|
Тренинг общения как форма повышения толерантности и профилактики агрессивного поведения
Хорошо обсудить примеры из художественной литературы, кинофильмов. Следует обратить внимание на момент выхода за рамки роли, на выбор участника конфликта. Домашнее задание – прочитать книгу Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи». Четвертое занятие. Занятие посвящено изучению механизмов эмпатии, невербального общения и контролю над эмоциями. Эмпатия – это способность человека эмоционально отзываться на переживания других людей. Эмпатия предполагает субъективное восприятие другого человека, проникновение в его внутренний мир, сочувствование его переживаниям. Участники должны осознать, что иногда для того, чтобы лучше понять другого человека, необходимо войти в его состояние, довериться своим чувствам. Эмоции – особый класс связанных с инстинктами, потребностями и мотивами процессов и состояний, отражающих в форме непосредственного переживания (страха, радости, удовольствия и т. д.) значение для человека действующих на него явлений и ситуаций. Чувства – устойчивые эмоциональные отношения к чему-либо. Исходя из этих определений, необходимо подчеркнуть разницу между эмоциями, рождающимися в ответ на какую-либо ситуацию в общении, и чувствами, имеющими более стабильную структуру. Для того чтобы управлять эмоциями, необходимо их осознавать. После осознания возможно отстранение от нежелательной эмоции, взгляд на нее как бы со стороны. Вместо непосредственного переживания вы можете сказать себе: «Меня охватила обида. Нужно ли мне это сейчас?» Затем возможен анализ своих чувств и действия, направленные на достижение истинных целей. При обсуждении надо обратить внимание на чувства, возникающие во время выполнения упражнений. Ощущается ли эмпатический контакт с партнером? Удается ли отказаться от своего мышления и без внутреннего сопротивления руководствоваться командами другого? Какие эмоции возникают при этом? Следует подробно остановиться на обсуждении этих эмоций. Барьеры общения. Умение слушать и слышать. Работая над этими темами, психолог должен стремиться получить обратную связь – что из уже обсужденного было усвоено участниками тренинга. Психолог должен рассказать участникам тренинга о ролевом характере общения, о его эмоциональной стороне, познакомить с языком поз и жестов, выражающим готовность партнеров к продуктивному общению, продемонстрировать защитные жесты, жесты собственнических и территориальных претензий, жесты социального статуса, жесты и сигналы, характерные для процесса ухаживания, различные способы искусственного повышения статуса, жесты – выразители агрессии. Проведите обсуждение возникших ощущений. Часто ли мы выражаем свои чувства в обществе знакомых или незнакомых людей? Упражнения на язык поз и жестов (защита, статус, собственничество и территория, ухаживание) в форме угадывания. Что означает тот или иной жест или поза? Отметим примеры защиты в негативных ситуациях.
Домашнее задание: продумать тему публичного выступления. Пятое занятие. Занятие посвящено теме публичного выступления и отличиям диалогического и монологического стилей общения. Первая часть занятия. Барьеры общения и их преодоление:
Приемы, способствующие успешному выступлению, – структурирование материала, как можно более полное изучение темы выступления, выбор соответствующей формы подачи материала, план или частичный текст выступления, освоение литературы по ораторскому мастерству, виды начал выступлений. Диалог и монолог – выбор стиля выступления, язык и адресность. Диалогический стиль общения в повседневной жизни и во время выступления – реальная возможность быть услышанным. Контроль страха – выбор имиджа, роль опытного лектора, владение материалом, вспомогательные материалы. Работа с воображением – добиться почти осязаемой картинки своего успеха во время выступления. Практическое занятие – публичные выступления участников (не более 5–7 мин) по приготовленной теме. Разбор выступлений нужно производить после выступлений каждых двух-трех участников. Вторая часть занятия. Работа над психологическим портретом героя книги Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи». Психологом ставится задача нарисовать как можно более полный психологический портрет Холдена Колфилда, так, будто он – один из членов группы, хороший знакомый каждого из участников тренинга. Оценить широту и глубину получившегося описания. Обратить внимание участников на возможность мысленного общения с автором полюбившейся книги, как это происходит у главного героя. Обсудить значение художественной литературы в качестве индивидуальной психотерапии. Темы пятого занятия внешне не связаны друг с другом. Однако любые публичные выступления связаны с анализом аудитории, перед которой делается выступление. Описанная программа может быть использована в тренингах с молодежью пятнадцатилетнего возраста и старше, однако, работая с более юной аудиторией, следует особое внимание уделять практике и ее обсуждению. под редакцией И. Соковни Профилактика агрессивных и террористических проявлений у подростков Категория: ПРОГРАММЫ ТРЕНИНГОВ Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|