Никитина Анна Валерьевна, педагог-психолог МДОУ №2 «Солнышко», МДОУ №36 «Золотой петушок» Ярославского муниципального района
С проблемой проявлений разного вида невротической симптоматики сталкивается большое количество родителей и специалистов. Одной из таких проблем являются проявления нервных тиков (спазматических задержек неврологического типа, в разных частых тела). Этими симптомами выражается проявление повышенной тревожности и чувствительности к негативным факторам окружающей среды. Оно может быть вызвано не только врожденными факторами, влияющими на развитие и становление личности (например, повышенная чувствительность, тревожность, др.) или приобретенными факторами — переход на новый вид учебной деятельности, частое и продолжительное сидение за электронными устройствами в статичной позе, стрессовые ситуации, смена социальных условий, неуверенность в принятии решения, ускоренное обучение (подготовка к школе в эпикризном периоде несоответствующем для достижения этой цели), др.).
Скачать конспект
Автором данной статьи, дошкольным педагогом-психологом, приводится способ лечения, приобретенного нервного тика посредством пережитой стрессовой ситуации воспитанницей шести лет. Психологическая травма, выраженная спазмическими задержками появилась ввиду высокого порога внутренней чувствительности к негативному фактору среды, на который другие люди не обращали внимания. Следствие указанного – ярко-выраженные проявления нервного тика с частым сокращением глазных мышц в момент повышенной интеллектуальной деятельности или при рассказе о себе и собственных переживаниях, в том числе, на отстраненные от травмирующей, темы. Для лечения и последующей профилактики проявлений психологической травмы специалистом была проработана программа, ориентированная на прорисовку, посредством осмысления реальной ситуации стресса и понимание того, какие внутренние ресурсы, можно использовать, для того чтобы обрести вновь жизненные силы, выработать защитные барьеры, позволяющие справиться с ситуацией. И, по итогу работы, вместе с педагогом, определить перспективы развития личности.
Данная техника помогает и для детей, которые трудно переживают разрыв семейных связей (например, когда отец покидает семью). Часто это относится и к мальчикам. У них также могут возникнуть внутренние переживания, не выраженные внешне, например, в игре, а выраженные в видах труда и учебной деятельности опосредованно: отказ от задания, затруднение при выполнении, которые раньше не наблюдались, протест на выполнение тех или иных видов деятельности, снижение качества работы, и т. д. В обоих случаях могут наблюдаться нарушения социализации. Здесь также оказывают влияние факторы личностные — тип темперамента ребенка, характер, общительность, обученность говорить о своих проблемах, наличие друзей и понимающих родственников, адекватная социальная среда в целом др.
Основу научной разработки составляет использование метода арт-терапии через рисования мандал. Известно, что с латинского языка «Мандала» переводится как «круг, диск» и обозначает замкнутую геометрическую систему с равноудаленными от центральной точки элементами. Карл Густав Юнг идентифицировал мандалу как архетипический символ человеческого совершенства. И, сейчас она используется в психотерапии в качестве средства достижения полноты понимания собственного «я» [1, с. 115].
Цель работы по программе: содействие ребенку в преодоление психофизического дефекта, осознание полноты собственного «я», ознакомление и обучение использованию собственных защитных барьеров для преодоления стрессовых ситуаций.
Задачи программы:
- Подготовка пространственно-развивающей среды для конкретного типа занятия (музыкальное сопровождение, кушетка или коврик для релаксации, мягкая игрушка, лист бумаги А4, колода метафорических карт, средства рисования: карандаши, фломастеры, восковые мелки, краски, др.);
- Знакомство с ребенком, выявление проблемы и его уровня его реакции на раздражитель, беседа с родителями при необходимости;
- Проведение с ребенком занятий по программе 1-2 раза в неделю;
- Оценка результатов, последующих действий или принятие решения о повторении этапов программы снова для лучшего закрепления результата (прим. – если после повторного прохождения курса результата не отмечаются или усугубляются, необходимо направить ребенку на консультацию к медицинским работникам соответствующего профиля).
Длительности проведения занятий зависит от возраста ребенка и соответствует СанПиН: с 4 до 5 лет – 20 мин, с 5 до 6 лет – 25 мин, с 6 до 7 лет – 30 мин. На занятиях разрешается присутствие законных представителей ребенка, им не рекомендуется комментировать действия, совершаемые клиентом.
Перед началом и по окончании каждого этапа занятия (прим. – программа ориентирована на работу с педагогом, минимум 5 занятий) с ребенком проводится сеанс релаксации ( «Тихое озеро», «Придуманная страна», «Отдых в лесу», «Полет бабочки», «Отдых на море», др.), в результате которого происходит формирование доверительной атмосферы к педагогу, эмоциональный настрой на арт-терапевтическое занятие и снятие психосоматических зажимов.
Психолог включает релаксационную музыку, объясняет суть этапа занятия (тема рисования, представлены ниже) и предлагает ребенку круг, расположенный на листе формата А4, который необходимо разрисовать по своему усмотрению. Использовать при этом можно разные средства выражения эмоций и чувств, такие как краски (акварель или гуашь), фломастеры, карандаши (простые или цветные), восковые мелки. Здесь педагог уже понимает, какие этапы целесообразно будет проработать дальше, уже может планировать и оценивать, насколько будет эффективна помощь в рамках услуг психолога образовательного учреждения и/или предлагает ребенку новые средства взаимодействия (психокоррекционной работы).
В результате психокоррекционной работы прорабатываются такие этапы как:
- «Моя проблема» — рекомендуемый инструмент, цветные и черно-белые карандаши (прорисовка страха, испуга, проблемы; проговаривание его, проработка пугающих моментов, отрисовка с положительной стороны). Диагностический этап для психолога с точки зрения авторитета нарисованных элементов и персонажей, предметов, их размеров, цветовой гаммы, качества закрашивания, др.). Для ребенка – возможность дальше не «погружаться в проблему», а попытаться ее отпустить в окружающий мир, проговорив с психологом;
- «Мое настроение» — рекомендуемый инструмент, краски (текущее эмоциональное состояние ребенка, текущие переживания). Проговаривание тревожных или, наоборот, положительных качеств, состояний личности то, на чем стоит акцентироваться и то, что нужно отпустить, для того чтобы стать более свободным и счастливым человеком;
- «Какая (-ой) я сейчас» — рекомендуемый инструмент, фломастеры (ребенок рисует свой внутренний мир, свои переживания, стремления, мечты в данный момент, свою семью, друзей, преимущества, недостатки, др., по желанию). Возможно применение метафорических карт [2] колоды «Источник счастья», для понимания текущего состояния ребенка, обсуждения его и сравнения с тем, что он нарисовал). Через обсуждения проясняться многие тревожные моменты;
- «Какой я хочу стать» — можно использовать все инструменты по желанию (стремление, мечты, устремления на перспективу). Также, возможно применение метафорических карт из представленной в 3 пункте колоде [2]. На этом этапе разговор с ребенком идет не о его трудностях, а о том, что ребенок осмыслил, думает и как все это может использовать для себя:
- «Мои мечты» можно использовать все инструменты по желанию (проекция переживаний, подведения итога работы, осмысление перспектив роста и развития).
Занятие 1. «Моя проблема». Ребенок живет в неполной семье, чувствует себя «одним». Тем не менее, достаточно благополучная ситуация внешне, но тесных эмоциональных связей не наблюдается и есть пережиток травмирующих моментов. Во «внешнюю среду» пока не решается выйти»
Занятие 2. «Какой я» (заметен выход за край рисунка (во «внешнюю среду»). Выходит робко, исползуя мазки красок
Рис. 1 — Пример рисования мандалы на некоторые из представленных тем
По выполнении каждого этапа, специалист, в специальной ведомости (в свободной форме) фиксирует фон настроения ребенка, способность самостоятельно или с помощью педагога отразить мысли и чувства, выбрать средства изображения рисунка (отражает его самооценку, уверенность, желание сотрудничать). Здесь отмечается также качество исполнения и стремление «выйти за пределы» предложенного круга, как бы имеющееся желание «войти в окружающий мир» и выйти из интроверсии (рассказать о своих переживаниях другим людям). У детей с психосоматическими проблемами нередко нарушены социальные контакты, они могут зацикливаться на собственных переживаниях и рисовать только то, что касается их внутреннего мира.
Этапы программы проработаны по «нарастающей», для того чтобы плавно подойти к раскрытию проблемы индивидуума с социально принимаемой стороны и открыть перед ним больший объем возможностей, минимизировать страхи и переживания, «замаскировав» их под преимуществами личности.
При грамотной реализации цикла занятий и по проведении мероприятий у ребенка повышается уверенность в выполнении собственных действий, снижается уровень личностной тревожности, пропадают или снижаются проявления нервных тиков и заиканий (спазматических задержек неврологического типа), появляется желание развиваться и получать положительные эмоции.
Список использованных источников литературы
- Зинченко М.В., «Что такое «практика мандала-терапия» (по материалу методики Юнг, К. Г. «Воспоминания, сновидения, размышления»), — URL: https: //www. b17. ru/article/115679/ (дата обращения: 30. 03. 2020 года)
- Колода метафорических карт «Источник счастья», МСК, Изд.: Речь, — 2019 год
|