- Нестерова Светлана Геннадьевна музыкальный руководитель
- Воронцова Лариса Алексеевна воспитатель
- Иванова Юлия Сергеевна воспитатель
ГБОУ СОШ №1 СП "детский сад Березка" Самарская область п.г. т. Безенчук
Под русскую народную музыку дети заходят парами в зал с разных входов. В центре зала пары приветствуют друг друга поклоном. Встают парами в рассыпную.
Дети исполняют песню «Величальная» (русская народная мелодия).
Ведущий:
Весна красна цветами,
Зима – белыми снегами,
Лето – солнцем и грибами,
А осень –житом и снопами
И румяными пирогами.
Дети исполняют песню «Осенняя». Муз. В. Алексеева, сл. И. Лейме
1 Ребенок.
Осень не браните,
Осень не журите,
Осень славную, листопадную.
2 Ребенок.
Осень, осень, осень,
Тебя в гости просим.
С обильными хлебами,
С высокими снопами,
С листопадом и дождем,
Перелетным журавлем.
3 Ребенок.
Восенушка-осень,
Гости недель восемь.
С громами сильными,
С дождями, ливнями.
Лейся, дождик, с неба,
Больше будет хлеба.
4 Ребенок.
Восенушка-осень,
Сноп последний носим.
Приходи к нам с ливнем,
Хлебом обильным,
Со льном высоким,
С корнем глубоким.
5 Ребенок.
Осень в гости пришла,
Добра нам принесла:
В коробы –холста,
На гумно –зерна.
Также лен –конопель,
Рожь, пшеницу, ячмень.
Под русскую народную музыку дети садятся на стулья.
Ведущий: Сегодня, ребята, мы собрались с вами отметить славный праздник урожая!
Осень пора щедрая, богатая, хлебосольная. На огородах созрели овощи, в полях – хлеба, в лесах – грибы. Русский народ издавна праздновал осенины, как особый праздник – праздник благодарности природе за щедрый урожай.
4 ребенок
Велика и необъятна наша русская земля.
Урожаями богаты наши нивы и поля.
По полям, садам и сёлам, по стране из края в край,
Загорелый и весёлый ходит новый урожай!
5 ребенок
Хочет он, что б полной чашей наша жизнь с тобой была.
Чтобы ярче, чтобы краше наша Родина цвела!
Родина милая, Родина русая,
Мирная – мирная, русская – русская!
Дети исполняют песню: «Это Родина моя» муз. и сл. В. Сидоркиной.
6 ребенок
У народа есть слова
«Хлеб — всей жизни голова».
Славится он первым на земле,
Ставиться он первым на столе!
Ведущая: Вот какая на Руси Осень. Очень разная, красивая, яркая, иногда хмурая, иногда дождливая, но очень богатая и щедрая.
(Звучит р.н. музыка, появляется Осень.)
Осень:
Вот пришла моя пора.
Осень в гости прибыла,
Все закончить в срок успела.
Я леса, поля раздела,
Урожай весь собрала,
Птиц на юг отправила.
Можно и повеселиться,
Поиграть и покружиться.
Осень: Что, правда, то правда, — я и щедрая и богатая! А знаете, какое мое самое главное богатство?
Ведущая: Конечно, знаем!
Дети: Хлеб
Ведущая: — А знаете ли вы, чем пахнет хлеб? Не только хлебом!
Ребенок: Он пахнет полем, печкой, небом,
Ведущий: А главное – работой пахнет, хлеб.
Ребенок: Он не падает к нам с неба, появляется не вдруг.
Чтобы вырос колос хлеба, нужен труд десятков рук.
Ведущая: Осень, а наши ребята знают, как можно весело работать, да еще и песни задорные петь.
Дети исполняют песню «Русская изба» музыка и слова З. Роот.
Ведущая: Солнце поднимается, заря разгорается.
А наши жницы на поле идут, поют, заливаются!
Девочка:
А мы жито жали,
Во снопочки вязали,
На ток возили,
Цепами молотили!
Будем тесто месить,
Караваем всех кормить!
Девочки исполняют «Танец с колосьями» (рус. нар. мелодия).
(в конце танца выносят на подносе каравай)
Ребенок:
Вот он хлебушек душистый
С хрусткой корочкой витой.
Вот он теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.
Каравай мы вам подносим,
Поклоняясь, обносим.
(обносят, показывают гостям и вручают Осени).
Осень: Ребята, а вы знаете пословицы и поговорки о труде, умении и терпении.
(Дети встают с места говорят пословицы и поговорки)
- Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
- Долог день до вечера, коли делать нечего
- О человеке судят не по словам, а по делам.
- Терпение и труд все перетрут.
- Была бы охота — будет и работа.
- Умелые руки не знают скуки.
- Землю красит солнце, а человека — труд.
- Кончил дело — гуляй смело.
- Умелые руки голодными не останутся.
- Любишь кататься — люби и саночки возить.
Осень: Молодцы ребята, сколько вы знаете пословиц и поговорок! Сочинили эти пословицы простые русские люди.
Ведущая. Русский народ посмеивался над теми, кто не хотел трудиться.
Разыгрывается сценка «Тит — лодырь».
(Фон русская народная мелодия)
(Мальчик с большой ложкой садится на скамеечку, дети стоят возле него).
Тит: А где баранки, калачи?
1 Ребенок: Не колода лодырь, не пень,
Пролежал целых день.
2 Ребенок: Не жнет, не косит,
А обедать просит.
3 Ребенок: Тит, иди молотить!
Тит: А, живот болит.
1 Ребенок: Тит, иди дрова колоть!
Тит: А, спина болит!
2 Ребенок: Тит, иди мед пить!
Тит: А где моя большая ложка?
Дети: (хором) Хочешь есть калачи, не сиди на печи.
(дети садятся на стульчики)
Осень: Спасибо вам мои друзья, ещё побуду с вами я.
Собирают осенью урожай плодов.
Много людям радости после всех трудов.
Вам загадки загадаю, кто смышлёней всех узнаю!
(Дети отгадывают загадки про овощи. Последняя – про репку). Ведущий: Ребята, мы знаем интересную игру про этот овощ.
Игра «Репка» (музыка и слова Е. Беловой)
Ведущий: Урожай собирают не только в саду и огороде, но и в лесу.
Осень: Теперь время в лес за грибами отправляться.
Дети с корзинками в руках имитируют сбор грибов, под ёлками сидят мальчики-грибы.
Дети: Ходим по ельничку, и по березничку, и по сырому дубничку, а грибов не видать.
Мухомор: Чтобы грибы найти, надо приговор знать.
Дети: Какой такой приговор?
Мухомор: А вы приаукивайте, грибы прислушаются к вашим голосам и выглянут из-за бугорочков.
Дети: Ау, ау, аукаем, грибочки приаукиваем.
Мальчики: Ау, ау.
Девочки: АУ, ау.
Гриб-боровик:
Сколько вам грибков?
Дети: Сколько в бору дубков!
Гриб-боровик: Сколько вам корзинок?
Дети: Сколько в бору осинок! Ау, ау!
Песня: «Про грибы» муз. А.Самонова, слова И. Черницкой.
Осень: Говорят в народе: есть хлеб – будет и песня, а умелые руки не знают скуки. Кто трудился от души — веселись теперь, пляши!
Ребёнок: Давно известно всем на свете
Искусство русских мастеров.
В них – красота родной природы
И мудрость древняя веков.
Песня: «Русский сувенир» музыка и слова Э.Чуриловой,
Детский оркестр: «Калинка» рус. нар. мелодия.
Ведущий: У кого там хмурый вид?
Слышишь, музыка звучит?
Собирайся, детвора,
Ждёт вас русская игра!
Ребёнок: Кому горшки, из глины слепленные,
В печи обожжённые, широкие да толстые, тонкие да плоские,
С носиком и ручками, всякими закорючками?
Игра: «Горшки».
Ребёнок: Продаются одеяла,
Половички и покрывала,
Для одежды есть холсты-
Выбирай, что хочешь, ты!
Игра: «Холсты»
Осень: Слава урожаю в закромах! Слава караваю на столах!
Песня: «А я, молода, на базар ходила» (русская народная песня)
Танец: «Самовар».
Осень: Спасибо вам, ребята, за веселье! Я к вам тоже не с пустыми руками пришла, угощайтесь! (выносит поднос с пирожками)
Прощаясь с вами, я желаю:
В мире жить, всем дружить,
Родным краем дорожить!
А на праздниках веселых
Петь, плясать и не тужить!
До свидания, до новых встреч!!!
Под русскую народную мелодию дети выходят из зала.
Ведущий 1.
Сяду рядышком на лавке,
Вместе с вами посижу,
Загадаю вам загадки,
Кто смышленый погляжу.
Загадки про овощи:
1.
Летом в огороде
Свежие, зеленые,
А зимою в бочке
Желтые соленые.
Отгадайте, молодцы,
Как зовут нас?
(Огурцы)
2.
И зелен, и густ
На грядке
вырос куст.
Начали щипать
Стали плакать и рыдать.
(Зеленый лук)
3.
Любопытный красный нос
По макушку в землю врос.
Лишь торчат на грядке
Зеленые пятки.
(Морковь)
4.
Разломился тесный домик
На две половинки.
И посыпались оттуда
Бусинки дробинки.
Бусинки зеленые,
Сладкие, ядреные.
(Горох)
5.
Сам, как свинка,
Хвост
–
крючок.
Что за овощ?
(Кабачок)
6.
Круглый бок, желтый бок,
Сидит на грядке колобок.
Прирос к земле крепко.
Что это?
(Репка)
Инсценировка
сказки
«Репка»
Под народную музыку выходят все персонажи
сказки. Дед «сажает репку»
-
пантомима, остальные присаживаются на лавки.
Ведущий
2
*
Репку дед посадил,
Он старался что есть сил.
Репка выросла на диво,
Так вкусна и так красива.
Дед.
Как же репку убрать?
Бабку надо бы позвать.
Ну-ка, Бабка, не ленись
И за мною становись!
Выходит Бабка, становится за Дедом.
Ведущий 1.
Тянут
-
потянут
–
Вытянуть не могут...
Бабка.
Внучку надо бы позвать
Нам с тобою помогать.
(Показывает на репку).
Очень выросла большая
И тяжелая такая.
Ну
-
ка, внучка, не ленись
И за мною становись!
Внучка.
Нет, не справимся опять,
Надо в помощь Жучку звать.
Ну
-
ка, Жучка, не ленись
И за мой подол берись!
Жучка.
Гав, гав, гав, что за дела?
Надо кошку звать сюда!
Ну
-
ка, Мурка, не ленись,
За мой хв
остик уцепись!
Мурка.
Я бы мышку позвала,
Чтоб она нам помогла.
Все.
Ну
-
ка, мышка, не ленись,
Вместе с нами потрудись!
Мышка.
Потрудиться я бы рада.
А какая ждет награда?
Мурка.
Репки маленький кусочек
Ты получишь, мой дружочек.
Дед.
Встанем вместе,
скажем «У
-
у
-
ух!»
Взялись, тянем!
(Выполняют все команды).
Все.
Репка
–
тут!
(Все становятся вокруг репки
и ведут хорово
д под русскую народную мелодию)
Ведущий 2.
Ох, и
крепкою
Оказалась репка
-
то.
Ты к нам, репка, выбегай,
С нами вместе поиграй.
П
роводится игра «Репка-репонька»
Ведущий 1.
Кто тут смелый? Выходите, свою ловкость покажите!
Проводятся
игры
-
аттр
а
кционы:
«Собе
ри картошку», «Перенеси урожай»
Ведущий 2.
Ведущий 1.
Мы гостей всегда встречаем
Круглым, пышным караваем.
Он на блюдце расписном
С белоснежным рушником.
Каравай мы вам подносим,
Поклонясь
, отведать просим.
Воспитатели и дети приглашают гостей на чаепитие
Горшки
Играющие изображают горшки, все садятся в круг. Позади каждого сидящего ( «горшка») становится другой игрок — хозяин ( «торговец»). Водящий, выбранный по жребию, находится вне круга. Обходя круг, водящий поочередно подходит к каждому «торговцу», кладет руки на голову «горшка».
Водящий: Нет ли продажных горшков?
Хозяин: Нет продажных.
Водящий идет к другим хозяевам с тем же вопросом, пока не услышит утвердительный ответ.
Xозяин: Купи, что дашь?
Водящий: Шильце, мыльце, белое белильце, белое полотенце.
Хозяин: Ладно, по рукам.
Оба ударяют по рукам и затем бегут в разные стороны вокруг круга. Кто первый прибежит к сидящему ( «горшку»), тот й становится хозяином, а опоздавший — водящий.
Указания к проведению: игра интересна старшим дошкольникам и младшим школьникам. Минимальное число участников 8- 9 человек. По договоренности дети могут вносить изменения в диалог водящего и хозяина (придумать свой шуточный диалог).
Правила: нельзя мешать бегающим играющим. Игра продолжается до тех пор, пока вызывает интерес.
Сценарий для старшего дошкольного и младшего школьного возраста
Оформление вала
На центральной стене красивыми занавесками оформлено небольшое деревенское окошко, за стеклами которого — осенний пейзаж. Возле окна — стол, накрытый вышитой скатертью, сервированный деревянной расписной посудой, самовар, пряники и баранки. Возле стола с обеих сторон — скамьи. На них — вышивки, вязания, клубки с шерстью, у самой стены — прялка. По обеим сгпоронам от скамеек стоят стеллажи с посудой, поделками в русском национальном стиле.
