- Коломиец Оксана Леонидовна
- Моисеева Наталья Владимировна
Воспитатели МБДОУ детский сад 31 Киселевского городского округа Кемеровской обл.
«Процессы различения, группирования и обозначения внешних предметов на основе установившегося в уме прочного порядка — составляют мышление и вместе с тем и известную степень культуры».
М. Монтессори
В раннем возрасте вся деятельность ребенка подчинена одной ведущей потребности — познанию окружающего мира и себя в нем. Главным средством удовлетворения этой потребности и является сеснсорное освоение действительности за счет ощущений, чувственных восприятий и наглядных представлений. Сенсорное воспитание служит основой познания мира. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной мере зависит от уровня сенсорного развития детей. В истории дошкольной педагогики сенсорика занимала одно из центральных мест. Были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов. Важнейший метод сенсорного развития – обучение в форме игры с дидактическими игрушками и материалом.
Скачать конспект
Уметь различать — характерная черта мышления. Различать — это значит группировать. Ребенок в жизни сталкивается с огромным разнообразием красок, форм и других свойств предметов, поэтому сенсорное воспитание на занятиях и является основой развития чувственного опыта детей. Готовя пособия к играм, мы опираемся на эталонную систему основных цветов спектра. А опыт работы в группе раннего возраста показал, что никакие промышленные игры и игрушки не могут заменить игрушек, изготовленных вручную. Ведь в них заложена доброта и тепло, поэтому малыши очень любят заниматься с такими игрушками, и процесс усвоения материала идет значительно быстрее. Планируя игры по сенсорике, мы придерживаемся принципа последовательности, предусматривающего постепенное усложнение заданий. Все задания проводим в игровой форме, с использованием подвижных игр, пальчиковой, фонематической гимнастики, русских народных потешек. От простых игровых сюжетов на ранних стадиях обучения мало — помалу переходим к более развернутым. Игры мы начинаем с различения двух цветов — красного и зеленого. Этот небольшой комплекс игр под названием "Чудо природа" уже в начале адаптационного периода помогает развлечь и организовать детей. Далее игры-задания становятся разнообразнее. В них включается дидактический материал. Таков комплекс "Чудо природа", «Разноцветные бабочки», «Веселые снеговички». В этих комплексе предполагается ориентировка на четыре цвета в разном их сочетании: парами, по три и все четыре в зависимости от подгруппы детей и степени усвоения материала. Малыши учатся первым элементам сюжетной игры, использованию предметов – заместителей. Сюжеты комплекса просты и знакомы ребятам. Приобретенные на занятиях навыки малыши в дальнейшем применяют в самостоятельной игре. Это самостоятельная игра ребенка, в ходе которой он, манипулируя предметами, практически соотносит их по размеру, форме и цвету необходима, так как именно в ней развивается интеллект ребенка третьего года жизни. Окружающий мир сказочен не только для ребенка. Когда погружаешься в разработку новой игры, сам попадаешь в мир сказки и фантазии, каждое завершенное пособие дает толчок к изготовлению нового. Так хочется в наш компьютеризированный, технический век подарить детям веселую, яркую, цветную сказку, сделанную своими руками.
|