Упражнение «Экспериментирование с движениями»

Этот вариант предназначен для тех групп, в которых одной из задач тренинговой работы является осознание и развитие отношений в данной группе. Это касается, прежде всего групп со сложившимися до тренинга внутригрупповыми отношениями. Это упражнение разработано под впечатлением от экспериментов, проведенных У. Беннисом, Г. Шепардом и Стенли Милграмом. Использование этого упражнения требует достаточной психологической подготовки ведущего: как личной, так и профессиональной. Он должен быть в состоянии справиться с сильными отрицательными эмоциями, которые возникают у участников во время выполнения упражнения, в том числе и по отношению к нему. Также он должен суметь правильно использовать полученный в ходе проведения упражнения материал – в целях осознания и развития участниками структуры межличностных отношений в группе.

По периметру комнаты, в которой проводятся занятия, ставятся стулья спинками к участникам таким образом, что они очерчивают собой круг, за которым находятся члены группы. Ведущий находится за кругом. Звучит музыка, и участники начинают экспериментировать со свободным течением движений – они двигаются спонтанно, свободно передвигаясь в пространстве, взаимодействуя с другими. Постепенно круг, очерченный стульями, сужается. Ведущий, медленно передвигаясь по внешнему кругу, немного сдвигает стулья вперед к участникам, побуждая их сближаться. Наконец, участники зажаты совсем в тесный кружок, а ведущий все продолжает уменьшать пространство. Улыбки на лицах участников исчезают, они перестают понимать ведущего, ведь им уже практически невозможно двигаться. Ведущий просит еще ужаться, возможно избавившись от кого-то из членов группы (выставив его за круг). Теоретически упражнение может продолжаться до тех пор, пока в центре круга не останется один человек. В большинстве случаев упражнение можно прекратить уже тогда, когда группа начинает выталкивать кого-то из участников или когда члены группы начинают сами покидать группу, чтобы остальным не пришлось делать мучительный выбор. Идеальным, искомым вариантом развития событий является тот, когда группа отказывается выполнять упражнение, вступая в конфронтацию с ведущим. Таким образом участники группы берут ответственность за происходящее на себя, приобретая большую групповую автономность, осознавая себя как членов чего-то большего, чем просто сумма людей, осознавая себя как членов группы.

При обсуждении важно дать участникам выразить свои чувства, свое видение происходящего, объяснить себе и другим то, что произошло. Для того чтобы запустить процесс свободного выражения чувств, ведущий сам может рассказать о своих затруднениях, о своем смятении в ситуации, когда он вынужден был «давить» группу, чтобы она осознала свою целостность. После обмена чувствами и обсуждения того, что произошло, для ослабления отрицательных эмоций участников группы и повышения групповой самооценки ведущий может рассказать об экспериментах С. Милграма. При проведении этих экспериментов испытуемый бил током возрастающей интенсивности второго участника эксперимента (помощника экспериментатора), наказывая за ошибки при решении интеллектуальных задач. Чтобы вынудить испытуемого продолжать (дойти до максимальной силы тока, которая может принести вред второму участнику эксперимента, но на самом деле удары не производились, а помощник экспериментатора имитировал сердечное недомогание при каждом возрастающем ударе), экспериментатор использовал ряд фраз, самая сильная с точки зрения давления на испытуемого была такая: «У вас нет другого выбора; вы должны продолжать». И при этом около 65% всех испытуемых дошли до конца! То есть только 35% испытуемых отказались от участия в эксперименте.

После выполнения этого упражнения заключительное упражнение может быть предложено группой: это может быть круговой групповой танец, или парный танец, или индивидуальный танец, или танец с самим собой. Какое бы ни было заключительное упражнение, хорошо бы, если в результате это был бы какой-то совместный танец, но инициирован он должен быть не ведущим, а кем-то из участников группы. То, как будут разворачиваться события, зависит от состояния группы на настоящий момент и от ее (группы) потенциала развития.

Схемы обсуждения: какие отношения к себе, к другому связаны для участников с тем или иным типом движений? какие движения не получались, каким движениям хотелось бы научиться? какова зависимость между межличностной дистанцией и отношением к человеку? Что чувствовали участники, когда в их персональное пространство вторгались другие люди? Одинаково ли они себя ощущали при взаимодействии с разными людьми?

Просмотров: 4075
Категория: ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИНГОВ » Тренинговые упражнения диагностические и коррекционные




Другие новости по теме:

  • Игра «Ближе – Дальше»
  • Игра «Групповой портрет»
  • Игра «Две группы»
  • Игра «Дистанция»
  • Психодрама «Воображаемая социограмма»
  • Разминка «Танец отдельных частей тела»
  • Танец «Кто я?»
  • Тренинг «Танцевальная терапия»
  • Тренинг общения и межличностные отношения
  • Упражнение «Волшебная подушечка»
  • Упражнение «Движения по одному»
  • Упражнение «Дискуссия в ролях друг друга»
  • Упражнение «Жизнь с болезнью»
  • Упражнение «Любое число»
  • Упражнение «Мои ожидания»
  • Упражнение «Моя пара»
  • Упражнение «Невербальное общение»
  • Упражнение «Непосредственное осознавание»
  • Упражнение «Перекинь мяч»
  • Упражнение «Перемещающееся осознавание»
  • Упражнение «Поведенческие контракты»
  • Упражнение «Прекрасный сад»
  • Упражнение «Прорвись в круг»
  • Упражнение «Смыкающийся круг»
  • Упражнение «Способность к творчеству»
  • Упражнение «Танец с самим собой»
  • Упражнение «Таня, я с пум-пум-пумом?»
  • Упражнение «Хлопушка»
  • Упражнение «Экспериментирование с движением» (по системе Р. Лабана)
  • Упражнений «Ведущий и ведомые»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь