Тренинг общения как форма повышения толерантности и профилактики агрессивного поведения

После любого упражнения необходим разговор о чувствах, испытанных каждым из участников. Именно чувства, а не теоретический материал являются основой приобретения жизненного опыта. Далее следует работа по теме «Описание своих достоинств и недостатков». Каждый член группы немного рассказывает о том, каковы сильные и слабые стороны его личности. Как правило, на первом занятии участники описывают себя всего в трех-четырех категориях, причем у некоторых описание недостатков возможно будет преобладать. Поэтому психолог может попросить других членов группы дать кому-либо из таких участников положительную характеристику из того, что сразу бросается в глаза. Это способствует сплочению группы и повышает самооценку тех, кто нуждается в этом.

Разговор о самоуважении – первый шаг к тому, чтобы принять себя таким, каков ты есть. Любовь к себе – основа любви к другим людям. Только человек, внутренний мир которого достаточно гармоничен, может объективно оценивать других людей, терпимо относиться к их недостаткам, прощать себе мелкие ошибки, развивая отношения с другими. Самоуважение – это надежный щит от разного рода манипуляторов, использующих наши слабости и комплексы неполноценности для достижения своих целей. Если мы чувствуем себя задетыми чьими-то неуважительными словами, то начинаем оправдываться, защищаться. Очень часто это выглядит жалко. Лучшая защита в этом случае – умение отшутиться, не показать, как глубоко мы задеты сказанным. Поэтому вырабатываем защиту от негативных воздействий: упражнение на обмен критикой и ответами.

Обсуждение проработанного с точки зрения контроля над эмоциями покажет, насколько глубока связь нашего мнения о себе с нашим эмоциональным состоянием.

Работа по теме «Почему я себе не нравлюсь» дает возможность оценить ситуативный аспект самооценки. Участники группы должны припомнить, в каких случаях они чувствовали себя успешными и удачливыми, а когда – никчемными неудачниками. Общение с кем привело их к такой мысли? Кто был хозяином ситуации? Что помешало достижению успеха? Надолго ли сохранилось в памяти воспоминание об этой ситуации?

Темы первого занятия заставляют многих участников группы задуматься о роли других в их личностном самосознании, и это является первым шагом на пути к умению вставать на точку зрения другого, к принятию того факта, что логика другого человека не всегда совпадает с твоей собственной, что мнение о себе может оказаться проекцией чужого, а личность человека рождается, существует и развивается только в обществе.

Все это является базой для первого домашнего задания: составить перечень своих психологических качеств.

Второе занятие. Обсуждается роль общения в повседневной жизни и необходимость специальной работы, обучение навыкам эффективного общения. Рассматриваются уровни и позиции в общении.

Занятие начинается с упражнения «Падаем в кругу друзей». Затем проводится обсуждение домашнего задания с точки зрения полноты списка психологических качеств, перечисленных участниками, уровня самооценки, качеств, которые являются положительными в их глазах. При этом психолог держит в руках собранные домашние задания и, не называя имен, прочитывает ответы, которые затем обсуждаются.

От качеств, присущих разным людям, переходим к уровням общения по А.Б. Добровичу: примитивный, манипулятивный, игровой, деловой, духовный.

Обсуждаются примеры, приводимые участниками из своего опыта.

В каких ситуациях используются преимущественно низшие уровни общения?

Выполняют ли они какую-нибудь полезную функцию?

В чем преимущества высших уровней общения?

Обсуждение позиций в общении может быть предварено каким-либо литературным примером из произведений А.Н. Островского, А.П. Чехова, А.С. Грибоедова, т.е. цитатой, близкой той или иной аудитории. Теоретическое обоснование выделения позиций Ребенка, Родителя и Взрослого можно найти в книгах Э. Берна и А.Б. Добровича (см. ранее). Участники группы приводят примеры разных соотношений этих позиций. Обсуждается неизбежность конфликта при сочетании позиций Родитель – Взрослый, Родитель – Родитель, Ребенок – Ребенок и, соответственно, смена позиций при необходимости найти эффективное его разрешение.

Далее следует проигрывание конфликтных ситуаций, которые предлагают участники группы. Они сами распределяют роли, которые хотят играть, и в течение приблизительно 5–8 мин продумывают реплики. Затем происходит проигрывание сцен, и после каждых двух-трех проводится обсуждение:

Что ведет к разрешению конфликта, а что заводит ситуацию в тупик?

При проработке этой темы полезно вернуться к проблеме манипуляции, так как, сознательно управляя позициями в общении, легко заставить человека выйти из себя, оттянуть решение конфликта, причинить боль другому. Перед участниками группы ставится нравственная задача: обеспечить достойное применение полученных знаний. Кроме того, данная информация, по существу, является жизненно важной для лиц со слабым типом нервной системы, эмоциональных, зависимых и легко управляемых.

Третье занятие. Занятие посвящено теме общения как ролевого поведения. Занятие начинается с упражнения «Падаем в кругу друзей». Затем проводится обсуждение стереотипов поведения в различных жизненных ситуациях.

Стереотипы поведения – это роли, которые мы играем во взаимоотношениях с другими людьми. Например, в отношениях друзей поддержка друга не есть поддержка правого мнения; в отношениях родитель – ребенок хорошая мать обязана проявлять заботу, осуществлять контроль над поведением, следить за школьными оценками, материально обеспечивать, не обязана быть подругой своему ребенку, поэтому доверительные отношения между отцами и детьми воспринимаются как привлекательная редкость. Отношения начальник – подчиненный, покупатель – продавец, преподаватель – студент, учитель – ученик, библиотекарь – читатель – все это примеры стереотипов поведения, т. е. сложившихся в обществе требований по отношению к поведению тех или иных его членов.

Затем проводят обсуждение функций стереотипов и спрашивают мнение участников.

Маски – более примитивные образования, они менее структурированы и больше связаны с контекстом ситуации: маска сочувствия, маска клоуна, маска дружелюбия, маска волка или зайца помогают нам достойно разрешить ту или иную ситуацию.

Выход за рамки ролевого поведения необходим в случаях кризиса: рано или поздно человек перерастает эти рамки; возможен конфликт между ролями, которые приходится играть одновременно.

Приведем примеры ролевого поведения и масок со стороны участников. Ролевые игры на осознание поведенческих стереотипов:

Просмотров: 9312
Категория: ПРОГРАММЫ ТРЕНИНГОВ




Другие новости по теме:

  • Арт-терапевтический тренинг по формированию осознанного отношения к процессу самопознания
  • Игра «Дистанция»
  • Игра «Мне необходима помощь!..»
  • Игра «Самокритика»
  • Игра «Стили лидерства»
  • Игра «Угадай стиль общения»
  • Игра «Харизматическая личность»
  • Игра «Эмоции»
  • Кодекс общения участников групповой работы
  • Организационная структура занятия по педагогическому тренингу
  • Правила работы в группе
  • Программа реабилитационной направленности для подростков и молодежи с дезадаптивным поведением «Жизненные навыки»
  • Программа социальной адаптации девиантных подростков
  • Психодрама «Воображаемая социограмма»
  • Разминка «Увеличительное стекло»
  • Тренинг общения и межличностные отношения
  • Тренинг по улучшению общения и эмоциональной разгрузкев группе
  • Упражнение «Автопортрет»
  • Упражнение «Искусство ответить Нет»
  • Упражнение «Контакт масок»
  • Упражнение «Кто я?»
  • Упражнение «Моя пара»
  • Упражнение «Первая проба на роль»
  • Упражнение «Поведенческие контракты»
  • Упражнение «Реклама»
  • Упражнение «С чужого голоса»
  • Упражнение «Способность к творчеству»
  • Упражнение «Экспериментирование с движением» (по системе Р. Лабана)
  • Упражнение «Экспериментирование с движениями»
  • Упражнения по репетиции поведения



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь