Тренинг общения как форма повышения толерантности и профилактики агрессивного поведения

  • дочь собирается на позднюю вечеринку;
  • продавец предлагает некачественный товар;
  • альтруист обнаруживает, что его используют.
  • При обсуждении ситуаций следует обратить внимание на стереотипы поведения, предполагаемые ролью, вскрыть внутренний конфликт, найти пути выхода. Ролевые игры на конфликт между двумя или больше участниками:
  • любовный треугольник;
  • отцы и дети;
  • лидер и его команда.

Хорошо обсудить примеры из художественной литературы, кинофильмов. Следует обратить внимание на момент выхода за рамки роли, на выбор участника конфликта.

Домашнее задание – прочитать книгу Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи».

Четвертое занятие. Занятие посвящено изучению механизмов эмпатии, невербального общения и контролю над эмоциями.

Эмпатия – это способность человека эмоционально отзываться на переживания других людей. Эмпатия предполагает субъективное восприятие другого человека, проникновение в его внутренний мир, сочувствование его переживаниям. Участники должны осознать, что иногда для того, чтобы лучше понять другого человека, необходимо войти в его состояние, довериться своим чувствам.

Эмоции – особый класс связанных с инстинктами, потребностями и мотивами процессов и состояний, отражающих в форме непосредственного переживания (страха, радости, удовольствия и т. д.) значение для человека действующих на него явлений и ситуаций.

Чувства – устойчивые эмоциональные отношения к чему-либо. Исходя из этих определений, необходимо подчеркнуть разницу между эмоциями, рождающимися в ответ на какую-либо ситуацию в общении, и чувствами, имеющими более стабильную структуру. Для того чтобы управлять эмоциями, необходимо их осознавать. После осознания возможно отстранение от нежелательной эмоции, взгляд на нее как бы со стороны. Вместо непосредственного переживания вы можете сказать себе: «Меня охватила обида. Нужно ли мне это сейчас?» Затем возможен анализ своих чувств и действия, направленные на достижение истинных целей.

При обсуждении надо обратить внимание на чувства, возникающие во время выполнения упражнений.

Ощущается ли эмпатический контакт с партнером?

Удается ли отказаться от своего мышления и без внутреннего сопротивления руководствоваться командами другого?

Какие эмоции возникают при этом?

Следует подробно остановиться на обсуждении этих эмоций.

Барьеры общения. Умение слушать и слышать. Работая над этими темами, психолог должен стремиться получить обратную связь – что из уже обсужденного было усвоено участниками тренинга.

Психолог должен рассказать участникам тренинга о ролевом характере общения, о его эмоциональной стороне, познакомить с языком поз и жестов, выражающим готовность партнеров к продуктивному общению, продемонстрировать защитные жесты, жесты собственнических и территориальных претензий, жесты социального статуса, жесты и сигналы, характерные для процесса ухаживания, различные способы искусственного повышения статуса, жесты – выразители агрессии.

Проведите обсуждение возникших ощущений. Часто ли мы выражаем свои чувства в обществе знакомых или незнакомых людей?

Упражнения на язык поз и жестов (защита, статус, собственничество и территория, ухаживание) в форме угадывания. Что означает тот или иной жест или поза? Отметим примеры защиты в негативных ситуациях.

  1. Защита эмоциональной сферы: «Розовый мешочек» – участникам предлагается представить оппонента помещенным в розовый мешочек, откуда раздаются его гневные тирады; «Стеклянная стена» – то же, но через стеклянную стену.
  2. Элементы аутогенной тренировки: омовение водой (представить себя под душем) – ощущаем пульс в пальцах, греем руки и ноги (на холоде), избавляемся от головной боли (улучшение циркуляции крови).

Домашнее задание: продумать тему публичного выступления.

Пятое занятие. Занятие посвящено теме публичного выступления и отличиям диалогического и монологического стилей общения.

Первая часть занятия. Барьеры общения и их преодоление:

  • барьеры, связанные с аудиторией, – неготовность к общению, отсутствие общих интересов, разнородность аудитории;
  • барьеры, связанные с личностью выступающего, – страх аудитории, недостаточное владение материалом, неуверенность в себе.

Приемы, способствующие успешному выступлению, – структурирование материала, как можно более полное изучение темы выступления, выбор соответствующей формы подачи материала, план или частичный текст выступления, освоение литературы по ораторскому мастерству, виды начал выступлений.

Диалог и монолог – выбор стиля выступления, язык и адресность. Диалогический стиль общения в повседневной жизни и во время выступления – реальная возможность быть услышанным.

Контроль страха – выбор имиджа, роль опытного лектора, владение материалом, вспомогательные материалы.

Работа с воображением – добиться почти осязаемой картинки своего успеха во время выступления.

Практическое занятие – публичные выступления участников (не более 5–7 мин) по приготовленной теме.

Разбор выступлений нужно производить после выступлений каждых двух-трех участников.

Вторая часть занятия. Работа над психологическим портретом героя книги Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи». Психологом ставится задача нарисовать как можно более полный психологический портрет Холдена Колфилда, так, будто он – один из членов группы, хороший знакомый каждого из участников тренинга.

Оценить широту и глубину получившегося описания. Обратить внимание участников на возможность мысленного общения с автором полюбившейся книги, как это происходит у главного героя. Обсудить значение художественной литературы в качестве индивидуальной психотерапии.

Темы пятого занятия внешне не связаны друг с другом. Однако любые публичные выступления связаны с анализом аудитории, перед которой делается выступление.

Описанная программа может быть использована в тренингах с молодежью пятнадцатилетнего возраста и старше, однако, работая с более юной аудиторией, следует особое внимание уделять практике и ее обсуждению.

под редакцией И. Соковни Профилактика агрессивных и террористических проявлений у подростков

Просмотров: 9355
Категория: ПРОГРАММЫ ТРЕНИНГОВ




Другие новости по теме:

  • Арт-терапевтический тренинг по формированию осознанного отношения к процессу самопознания
  • Игра «Дистанция»
  • Игра «Стили лидерства»
  • Игра «Угадай стиль общения»
  • Игра «Харизматическая личность»
  • Игра «Эмоции»
  • Кодекс общения участников групповой работы
  • Организационная структура занятия по педагогическому тренингу
  • Правила работы в группе
  • Программа реабилитационной направленности для подростков и молодежи с дезадаптивным поведением «Жизненные навыки»
  • Программа социальной адаптации девиантных подростков
  • Психодрама «Воображаемая социограмма»
  • Психологическое занятие «Мотивация»
  • Разминка «Увеличительное стекло»
  • Тренинг для учителей «Психологическое благополучие педагога»
  • Тренинг общения и межличностные отношения
  • Тренинг по улучшению общения и эмоциональной разгрузкев группе
  • Упражнение «Автопортрет»
  • Упражнение «Искусство ответить Нет»
  • Упражнение «Контакт масок»
  • Упражнение «Кто я?»
  • Упражнение «Моя пара»
  • Упражнение «Первая проба на роль»
  • Упражнение «Поведенческие контракты»
  • Упражнение «С чужого голоса»
  • Упражнение «Соглашение»
  • Упражнение «Способность к творчеству»
  • Упражнение «Экспериментирование с движением» (по системе Р. Лабана)
  • Упражнение «Экспериментирование с движениями»
  • Упражнения по репетиции поведения



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь