|
Организационная структура занятия по педагогическому тренингуРазминка заканчивается, если психолог видит, что участники группы стали свободнее и раскованнее в действиях и словах, у них потеплели глаза, а в группе возникла дружелюбная атмосфера. Обычно разминка занимает примерно 10-15% общего времени занятия. Так, если последнее имеет общую продолжительность 3 часа, то разминка должна длиться 20-25 минут. Основной этап – собственно педагогический тренингВыполнение основной части занятия осуществляется в определенной последовательности, которую в учительской аудитории нарушать не рекомендуется. Построение модели профессиональной ситуации. Для проигрывания психолог предлагает группе проблему, моделирующую ту или иную ситуацию из их профессиональной деятельности. Например, нужно воспроизвести беседу учителя с подростком, который нарушил дисциплину и сорвал урок. Группа садится амфитеатром и на импровизированной сцене ставятся стол и два стула. Один из учителей играет подростка, а другой – учителя. Обсуждение. После проигрывания ситуации начинается общее обсуждение. Каждый член группы высказывает свое мнение и дает оценку происходившего. Психолог стремится к тому, чтобы выявить у членов группы ситуации, аналогичные проигранной. Учителя обмениваются мнениями, как надо действовать в подобных обстоятельствах. Проигрывание реальной ситуации. При обсуждении на тему «Что я делаю в такой ситуации» выделяются один-два случая, которые вызывают затруднения у учителей. Психолог предлагает проиграть в группе эти ситуации. Схема остается прежней. Обсуждение «Что нужно делать». При анализе ситуаций, взятых из реального опыта учителей, психолог направляет их внимание на поиск таких способов общения с учениками, с помощью которых можно получить положительный педагогический результат. Между учителями осуществляется активный обмен ОПЫТОМ. При этом психолог объясняет своим слушателям, как следует психологически грамотно действовать в данных ситуациях. Проигрывание ситуации «Как надо делать». После нахождения эффективных способов педагогической деятельности желательно предложить группе ситуацию, которую они могли бы попробовать проиграть, применяя найденные при групповом обсуждении новые способы и приемы работы. Далее участники могут порассуждать, насколько успешно были реализованы найденные группой новые профессиональные средства. Основной этап занятия должен занимать примерно 70% его общего времени. Если занятие имеет продолжительность 3 часа, то основной этап – примерно 2 часа. Заключительный этап – позитивное окончание занятияДанный этап состоит из двух основных частей. В первой обсуждается, что произошло на занятии (групповая рефлексия). Основное внимание психолог направляет на то новое, что приобрели члены группы: новые знания, новый опыт и навыки работы. Как они оценивают общую организацию занятия? Какие пожелания для ее усовершенствования они могут высказать? Групповая рефлексия может занимать примерно 15% общего времени занятия. Если оно длится 3 часа, групповая рефлексия – примерно 27-30 минут. Во второй части заключительного этапа организуется обмен оптимистичными, радостными и приятными для всех членов группы пожеланиями и выражением благодарности за поддержку. Обычно психолог обращается к группе: «Что бы вы хотели сказать всем перед уходом? Возможно, вам бы хотелось кого-то поблагодарить за понимание и поддержку или самому выразить слова поддержки?» Если групповая рефлексия прошла напряженно и переросла в спор, где обнаружились противоположные точки зрения, МОЖНО предложить упражнение «Унисон», способствующее групповой консолидации. Упражнение «Унисон»Члены группы встают вместе в круг, держась за руки, и начинают напевать с закрытым ртом какую-либо ноту, постепенно двигаясь к центру круга и сближаясь. Они должны нащупать общую тональность и единую ноту своего звучания, т.е. пропеть в унисон. Ощущение единства возникает тогда, когда рождается общий хор, тянущий одну ноту. Если же в ходе тренинга наблюдается игровая усталость, необходимо использовать упражнение, активизирующее участников и задающее у них общее положительное настроение. Решению такой задачи поможет упражнение «Скажи приятное». Каждому участнику предлагается выразить либо группе в целом, либо отдельному ее члену поддержку, сочувствие или симпатию. Позитивное окончание занятия или вторая часть заключения должна занимать 3-5% общего времени. При 3-часовом занятии это могут быть 10-19 минут. При организации занятия по педагогическому тренингу в описанной последовательности желательно избегать перерывов, когда участники группы выходят из помещения на длительное время. Необходимо также устранить все внешние мешающие факторы: отключить телефон, убрать внешние шумы, плотно закрыть дверь и т.п. Категория: ПРОГРАММЫ ТРЕНИНГОВ Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|