек и книжек до предметов быта, инструментов, животных, транспортных средств и т.д.
Методика позволяет развивать всесторонне развитую личность, делая ребенка уверенным в себе человеком с творческим подходом к жизни.
Эйдетика предлагает строить работу с детьми на основе ассоциаций, таких как:
цветовые;
ассоциации, связанные с геометрическими формами;
тактильные;
предметные;
звуковые;
вкусовые;
обонятельные;
графические ассоциаций;
свободные ассоциации, связанные с предметными образами;
В ЦВЕТОВЫХ АССОЦИАЦИЯХ
Детям предлагаются карточки с нарисованными пятнами различных цветов, но не цветные изображения предметов.
Воспитатель дает ребенку или же показывает всей группе картинку с пятном определенного цвета. Задача каждого – выбрать среди картинок разных предметов именно то, изображение которое у него ассоциируется с заданным цветом. Ребенок должен постараться обосновать ответ.
Можно изменить ход игры: наоборот, предложить ряд предметных изображений и спросить: «О каком цвете вы подумали? Почему?»
АССОЦИАЦИИ, СВЯЗАННЫЕ С ГЕОМЕТРИЧЕСКИМИ ФИГУРАМИ.
Для этого вида работы понадобятся картинки с изображениями геометрических фигур и различных предметов.
Вопросы задаются аналогично: «У меня есть круг. О каких предметах вы подумали?»
В ТАКТИЛЬНЫХ АССОЦИАЦИЯХ
Понадобиться набор тактильных картинок, которые предложил профессор, доктор педагогических наук Игорь Матюгин. Основная идея этих карт заключается в том, что каждая из них имеет свою фактуру: мех, наждачная бумага, фланель, веревка, палочки, капельки воска, велюр и мн. др.
Так же к коллекции можно добавить карточку с пуговицами, гречкой, кусками проволоки, с дерматиновым покрытием.
Принцип работы остается таким же, как и в предыдущих видах работы: «О чем ты подумал, прикоснувшись к этой картинке?» (я подумал про зайчика, потому что он пушистый).
ПРЕДМЕТНЫЕ АССОЦИАЦИИ.
Этот вид ассоциации предусматривает установление связей предметов или между собой, или с их признаками. Для использования этого приема, вам понадобиться иметь набор разных предметов: ниточку, палочку, трубочку, бумажку, кусок ткани, шишку, каштан, камушек, ракушку, монетку, пуговицу.
Я беру нитку и говорю: «Длинное и гибкое». О чем вы подумали? Или например держу монетку и говорю: «Круглое и железное». О чем вы подумали? (банка, ее закрывают крышкой).
ЗВУКОВЫЕ АССОЦИАЦИИ.
В эйдетике применяются аудио записи различных звуков и шумов. Можно создать целую коллекцию звуков, распределив по разным группам: бытовые шумы, звуки природы, музыкальные звуки, звуки улицы и тому подобное. Еще есть второй способ использования звуков.
Нужно сделать мешочки и положить в них различные предметы, порождающих звуки. Например: в один мешочек положите бумагу, в другой-монеты, в третий – коробочку с пластмассовыми шариками, камешками, фасолью и тому подобное. Ставим перед ребенком на наборном полотне ряд предметных картинок (книга, лук, еж, листок) и с помощью звукового мешочка с целлофановой бумагой предлагаем выбранный звук, после чего спрашиваем: «О чем ты подумал, услышав этот звук?» (я подумал о книге, потому что когда ее листают, страницы шуршат). Не стоит отгадывать, что находится в мешочках, важно создавать ассоциативные образы звуков. Так же, нужно подготовить стакан с водой, трубочку, дудочку, свисток, музыкальный молоток. Предложите звук, например, звон монеток и спросите: «О чем вы подумали, услышав этот звук?» Старайтесь прятать за ладонью эти источники звуков, которые нельзя положить в мешочек: ножницы, дудочку, стакан с водой...
Вывод:
Использование этих и других приемов эйдетики в ежедневной работе является чрезвычайно эффективным, к тому же, интересным способом саморазвития и формирования мышления, памяти у дошкольников.
