Программа «Я вижу мир» для индивидуального сопровождения детей младшего школьного возраста с патологий зрения
Facebook
Twitter
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Известно, что начало обучения в школе – переломный этап в жизни любого ребенка. В этом время резко меняется образ его жизни и тип деятельности. Для первоклассников же с нарушением зрения новая роль ученика зачастую становится источником еще больших физических и эмоциональных нагрузок. На общие трудности перехода от дошкольного детства к обучению в школе наслаиваются проблемы, вызванные зрительным дефектом. У детей с нарушением зрения зрительное восприятие протекает в условиях обедненной зрительной среды, они испытывают серьезные трудности в определении цвета и цветового тона, яркости, контрастности, а также формы, величины и пространственного расположения предметов. Детям сложно различить нескольких объектов, одновременно опознать их. Недостатки зрительного восприятия отрицательно влияют на развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д.) младших школьников, что значительно затрудняет учебно-познавательную деятельность. Трудности связаны как с темпом учебной работы, так и с качеством выполнения учебных заданий. Все это неизбежно ведет к низкой успеваемости, а ситуация неуспеха зачастую перерастает в негативные эмоциональные состояния, что снижает положительную мотивацию учебной деятельности и может стать причиной формирования отрицательных качеств личности детей.
Программа «Я вижу мир» является дополнительной, обеспечивающей индивидуальное сопровождение детей младшего школьного возраста с патологий зрения. Она может быть реализована дефектологом, психологом или педагогом, которые специально подготовлены для работы с детьми в условиях оборудованной сенсорной комнаты.
В программе используются методики групповой и индивидуальной коррекционной работы по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. Работа может проводиться с детьми и коррекционных, и общеобразовательных классов начальной школы.
Цель программы – коррекция и развитие зрительного восприятия у младших школьников с нарушением зрения с помощью оборудования сенсорной комнаты.
Задачи программы:
развивать и совершенствовать предметность восприятия детей через уточнение их зрительных предметных представлений;
учить детей узнавать предметы, предложенные для восприятия в разных вариантах, выделять признаки опознания предметов;
через освоение пространственных представлений развивать у детей восприятие глубины пространства, способность в нем ориентироваться;
совершенствовать зрительно-моторную координацию детей с нарушениями зрения.
Основные этапы организации работы:
Предварительный этап:
изучение анамнеза каждого ребенка в классе;
заполнение карты развития ребенка.
Диагностический этап:
выявление уровня развития зрительного восприятия каждого ученика в классе;
получение объективных данных о состоянии зрительного восприятия и зрительных функций, которые подлежат в дальнейшем коррекционно-развивающему воздействию.
Коррекционно-развивающий этап:
осуществление коррекционно-развивающей работы с применением специальных психолого-педагогических средств и оборудования для коррекционных занятий по развитию и коррекции зрительного восприятия через индивидуально-групповую работу;
динамическое наблюдение учеников специалистами психолого-педагогического сопровождения.
Заключительный этап:
отслеживание динамики развития зрительного восприятия школьников.
Программа «Я вижу мир» включает 10 занятий, направленных на коррекцию и развитие зрительного восприятия. Первое и последнее занятия – диагностические.
Занятия проводятся один раз в неделю. Длительность занятия 30-40 мин, через каждые 10 мин проводится зрительная гимнастика или физминутка.
На каждом занятии упражнения повторяются с использованием более сложного материала и в новых условиях с учетом индивидуальных особенностей детей.
Примерная структура занятия:
Организационная часть. Игры и упражнения, помогающие снять психоэмоциональное напряжение, развить коммуникативные способности.
Содержательная часть:
игры, упражнения, задания на восприятие признаков и свойств предметного мира;
задания, развивающие активность, целостность, константность, дифференцированность восприятия на основе наглядно-практических, наглядно-образных действий с использованием оборудования сенсороной комнаты.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.