|
Организационная структура занятия по педагогическому тренингуЗанятие, организованное для учителей, имеет среднюю продолжительность 3 часа и состоит из трех основных этапов. Начальный этап – разминкаОн направлен на создание теплой, доброжелательной атмосферы в группе. Обычно учителя приходят на тренинг уставшими и отягощенными своими профессиональными или личнстными проблемами. Начиная занятие, психолог может наблюдать такую картину: участники(цы) сидят в напряженных позах, держа наготове тетради и ручки, чтобы записывать, вопросительно смотрят на ведущего и ждут, по существу, обычной лекции по психологии. В этой ситуации психолог может начать с открытого и искреннего выражения благодарности всем пришедшим на занятие. Затем следует вежливо предложить убрать тетради и ручки, расставить в круг стулья. «Мы будем действовать в игровых ситуациях и обсуждать все происходящее, а если возникнет необходимость записывать, в конце занятия мы этим займемся», – объясняет психолог. Теперь можно приступать к психологической разминке. Она должна состоять из нескольких упражнений и иметь следующие цели: знакомство психолога с группой, «психологический отдых» для учителей, формирование у участников внутреннего состояния, соответствующего основной направленности занятия. Знакомство психолога с группойЕсли занятие с учителями психолог проводит впервые, он должен быть максимально внимателен и постараться наладить с группой психологический контакт. С этой целью могут быть использованы такие упражнения, как «Презентация» или «Скульптура». Упражнение «Презентация»Участники группы встают в круг и, начиная с ведущего, по очереди представляются группе. Психолог говорит: «Попробуйте в одной-двух фразах, помогая себе жестами и мимикой, представить себя группе – каким человеком вы себя чувствуете и как вы бы хотели, чтобы группа вас воспринимала». После этих слов психолог сам представляется группе. Далее, по кругу каждый участник представляет себя. После того как круг презентаций завершен, предлагается их обсудить. Психолог задает такие вопросы: «Чье представление вам показалось наиболее ярким и запоминающимся?»; «Какое представление было для вас самым оригинальным и неожиданным?»; «Представление какого члена группы было для вас таким, что вы сразу почувствовали близкого вам человека (по настроению, характеру)?»; «Чье представление выступило для вас непонятным или вызвало удивление? Возможно, вы хотели бы задать какие-то вопросы этому человеку?». Упражнение «Скульптура»Группа разбивается на пары. Психолог произносит инструкцию: «Для того чтобы понять и почувствовать друг друга, я предлагаю игру Скульптура. Постарайтесь пофантазировать, как бы вы хотели выразить себя в группе в данный момент и, не применяя слов, используя своего партнера как глину, вылепите из него скульптуру, которая бы выражала ваш образ. Вы можете работать с телом партнера и его лицом, показывая ему, но не рассказывая, что и как надо делать». После того как члены группы «слепили» свои скульптуры, психолог организует дискуссию и задает следующие вопросы: «Как вы поняли и почувствовали те образы, которые были показаны?»; Какие мысли и чувства вы хотели выразить при помощи своей «скульптуры?» (вопросы «автору»); «Расскажите, как вы поняли образ, который лепили из вас: так же, как его понимал автор, или по-другому?» (вопрос к человеку, из которого «лепили скульптуру»). Члены группы могут также задавать свои вопросы как «скульпторам», так и их «скульптурам». После общего обсуждения психолог предлагает участникам поменяться ролями: «скульптор» становится «материалом», а тот, из которого «лепили» образ, превращается в «скульптора». Упражнение заканчивается повторным обсуждением. Снятие напряжения и усталости у учителейС целью релаксации и организации психотехнического отдыха могут быть использованы различные упражнения, например, «Убежище» (К.Шрайнер). Упражнение «Убежище»Участникам тренинга предлагается удобнее устроиться в креслах или на стульях, принять расслабленную позу и закрыть глаза. Мягким, спокойным голосом психолог говорит примерно такой текст: «Представьте себе, что у вас есть надежное убежище, в котором вы можете укрыться в любой момент, когда пожелаете. Совсем не обязательно, чтобы это место реально существовало. Например, это может быть хижина в горах или лесная долина, о которой никто, кроме вас, не знает. Мысленно опишите себе это безопасное место. Вы можете там отдыхать, слушать музыку или беседовать с другом. Так фантазировать можно перед сном или в течение дня, когда вы хотите сбросить напряжение и отдохнуть». Формирование у участников внутреннего состояния, необходимого для выполнения основной части занятияЦели психологической разминки и основной части занятия могут иногда совпадать. Например, если занятие, организованное для учителей начальных классов, посвящено активизации у них «комплекса детскости», можно рекомендовать упражнение «Песочный домик». Упражнение «Песочный домик»Упражнение проводится динамично и эмоционально. Ведущий предлагает: «Давайте представим, что мы все – на берегу теплого южного моря. Светит солнце, плещутся волны. Под нами чистый желтый песок. Давайте слепим песочные домики! У каждого будет свой домик: у одного – как бы средневековый замок, у другого – городской многоквартирный дом, у третьего – простой деревенский домик». Дальше, по ходу игры, ведущий комментирует процесс, эмоционально заряжая и поддерживая участников. После окончания игры участники обсуждают, как они себя чувствовали, как изменилось их внутреннее состояние, понравилось ли им это упражнение и др. Упражнение «Дипломатический прием»Если занятие по педагогическому тренингу посвящено развитию у учителей способности создавать эмоционально теплую, располагающую к открытости и доверию атмосферу в общении, для разминки можно использовать данное упражнение. Психолог призывает участников встать в круг и рассчитаться: «Первый-второй, первый-второй... и т.п.» Все первые номера приобретают в игре статус «иностранных гостей». Вторые номера – «дипломатические работники». Задается такой сценарий: «Вы встречаете в аэропорту иностранного гостя из дружественной страны. В течение пяти минут необходимо сделать так, чтобы ваш гость почувствовал себя комфортно, в центре внимания и заботы». Фиксируя время, члены группы разбиваются на пары и в каждой паре начинается разговор. По истечении пяти минут в группе обсуждаются такие вопросы: «Кто из иностранных гостей почувствовал к себе искреннее и теплое внимание?»; «О чем вы говорили?»; «В разговоре вам было свободно или вы были смущены?» и т.д. Категория: ПРОГРАММЫ ТРЕНИНГОВ Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|