|
Программа работы психолога в пионерском лагереНа этом этапе психолог все чаще сталкивается с отрицательными психическими состояниями ребят, вызванными длительным отрывом от дома. Особенно часто это встречается в младших отрядах у детей, выросших в условиях постоянной родительской опеки. Таких ребят надо чаще привлекать к активному участию в лагерной жизни, тщательно следя за тем, чтобы дело было им по силам, не снижало, а, наоборот, повышало их самооценку. Продолжается также работа по развитию коллективных взаимоотношений в отряде. Психолог организует контроль за тем, чтобы воспитатели не препятствовали проявлению ребятами инициативы и чтобы весь отряд участвовал в обсуждении и выполнении выдвинутых предложений. Психолог должен также содействовать созданию в дружине атмосферы нетерпимости к явлениям расхлябанности, неорганизованности, недисциплинированности со стороны отдельных ребят. В данном случае психолог может помочь активу отряда найти наиболее яркие и легко запоминающиеся правила, способные активизировать борьбу за организованность и коллективизм (например, в форме поговорок: «Один за всех – все за одного», «Видишь, товарищ отстает – помоги» и т.д.). При этом необходимо помнить, что одним из самых сильных методов воздействия на ребят является общественное мнение. Значение общественного мнения как регулирующего и дисциплинирующего фактора состоит прежде всего в том, что постоянно функционируя, оно становится условием и средством воспитания сознательной дисциплины, без которой невозможна общая работа, единые условия по достижению значимых целей, развитие и продвижение коллектива вперед. Именно психологическая служба должна занимать главенствующую позицию в формировании общественного мнения. Немаловажное значение здесь имеют совместные беседы, конференции, диспуты, обсуждения кинофильмов. Учитывая возраст ребят старших отрядов, психолог должен ориентировать персонал пионерского лагеря на предвидение возможности возникновения определенных отношений между мальчиками и девочками. Вероятно, следует удовлетворить взаимное любопытство ребят в беседах, рассматривающих любовь как социально-психологический феномен, оценивая его основные характеристики, сравнивая уровень развития личности и ее способность к эмоциональному созвучию (к синтонности). Психологу следует раскрыть ребятам онтогенез и функции любви, ее влияние на психические и соматические состояния, на формирование личности. Ребята, отобранные для специальных занятий, на этом этапе включаются в группу, участвуя в тренинге общения, игровой психотерапии, осваивая аутотренинг. Этап подготовки к расставанию (с 18-го по 24-й день от начала смены). Цель: Повышение дисциплинированности, анализ происшедших перемен, разработка программы дальнейшей деятельности персонала и самовоспитания ребят. Рекомендуемые методики и приемы: Беседа; внушение; самоанализ; анкета-оценка лагерной жизни и др. Как правило, именно на этот этап приходится наибольшее количество случаев нарушений дисциплины, выхода ребят из-под контроля воспитателей. Соответственно психологом должны быть продуманы мероприятия, снимающие психологическое состояние временности пребывания, которое вызывается скорым отъездом и порождает излишнее возбуждение. Необходимо обеспечить, чтобы ребята сильнее ощутили свою общность, принадлежность одним и тем же идеалам и стремлениям. Они должны почувствовать, что их тяга друг к другу усилится после расставания. Это заставит ребят задуматься о возможностях встреч вне лагеря, переписке между собой, о том, как хорошо бы организовать такие отношения в своей школе, классе, дворе. В группе специальной психологической помощи в этот период проходят заключительные занятия, в ходе которых ребята анализируют те сдвиги, которые произошли в течение лагерной смены, разрабатывают индивидуальные программы дальнейшего самовоспитания. Действенность данной программы обеспечивается созданием прочной установки на положительный идеал, который бы сохранился у ребят долгое время и после того, как они покинут лагерь. Одной из важнейших задач, стоящих перед психологической службой в конце лагерной смены, является выяснение того, что понравилось ребятам в лагере, что нет. Узнать их мнение поможет прямая откровенная беседа, короткая анкета или сочинение на данную тему. Анализ результатов подобного исследования позволит руководству пионерского лагеря своевременно регулировать свои отношения с ребятами, намечая новые мероприятия и корректируя старые. Помимо этого, в течение всего срока пребывания в пионерском лагере психолог должен предусмотреть ежедневные консультации сотрудников лагеря, организацию в отрядах через воспитателей и вожатых игр и мероприятий с психологическим содержанием, развивающих как отдельные психические процессы, так и психологическую компетентность личности в целом; руководство лагерным кружком «Юный психолог»; подбор музыкальных произведений для лагерного радиовещания в соответствии с необходимым эмоциональным настроем и т.д. Следует отметить, что приведенная выше программа работы психолога в пионерском лагере, естественно, не может охватить всего многообразия проблем, с которыми предстоит столкнуться психологической службе в лагере. Более того, как показала практическая апробация некоторых положений данной программы, разработанные и запланированные психологической службой мероприятия должны гибко применяться к условиям каждого конкретного пионерского лагеря, при этом, одни из них могут значительно расширить свои временные рамки и углубить содержание, а другие могут не проводить совсем. Использование данной программы позволяет предоставить соскальзывание деятельности практического психолога к работе по сложившемуся, к сожалению, стереотипу «скорой помощи». Программа работы психолога в пионерском лагере предназначена для определения основных направлений и последовательности этапов психодиагностики и психокоррекции ребят, прибывших на отдых с целью их максимального психического и личностного развития. Категория: ПРОГРАММЫ ТРЕНИНГОВ Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|