Игры для детей дошкольного возраста.
Игра «путешествие» (с 2 лет)
Материалы: Любые предметы, находящиеся в помещении (шкаф, диван, кресло, книжная полка, дверь…).
Ход игры: Преподаватель вместе с детьми выбирает предметы, на которых будут расположены слова (шкаф, диван, кресло, книжная полка, дверь…). После этого можно отправляться в «путешествие». Малыши с преподавателем останавливаются около каждого выбранного предмета и представляют на нём предложенное слово (слон, клубника, змея, книга, часы…).
Преподаватель, останавливаясь около шкафа: «представьте, что на шкаф забрался слон, шкаф трещит, вот – вот развалится».
После того, как все слова «нашли» своё место, показывается предмет, а дети говорят, что они на нём видели.
Игра «картинки» (с 2 лет)
Материал: любые картинки, открытки, репродукции картин. Начинать с 3 картинок, каждое занятие, увеличивая по 1-2.
Ход занятия: Преподаватель показывает картинки и называет слова, которые ребёнок должен представить. На каждой открытке одно слово. Вначале преподаватель проговаривает картину, какую ребёнок должен представить.
Преподаватель, показывая открытку с нарисованной тарелкой:
- представим яблоко. Увидели, как оно катится по тарелке?
Показывая открытку с нарисованным зайцем:
- Бабочка. Представили, как бабочка села зайчику на ухо и он её сгоняет.
После нескольких занятий достаточно показать картинку и назвать слово, которое надо представить. Детям достаточно 1 – 3 секунды, чтобы «увидеть» на картинке то, что было названо.
Игра «ассоциации» (с 2 лет)
Материал: Готовая игра ассоциации или подобранные картинки — ассоциации (корзина – грибы, замок – ключ, ваза – цветы…)
Ход игры: Преподаватель раздаёт карточки с изображенными на них предметами (корзина, замок, ваза…). Дети подбирают к ним парные карточки с ассоциациями (грибы, ключ, цветы…).
После того как пары подобранны, заданные картинки переворачиваются (корзина, замок, ваза…), а по карточкам с ассоциациями малыш рассказывает, что было изображено на перевёрнутых картинках. Если ребёнок ещё плохо говорит, то можно его спрашивать – «Где корзина? Где замок? Где ваза?» и ребёнок показывает на заданные карточки.
Ассоциации по свойствам объектов
Игра «Волшебный мешочек» (с 2 лет)
Материалы: тряпичный мешочек, различные предметы (кубик, заколка, камень…).
Цель: развитие воображения и памяти на основе тактильного восприятия
Ход игры:
1)перед игрой дети «ощупывают» предметы, после чего помещают в мешочек, а затем, по очереди, не заглядывая в мешочек, вынимают заданный преподавателем предмет.
2)когда преподаватель бросает предметы в мешочек, например (кубик, заколка, камень…). Дети сами, или с помощью преподавателя составляют историю, которую они представляют, проговаривают (к кубику прицепили заколку для красоты, а заколка украшена разноцветными камнями…) после этого на ощупь вынимают предметы в той же последовательности как было предложено преподавателем
Игра «Четыре стихии»
Цель игры: развитие внимания, связанного с координацией слухового и
двигательного анализаторов
Играющие сидят по кругу. Ведущий договаривается с ними, что, если
он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода»
- вытянуть руки вперед, слово «воздух» — поднять руки вверх, слово «огонь» -
произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто
ошибается, считается проигравшим. Слова ведущий произносит с разной интонацией.
Игра «Кто лучше слышит»
Цель игры: развитие слухового внимания
Взрослый стоит в одном углу комнаты, дети — в другом. Он шепотом
произносит слова или небольшие поручения, например: «Маша, возьми
шарик!» Каждый из детей повторяет то, что он слышал или выполняет
поручение.
Эти игры мы можем использовать с усложнением для детей любого возраста.
Эйдетика — уникальная современная методика для развития внимания, памяти и особого типа мышления. Она показывает отличные результаты и позволяет работать не только с детками. Это прекрасная возможность самосовершенствоваться, чтобы не стоять на месте и постоянно добиваться всё новых высот.
|