|
Программа работы психолога в пионерском лагереПсихолог должен заботиться о том, чтобы распределение детей по отрядам не было слишком жестким и однозначным. По крайней мере в первые три дня пребывания в пионерском лагере, если атмосфера группы не удовлетворяет их, то ребенок должен иметь возможность перейти из одного отряда в другой. Задачей психолога на этом этапе является помощь воспитателям в выявлении таких трудно адаптирующихся детей, выяснение их особенностей и, если это необходимо, то перевод их в другие отряды. На этот же этап выпадает сложная задача выбора ребят, которые должны стать во главе отрядов и всей дружины. Важность этого момента обусловлена необходимостью определения подлинного лидера, способного в кратчайший срок завоевать авторитет у большинства ребят. Очень спорным является использование традиционного способа выдвижения на эти должности ребят, которые занимались подобным делом в школе, так как совершенно невозможно оценить объективность применяемого там принципа выборов и результаты их работы. Во избежании возможных конфликтов персоналу пионерского лагеря под руководством психолога целесообразно опираться на известные в психологии методы выявления лидеров, а если лидеров окажется несколько, то следует устроить выборы. Этап адаптации (с третьего по шестой день пребывания в пионерском лагере). Цель: Определение детей, нуждающихся в психологической коррекции. Выявление личностных особенностей детей. Разработка программ индивидуальных воздействий. Рекомендуемые методики и приемы: Экспресс-методы оценки личности (проектный рисунок; тест Люшера или др.); методы оценки психологического климата в отряде (цветопись; анкета; шкала или др.). На втором этапе основная задача психологической службы – помочь воспитателям отряда определить индивидуальные особенности ребят, выработать к ним индивидуальный подход и добиться скорейшего сплочения в коллектив. Осуществление этого достигается через проведение воспитателями отрядов массовых обследований ребят с помощью распространенных экспресс-методик. Одним их таких приемов является проективный рисунок: тесты «Несуществующее животное» или «Дом, дерево, человек». При этом воспитатели, выступая в роли помощников психолога, отбирают совместно с ним те рисунки, на которых необходимо обратить особое внимание. Не представляет сложности и проведение воспитателем на этом этапе опроса детей в форме различных игр в вопросы и ответы с фиксацией наиболее необычных, неординарных реакций и последующим разбором их с психологом. В психологической службе должны быть заготовлены алгоритмы выдачи рекомендаций воспитателям по управлению отрядом на основе анализа полученных данных. По результатам массового опроса и наблюдениям воспитателей определяется основной круг детей, с которыми непосредственно предстоит работать сотрудникам психологической службы. Прежде всего сюда включаются дети с повышенной тревожностью, неадекватной самооценкой, имеющие трудности в общении, излишне агрессивные и вспыльчивые, с некоторыми расстройствами познавательной сферы, дети с отклоняющимся поведением, имеющие различные комплексы, безответственные, слабовольные, склонные к чрезмерной фантазии и вранью, с нарушенной адаптацией, нарушениями сна — в общем все те, кого за неделю пребывания в пионерском лагере воспитатели условно зачислили в группу «трудных». Этап индивидуализации (с шестого по 12-й день пребывания в пионерском лагере). Цель: Контроль и коррекция психологического климата в отрядах. Индивидуальная работа с выявленным контингентом. Формирование психотерапевтических групп. Рекомендуемые методики и приемы: Методы оценки психологического климата в отряде; углубленные методы исследования личности; беседа; убеждение; внушение. Начало третьего этапа работы психологической службы совпадает со стабилизацией лагерной жизни, вхождением ее в относительно привычное спокойное русло. Здесь основное внимание уделяется контролю за уровнем психологического климата в отрядах. Для проведения данной процедуры психолог может использовать опыт А.Н. Лутошкина, апробированный в пионерском лагере «Комсорг», когда каждый ребенок ежедневно описывал свое эмоциональное состояние с помощью цветописи. Подобную оценку можно получить и с помощью различных шкал, применяемых в соответствии с возрастными особенностями ребят. Проводимый контроль эмоциональной атмосферы в отрядах позволяет психологу прогнозировать дальнейшее развитие внутригрупповых процессов и соответствующим образом корректировать их с помощью подбора и перестановки лагерных мероприятий. Параллельно психолог начинает психокоррекционную работу с детьми, имеющими различные отклонения. Следует отметить, что, приступая к индивидуальной работе с детьми, сотрудники психологической службы должны находиться на реалистических позициях и учитывать возможности кратковременных психотерапевтических воздействий. Основной задачей индивидуальной работы является установление доверительных отношений с ребятами, выявление индивидуальных особенностей их отклонений и причин, вызвавших эти отклонения. Работа начинается с индивидуальных встреч, бесед, выборе удобного для каждого ребенка времени посещения психологической службы. В процессе индивидуальной работы психолог разрабатывает программы самовоспитания, рекомендует ребятам что читать, какие лагерные мероприятия им посещать необходимо в первую очередь, а во время каких им лучше прийти в кабинет к психологу на беседу или заняться другим, предложенным только им, делом. Естественно, что назначенные психологом мероприятия должны быть доведены до сведения воспитателей и вожатых отрядов. В конце третьего этапа для проведения психокоррекционной работы с большой эффективностью ребята объединяются в психотерапевтические группы для дальнейших занятий. Как правило, для снижения уровня психологической напряженности и улучшения процедуры самоанализа психолог рекомендует ребятам вести дневник самонаблюдения. Этап интеграции (с 12-й по 18-й день пребывания в пионерском лагере). Цель: Направление коллективной деятельности отрядов и работы психотерапевтических групп. Коррекция отрицательных психических состояний, вызванных длительным отсутствием дома. Рекомендуемые методики и приемы: Методы оценки психологического климата в отряде; беседа; внушение; игровая терапия; аутотренинг и др. Категория: ПРОГРАММЫ ТРЕНИНГОВ Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|