Психологическое занятие «Мотивация»

Коррекция сферы профессионального самоопределения.

Одним из основных направлений работы психолога со старшеклассниками является проведение профориентационной работы, развитие готовности к профессиональному самоопределению.

Готовность к выбору профессии – это, во-первых, внутренняя осознанность самого факта выбора и определенность профессиональных интересов, во-вторых, осведомленность ученика о своих способностях и о том, какие физические и психологические требования предъявляет профессия к человеку. В связи с этим важную роль в решении задач профориентации школьников играют не только диагностические методы, но и методы психологической коррекции, при проведении которых становятся очевидными склонности ученика, с одной стороны, и его возможности – с другой.

В начале проведения профориентационных упражнений или больших игр целесообразно ознакомиться с профессиональными намерениями старшеклассников. Для этого проводится опрос либо полустандартизированное интервью, куда могут войти следующие вопросы.

  1. Чем вы думаете заняться после окончания школы?
  2. Какой профессии, специальности вы хотели бы посвятить себя?
  3. Какие требования, по вашему мнению, эта профессия предъявляет к человеку?
  4. Какие требования предъявляет выбранная вами профессия к здоровью человека? Как вы оцениваете вашу пригодность по состоянию здоровья к этой профессии?
  5. Как вы готовите себя к выбранной профессии?
  6. Проверяете ли вы развитие профессионально важных качеств у себя?
  7. Знаете ли вы, где можно получить подготовку к выбранной профессии?
  8. Что вы читали о выбранной профессии.
  9. Когда вы выбрали профессию? Происходили ли изменения в вашем выборе? По каким причинам вы меняли выбор профессии?
  10. Если вы до сих пор не выбрали профессию, то по каким причинам?
  11. Ваше решение о выборе данной профессии окончательно, или вы еще можете передумать?
  12. Выбирая профессию, на что вы ориентируетесь?
  13. Как вы предпочитаете работать: индивидуально, с товарищем или в бригаде?
  14. Какой областью знаний и умений вы увлекаетесь: а) о природе; б) о науке; в) об искусстве; г) о технике; д) о человеке.

Профориентационную коррекионно-развивающую работу со старшеклассниками можно проводить в различных формах: в виде развивающих игр и упражнений (они проводятся в течение всего учебного года, на классных часах и факультативных занятиях); в виде больших игр и тренингов профессионального самоопределения (они могут проводиться один-два раза в учебном году).

1. Программа развивающих игр «Я выбираю профессию»

Она состоит из трех циклов занятий. Первый цикл посвящен разбору условных ситуаций выбора профессии, второй – анализу типичных ошибок и затруднений, которые испытывают молодые люди в этот период. На занятиях третьего цикла школьники обсуждают конкретные ситуации выбора профессии.

На занятиях Н.В. Самоукина предлагает применение 3 методических приемов орагнизации коллективной деятельности школьников.

  1. Взаимная групповая оценка. По желанию участников организуются две группы. Руководителей групп (командиров) ребята выбирают из общего состава участников. Получив задание, каждая группа выполняет его самостоятельно и автономно от другой группы. Результаты (доклады групп) выносятся на общее обсуждение, в котором участвуют учитель и две группы школьников. Анализируют и оценивают по схеме: соответствие доклада группы заданной теме; правильность решения; аргументация в пользу полученного решения (полнота аргументации, ее продуманность); творческий характер решения; полнота решения (на все ли вопросы есть ответы); степень использования предложенных для занятия материалов и схем.
  2. Используется также соревнование между группами. В конце каждого задания руководитель практикума объявляет две оценки: за правильность решения группы и за активность участия в коллективной работе.
  3. Прием «зеркало» состоит в следующем. Психолог (педагог) рассказывает о конкретном факте из жизни таких же, как участники игры, ребят. Он говорит о своем отношении к этим событиям, последствиях тех или иных поступков. Юноши и девушки сравнивают себя с персонажами, соотносят свои действия с поступками героев.
Цикл I. Условия выбора профессии Занятие 1. «Мир профессий»

Руководитель предлагает школьникам самостоятельно заполнить таблицу:

Бланк для работы на занятии «Мир профессий»
Типы и подтипы профессий Профессии данного типа Требования, предъявляемые профессией к человеку
       
Просмотров: 7094
Категория: ПРОГРАММЫ ТРЕНИНГОВ




Другие новости по теме:

  • Байка «Трудно сказать, стала ли скрипка моим инструментом по воле родителей или же в силу дара свыше»
  • Деловая игра «Жалоба»
  • Деловая игра «Кадровый вопрос»
  • Игра «20 000 дней»
  • Игра «Автопортрет»
  • Игра «Ассоциация»
  • Игра «Аукцион ценностей»
  • Игра «Двойки-пятерки»
  • Игра «Кто есть кто?»
  • Игра «Новый город»
  • Игра «Остров»
  • Игра «Поступь профессионала»
  • Игра «Пришельцы»
  • Игра «Профессии»
  • Игра «Профессии»
  • Игра «Профконсультация»
  • Игра «Путешествие на воздушном шаре»
  • Игра «Самая – самая»
  • Игра «Сотворение мира»
  • Игра «Цепочка профессий»
  • Игра для студентов (будущих педагогов) «Проницательность в труде учителя начальных классов»
  • Педагогический тренинг для учителей начальных классов (программа практических занятий)
  • Ролевая игра «Собеседование при приеме на работу»
  • Тренинговое профориентационное занятие
  • Упражнение «Кем быть?»
  • Упражнение «Детективы»
  • Упражнение «Звездный час»
  • Упражнение «Профессиональные роли»
  • Упражнение «Профессия – специальность»
  • Упражнение «Профессия на букву»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь