Цель: развитие познавательно – исследовательской активности детей через
театрализованную деятельность.
Задачи:
- продолжать формировать умение определять и называть свойства предметов их значимость (камень – твёрдый, крепкий, сохраняет пеплов жилище; дерево – прочнее, чем солома, не тонет в воде, хороший материал для строительства плота);
- закреплять и расширять знания детей о русских народных сказках; помогать детям, используя разные приёмы и педагогические ситуации, правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям;
- развивать мыслительные операции, воображение, внимание, память, ассоциативное мышление;
- развивать навыки анализа, сравнения, умение решать познавательные задачи и делать выводы;
- развивать артистические способности у детей при проигрывании отрывков сказок;
- обогащать словарь, развивать связную речь;
- воспитывать любовь к народному творчеству.
Материалы и оборудование: грамзапись сказочной мелодии; сундучок; предметы настольного театра сказки «Три поросёнка», книга со сказкой «Пузырь, соломинка и лапоть», плоскостной театр (на фланелеграфе) – сказка: «Гуси лебеди»; оборудование для опытно – экспериментальной деятельности: миски с водой, природный материалы (набор для каждого ребенка): камни, веточки деревьев, деревянные брусочки, солома; ткань; бумажные салфетки; миски с молоком; емкости с красителями; ватные палочки; лупы; влажные салфетки.
Скачать конспект
Ход НОД:
(Звучит сказочная музыка. На столе стоит сундучок.)
Воспитатель:
- Ребята вы слышите, где-то звучит музыка, мне кажется, она слышится из сундучка?!
Давайте подойдем поближе к нему.
(Действия педагога и детей)
-А что же есть в этом сундучке? Ребята, я догадалась, здесь живут сказки!
-Ребята, сундучок приглашает нас в мир чудесной сказки, где есть волшебство и где все интересно.
-А в какие сказки мы попадем, узнаем, отгадав загадки.
-Ребята, послушайте первую загадку:
Из какой сказки эта песенка?
Нам не страшен серый волк,
Серый волк, серый волк!
Где ты ходишь, глупый волк,
Старый волк, страшный волк?
(Ответы детей)
-Верно! (Воспитатель достает из сундучка настольный театр-игрушки-герои сказки «Три поросёнка»)
-Давайте вспомним эту сказку.
(Воспитатель предлагает желающему ребенку показать настольный театр: проиграть фрагмент сказки «Три поросёнка»)
Фрагмент сказки «Три поросёнка».
Жили-были на свете три поросенка. Три брата. Все одинакового роста, кругленькие, розовые, с одинаковыми веселыми хвостиками. Даже имена у них были похожи. Звали поросят: Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф.
Все лето поросята кувыркались в зеленой траве, грелись на солнышке, нежились в лужах. Но вот наступила осень. Пора нам подумать о зиме, — сказал как-то Наф — Наф своим братьям, проснувшись рано утром. — Я весь дрожу от холода. Давайте построим дом и будем зимовать вместе под одной теплой крышей. Но, поросята не захотели помогать своему брату и продолжали веселиться и играть. А в этом лесу жил злой волк. И он слышал их разговор и решил съесть этих поросят…
(На этом фрагменте воспитатель останавливает показ сказки и задает детям вопрос)
Воспитатель:
-А что поросята делали, чтобы спрятаться от злого волка? (
(Ответы детей)
-Верно, они строили домики, из различного материала.
-И у кого получился самый крепкий домик?
Да, у Наф-Нафа! А почему?
Ответы детей: Он построил дом из камня! И его домик был самым крепким!
Воспитатель:
-А так ли это?!
-Предлагаю вам это проверить!
Опытно-исследовательская деятельность:
(Материал: в тарелочках: камень, соломинка, веточка дерева, лупа)
-Подойдите к столу. Посмотрите, здесь лежат соломка, веточки деревьев и камни. Возьмите по соломинке, рассмотрите её, какая она — тонка, хрупкая, попробуйте сломать – легко это сделали (легко ломается)
-А теперь возьмите прутики, какие прутики — по тверже, гнуться, погните их, а прутики легче ломаются – труднее, но тоже сломались!
-А теперь рассмотрите камни (твёрдые, теплые, не меняют своей формы) — попробуйте их разрушить!
-Не получается?!
-Значит, какой мы сделаем вывод?
(Ответы детей)
Дети делают вывод: всё-таки камень самый прочный материал, и из него будет самый прочный дом! Прав был Наф-Наф!
Воспитатель:
-Вернёмся к нашему сказочному сундучку и узнаем, какая ещё там живёт сказка!
Загадка: В какой сказке девочка гналась за гусями-лебедями?
-Молодцы, вы узнали сказку!
(Воспитатель достает из сундучка плоскостной театр «Гуси – лебеди»).
Воспитатель:
-Ребята, давайте вспомним эту сказку. Кто хочет показать нам эту сказку на фланелеграфе?
(Желающий ребенок рассказывает, и показывают фрагмент сказки на фланелеграфе).
Фрагмент сказки «ГУСИ – ЛЕБЕДИ».
Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький.
— Доченька, — говорила мать, — мы поедем на базар а ты береги братца! Не ходи со двора, будь умницей — мы купим тебе платочек.
Отец с матерью уехали, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась.
Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях.
Вернулась девочка, глядь— братца нету! Ахнула, кинулась туда-сюда — нету!
Выбежала она в чистое поле и только видела: метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом.
Бросилась девочка догонять их. Бежала, бежала, увидела — стоит печь.
— Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
Печка ей отвечает:
— Съешь моего ржаного пирожка — скажу.
— Стану я ржаной пирог есть!
У моего батюшки и пшеничные не едятся…
Печка ей не сказала.
Побежала девочка дальше — стоит яблоня.
— Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
— Поешь моего лесного яблочка — скажу.
— У моего батюшки и садовые не едятся…
Яблоня ей тоже не сказала куда гуси – лебеди полетели.
Девочка побежала дальше.
И добежала девочка до речки. А речка была молочная с кисельными берегами.
(На этом фрагменте воспитатель останавливает показ сказки и задает детям вопрос)
Воспитатель:
-Ребята, как выдумаете, а по настоящему, есть такая река?
(Ответы детей)
-Я тоже не знаю! Но, такое сказочное молочное озерцо можно создать прямо в тарелке. Хотите попробовать? — Тогда подходите к столу.
Опытно-исследовательская деятельность:
(Материал: мисочки с молоком, ёмкости с красителями, ватные палочки, влажные салфетки)
-Перед вами тарелки с молоком, добавьте в молоко несколько капель красителя, окуните палочки в волшебный эликсир. Теперь прикоснитесь палочкой в цветные капельки.
(Самостоятельное выполнение детей опыта с молоком)
Воспитатель:
-Ну, как, получилась у нас вами молочная река с кисельными берегами?!
Ответы детей: волшебство произошло, молоко начинает двигаться, а цвета перемешиваются!
Воспитатель:
-Ребята, предлагаю вернуться к нашему сундучку со сказками, и давайте узнаем, какая ещё сказка живет в сундучке.
(Воспитатель читает следующую загадку)
Загадка:
-В какой сказке пузырь хохотал-хохотал да и лопнул?
(Ответы детей).
Воспитатель:
-Верно! Это сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть».
Воспитатель:
- Ребята, а давайте эту сказку разыграем в виде постановке спектакля. Что для этого нам надо сделать?
(Ответы детей)
Воспитатель:
-Верно! Распределить роли, приготовить декорации, предметы-атрибуты, необходимые по сценарию сказки.
(Подготовка к показу спектакля-сказки «Пузырь-Соломинка и Лапоть»).
Текст сказки — спектакля: «Пузырь, Соломинка и Лапоть».
Рассказчик:
-Жили-были пузырь, соломинка и лапоть. Пошли они в лес дрова рубить. Дошли до реки и не знают, как перейти через реку.
Лапоть говорит пузырю:
Лапоть:
– Пузырь, давай на тебе переплывем!
Рассказчик:
-А Пузырь ему отвечает.
Пузырь:
– Нет, лапоть! Пусть лучше Соломинка перетянется с берега не берег, мы по ней перейдем.
Рассказчик:
-А Соломинка отвечает.
Соломинка:
-Хорошо, мне не трудно, чего не сделаешь для друзей!
Рассказчик:
Соломинка перетянулась с берега на берег. Лапоть пошел по соломинке, она и переломилась! Лапоть упал в воду! А пузырь хохотал, хохотал, да и лопнул!
Воспитатель:
-Ребята, скажите эта сказка весёлая или грустная? А про какие качества дружбы мы можем сказать на примере этой сказки?
(Ответы детей)
-Ребята, как выдумаете, а могли друзья перебраться на другой берег не поссорившись?
(Ответы детей)
-А как можно помочь героям этой сказки?
Ответы детей: Построить плот!
Воспитатель:
-Вот у нас на столе приготовлены материалы, из которых я предлагаю вам попробовать построить плот для героев этой сказки. Но, для начала необходимо проверить весь материал на прочность. Вы согласны?!
Опытно-исследовательская деятельность:
(Материал: ёмкость с водой, бумажные салфетки, кусочки ткани, деревянные брусочки)
Выполнение эксперимента:
- В ёмкость с водой поочерёдно опускаем бумажную салфетку, кусочек ткани и деревянную пластину. Увидели, что бумага, ткань тонут, а деревянная пластина нет.
Дети делают вывод: если предмет не тонет, значит, на нём можно плавать. Воспитатель:
-Ребята, так из какого материала нужно сделать плот нашим героям?
(Ответы детей)
Воспитатель:
-Ребята, давайте узнаем, какая следующая сказка спряталась в сказочном сундучке.
(Воспитатель открывает сундучок, а он – пуст)
-Ой, ребята, на сегодня в нашем сказочном сундучке сказки закончились.
-Но, я думаю, в следующий раз, когда мы заглянем в сундучок, там появятся другие сказки и тоже с очень интересными историями.
Рефлексия.
Воспитатель:
-Ребята, вам понравилось расследовать истории из сказок?
-А о чем вы узнали?
-А что больше всего было интересного сегодня на занятии?
(Ответы детей).
|