УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №5 «ТЕРЕМОК» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
Автор проекта: воспитатель: Лыкова Е.М. г. Шахунья 2020г.
Информационная карта
Наименование проекта «Детский сад без слез»
Автор проекта Лыкова Е.М. воспитатель МБДОУ д/с № 5 «Теремок»
Участники проекта Воспитатели, дети 2-3 лет, родители (законные представители)
Сроки реализации проекта 02. 09– 31. 12. 2020г.
Основания для разработки проекта
- Федеральный Закон от 29. 12. 2012 г. № 272- ФЗ «Об образовании в РФ».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17. 10. 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Постановление главного государственного врача РФ от 15 мая 2013г. № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
- Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ детский сад № 5 «Теремок»
- Рабочая программа группы раннего возраста.
Скачать конспект
Обоснование актуальности и социальной значимости проекта Актуальность проблемы обуславливается тем, что прежняя система взглядов на воспитание детей раннего возраста не соответствует современным представлениям о целях и задачах дошкольной педагогики. Переход от авторитарной системы воспитания к личностно-ориентированной модели требует разработки новых педагогических принципов, методов и технологий работы с детьми, составной частью которых являются разработки системы комплексной помощи сопровождения адаптации ребенка к дошкольному учреждению.
Цели и задачи проекта Цель проекта:
- создание оптимальных условий для совместной деятельности всех участников образовательного процесса, направленных на успешную адаптацию ребенка в детском саду.
- сохранение и укрепление здоровья детей.
Задачи:
- Создать условия, обеспечивающие ребенку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям ДОУ.
- Оказывать помощь детям в осознании себя как члена детского коллектива и освоении разных социальных ролей.
- Повышение уровня компетентности родителей в вопросах адаптации ребенка к условиям детского сада и их мотивации к взаимодействию с ДОУ на основе включения в совместную проектную деятельность.
Краткая аннотация содержания проекта В проекте дети в игровой форме, знакомятся с группой, игрушками. Каждый день их встречает игрушка, дети с ней здороваются, она их жалеет, делает зарядку, показывает, как умываться, одеваться, кушать и т.д. Дети сначала с помощью взрослого, а потом самостоятельно начинают играть с игрушками, дидактическими пособиями.
Педагог выбирает разнообразные методы и приемы работы с детьми: развлечения, интересные для детей дидактические игры, подвижные игры, способствующие возникновению положительных эмоций у детей, элементы устного народного творчества. Использует формы организации детей, как в групповой комнате, так и на свежем воздухе.
Материально-техническая база и предполагаемая стоимость проекта Проект реализуется на базе МБДОУ д/с №5 «Теремок» комбинированного вида.
Материально-техническая база:
- центры: игровой, сенсорный, музыкальный, книжный, театральный
- атрибуты для сюжетных игр
- пособия для опытов и экспериментирования
- методическая и художественная литература
- наглядный материал
- центр двигательной активности в группе
- ИКТ (музыкальный центр).
Проект не предполагает материальных затрат.
Сбор и анализ информации по избранной проблеме
Тип проекта: информационный, игровой.
По продолжительности: среднесрочный.
По характеру контактов: внутригрупповой.
По количеству участников: групповой, фронтальный.
Участники проекта: воспитатель, дети 2-3 лет, родители.
Сроки реализации проекта: 02. 09 – 31. 12 2020г.
Проблема и актуальность.
Детский сад – это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, системы поведенческих реакций (динамического стереотипа) крохи, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни.
Адаптация к дошкольному учреждению — сложный период, как для детей, так и для взрослых: родителей, педагогов.
Для того чтобы ребенок мог быстро и безболезненно адаптироваться к условиям дошкольного учреждения, необходимо готовить его к поступлению в детский сад.
Родители не всегда в должной мере осознают, что, приходя в детский сад, ребенок попадает в иные условия, существенно отличающиеся от домашних.
Детям трудно привыкать к новому учреждению, незнакомым сверстникам, требованиям со стороны взрослых, режимным моментам.
Родители испытывает тревогу за своего ребенка, и также привыкают к требованиям детского сада. А воспитателям порой непросто найти подход к детям и их родителям.
Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения взрослым необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, позитивное отношение к нему. Это зависит от профессионального мастерства воспитателей, атмосферы тепла, доброты, внимания.
Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребенок встречает непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам, желаниям. Ребенок должен быть готов к тому уровню общения, который задает атмосфера детского сада. Как показывает анализ случаев консультативной практики — дети далеко не всегда обладают необходимыми для той или иной группы детского сада навыками коммуникации.
Невыполнение основных педагогических правил при воспитании детей приводит к нарушениям интеллектуального, физического развития ребенка, возникновению отрицательных форм поведения.
Адаптация (от лат. — приспособлять) — в широком смысле — приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям.
Адаптацию в условиях дошкольного учреждения нужно рассматривать процесс вхождения ребенка в новую для него среду и болезненное привыкание к ее условиям.
На процесс адаптации ребенка влияют достигнутый уровень психического и физического развития, состояние здоровья, степень закаленности, сформированность навыков самообслуживания, коммуникативного общения с взрослыми и сверстниками, личностные особенности самого малыша, а также уровень тревожности и личностные особенности родителей. Дети, имеющие отклонения в этих сферах труднее адаптируются к новым микросоциальным условиям. У них может развиваться эмоционально-стрессовая реакция, приводящая к нарушению здоровья. Для профилактики подобных реакций необходима организация медико — психолого-педагогического сопровождения детей в период их подготовки и адаптации к пребыванию в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ). В этой работе выделяются следующие направления:
- подготовка детей к поступлению в ДОУ и прогнозирование адаптации к нему;
- организация жизнедеятельности детей в период адаптации;
- контроль за состоянием здоровья детей в период адаптации и коррекция возникающих нарушений.
Общая задача нас, воспитателей и родителей, — помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада.
Для этого необходимо:
- знание возрастных и индивидуальных особенностей, возможностей детей
- подготовительная работа в семье
- выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду.
Ожидаемые результаты проекта.
Цель проекта:
- создание оптимальных условий для совместной деятельности всех участников образовательного процесса, направленных на успешную адаптацию ребенка в детском саду.
- сохранение и укрепление здоровья детей.
Задачи:
- Создать условия, обеспечивающие ребенку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям ДОУ.
- Оказывать помощь детям в осознании себя как члена детского коллектива и освоении разных социальных ролей.
- Повышение уровня компетентности родителей в вопросах адаптации ребенка к условиям детского сада и их мотивации к взаимодействию с ДОУ на основе включения в совместную проектную деятельность.
Прогнозируемый результат:
У детей:
- безболезненная адаптация ребенка к ДОУ, сохранение чувства защищенности и доверия, сокращение срока адаптации к условиям ДОУ
- позитивное развитие отношений в детском коллективе
- снижение уровня заболеваемости у детей в адаптационный период
У педагогов повышается:
- профессиональный уровень, формируются навыки и умения практического использования методов и приемов для успешной адаптации
У родителей:
- повышение компетентности педагогов и родителей по вопросам адаптации, воспитания и развития детей
- вовлечение родителей в жизнедеятельность ДОУ и установление партнерских отношений с семьями воспитанников
Продукты реализации проекта:
- Разработка картотек игр, развлечений для детей в адаптационный период, консультаций, буклет для родителей по теме адаптации, информация для родителей на персональном сайте воспитателя, на почте;
- Презентация «Детский сад без слез»
|