Дети свободно входят в зал и садятся на стулья, поставленные, как в концертном зале, с проходом между левой и правой половиной.
Ведущая (музыкальный руководитель, в русском сарафане, с кокошником на голове или в русском цветастом платке): Здравствуйте, гости дорогие, желанные, долгожданные! На осенние посиделки приглашаю вас... Ноябрь за окном, месяц студеный, с долгими темными вечерами, да грудами замерзшей земли. Не зря в народе называли этот месяц — грудень. Русский народ и поговорки о ноябре придумал: «Не сковать реку зиме без ноября-кузнеца», «Ноябрь гвоздит, а декабрь мостит». Много интересного о наших осенних праздниках узнаете вы сегодня на наших русских осенних посиделках... Что это? Никак еще гости...
Под русскую народную мелодию «Коробейники» (аудиозапись) в зал входят два скомороха. В руках у них корзинки, коробки, мешки. Ходят они по залу и говорят призывно, нараспев.
1-й скоморох: Ото всех дверей, ото всех ворот
Приходи скорей, торопись, народ!
2-й скоморох: Вас много интересного ждет!
Много песен, много шуток
И Веселых прибауток!
1-й скоморох: Сел сверчок на шесток,
Таракан в уголок,
Сели, посидели,
Песенки запели!
2-й скоморох: Услыхали ложки, вытянули ножки,
Услыхали-калачи и попрыгали с печи!
Да давай подпевать,
Да давай танцевать!
В зал под музыку «Русская лирическая» (аудиозапись) входят восемь русских девушек-красавиц. Не входят- вплывают, заводя хоровод, и танцуют, выполняя следующий танцевальный рисунок на хороводном шаге:
- движение по кругу, положив правую руку себе па левое плечо, а левую — на плечо впереди стоящей девочки
- поднимают сомкнутые руки над головой и переносят их вовне, двигаясь по кругу, спиной в центр
- меняют руки, поворачиваясь лицом в центр круга, продолжая идти в том же направлении по кругу
- сужают круг, двигаясь в центр, и расширяют его, отходя назад
- образуют два круга, двигаясь в них противоходом
- выполняют движение «солнышко» — девочки из внешнего круга проходят в центр через «воротца», образованные сомкнутыми руками девочек из внутреннего круга.
Движения могут быть повторены несколько раз, можно использовать их в любых комбинациях, главное — все должно быть ритмично и лирично.
В конце танца девочки выполняют низкий русский земной поклон, стоя полукругом перед зрительным залом.
Ведущая (держа в руках хлеб-соль): Издавна на Руси дорогих гостей встречали хлебом да солью (низкий поклон, девицы принимают хлеб-соль.)
1-я девица: Не красна изба углами, а горячими пирогами. Л
2-я девица: Баранками да сушками.
3-я девйца: Да самоварами блестящими.
Ведущая: Ой вы, девицы-красавицы!
Душеньки-подруженьки,
Проходите, гости милые,
В нашу горницу, во светлицу...
(Девицы проходят к столу, садятся на скамьи и сразу начинают свое рукоделие: кто шьет, кто вяжет, кто вышивает, кто пряжу мотает.)
Ведущая: Хоть и осень за окном, ноябрь в самом разгаре, а на Руси 14 ноября отмечается первый зимний праздник — Кузьминки. Праздник этот ремесла да домашнего очага,
Праздник не безделья.
Праздник рукоделья.
А как шили-вышивали,
Так и песню напевали,
Пели, правда, от души,
Но и песни хороши...
(Девицы поют песню «Лучинушка» под аккомпанемент гитары.)
Ведущая: Есть такая народная примета — если девочка родилась на Матренин день (22 ноября), то становится она искусницей: может старое платье починкой в новое превратить, а иголочка в ее руках с белой ниточкой не расстается, совсем так, как в хороводе «Ниточка с иголочкой».
(Русские танцевальные вариации под русскую народную мелодию исполняют дети старших групп, роль Иголочки играет Ведущая.)
1-й скоморох: Эй, девчоночки-подружки, веселушки, хохотушки,
Эй, ребята-молодцы, озорные удальцы,
Веселее попляшите, всех гостей повеселите!
(Исполняются плясовые импровизации на музыку Е. Кузнецова «Русские узоры» (в записи). Садятся на стульчики.)
2-й скоморох: Будем кругом ходить, дружну пляску заводить,
Развеселая гульня всех зовет за ворота!
Эй, сыпь веселей, лаптей не жалей,
Это верно совершенно, что картошка без костей!
(Девочки берут, в руки шумовые музыкальные инструменты: ложки, трещотки, катушки, стиральную доску и встают в круг. Песня "У нас нонче суббота") Исполняется с танцевальными вариациями.
1-й скоморох: Это только присказка,
а сказка будет впереди,
Приготовься и гляди!
2-й скоморох: Вдоль улицы во конец
Шел удалый молодец,
Не товар продавать,
Себя людям показать!
1-й скоморох: У нашего Якова — товару всякого:
Нитки, катушки, Селедочные кадушки.
Красивые платочки, Мелкие гвоздочки!
2-й скоморох: Посуда наша для щей и каши,
Не бьется, не ломается,
Порче никакой не подвергается!
1-й скоморох: Подходи, бедный, подходи, богатый,
Подходи, тонкий, подходи, пузатый!
2-й скоморох: Пряники печатные! Конфеты сахарные!
Как куснешь — так уснешь,
Как вскочишь — так ещё захочешь!
1-й скоморох: У нас без обману,
Товар без изъяну!
2-й скоморох: Шелк, атлас, канифас,
Весь девичий припас!
(Дети выбирают себе шумовые музыкальные инструменты, платочки, ленточки, выходят в центр и начинают петь песню А. Филиппенко *Вот какие чудеса». После пения импровизируют: играют на инструментах, девочки танцуют с платочками и лентами.)
2-й скоморох: Что за славный денек! Собирайся, куманек,
Будем шутки шутить, Да гостей веселить.
1-й скоморох: Погоди, честной народ,
Отдохни немножко,
Василиса к нам идет, Поразвлечь немножко...
(Входит сказительница Василиса с корзиночкой в руках.)
Василиса: Я весною на завалинке посиживаю, а зимою в горнице полеживаю. Сижу, на народ смотрю, все всегда запоминаю и в корзинку собираю. Сяду рядышком на лавку, с вами вместе посижу, загадаю вам загадки, кто смышленей — погляжу!
(Садится на скамейку, достает из корзиночки карточки, читает.)
В избе — изба, на избе — труба,
Зашумело в избе, загудело в трубе,
Видит пламя народ, А тушить не спешит
(Печь)
Стоит бычок, подбочеаивши бочок,
Шипит и кипит, Всем чай пить велит.
(Самовар)
В брюхе — баня, в носу — решето,
На голове- пупок, Одна рука и та на спине.
(Чайник)
Всегда во рту, а не проглотишь.
(Язык)
Василиса: Девицы-красавицы, много ль вы знаете пословиц и поговорок? Подарите их мне! Я их в корзиночку положу, кому хочу — подарю.
Девицы: «Долог день до вечера, коли делать нечего»; «Труд человека кормит, а лень портит»; «Умелые руки не знают скуки»; «Землю красит солнце, а человека — труд».
Василиса: Молодцы девицы-рукодельницы. А вот знаете ли вы ноябрьские народные приметы? Знаете ли, кто когда в ноябре именинник?
Девицы: «Коль на Якова (5 ноября) мелкий град идет, то с Матрены земля на ноги встанет»; «Если на Дмитрия (8 ноября) оттеплеет, то всей матушке-зиме быть с теплинами»; «С Ераста (23 ноября) жди ледяного наста».
Василиса: Спасибо вам, девицы-красавицы! Потешили вы нас, да и корзиночку мою пополнили. А за это подарю я вам вот этот молоточек да эту наковаленку. А почему я их подарила вам в ноябре — подумайте- погадайте!
(Девицы начинают шептаться, спорить.)
Ведущая: Василиса, я знаю, почему ты подарила нам сегодня молоточек да наковаленку. На Кузьминки отмечался день кузнецов Кузьмы и Демьяна. В старину кузнецов еще по- другому называли. Может, кто из детей знает, как ласково называли кузнеца раньше?
(Дети исполняют песню «Ковалечек».)
Ведущая: Раздайся, народ!
Меня пляска берет!
Пойду, попляшу,
Всех на пляску приглашу!
(Девицы берут в руки шумовые музыкальные инструменты и образуют малый круг, дети встают в круг большой. Взрослые поют русскую народную песню «Во кузнице». Все импровизируют на припев, танцуя в центре зала. По окончании пляски девицы вносят в зал большие сладкие пироги по количеству присутствующих на празднике детей. Девицы несут пироги в столовую, провожая туда детей. Заканчивается представление чаепитием.)
|