с детьми подготовительной группе «Солнышко»
Подготовили воспитатели:
- Киреева Любовь Павловна
- Кузнецова Елена Александровна
Г. Морозовск 2019 г Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №37 «Колобок»
Цель: Знакомство детей с Христианским праздником Светлой Пасхи и его обычаями на Донской земле.
Скачать конспект
Задачи:
- Формировать представления детей о весне и типичных весенних явлениях в природе, используя знаково-символическую систему (мнемотехнику), художественное слово, музыкальные произведения.
- Расширять знания детей о православном Пасха на Дону (история чистого четверга, церковная служба на Пасху, колокольный звон, блюда на Пасху, традиция красить яйца).
- Познакомить детей с техникой декупаж, для украшения пасхальных яиц.
- Формировать умение планировать свои действия в определённой последова-тельности при украшении пасхальных яиц.
- Упражнять детей в умении аккуратно пользоваться клеем и кисточкой, про-должать формировать навык аккуратной работы.
- Расширять и активизировать словарь детей (чистый четверг, церковная служба, колокольный звон).
- Развивать у детей художественно-творческие способности в процессе художественной деятельности, строить художественный замысел.
- Поддерживать в детях чувство пасхальной радости, ощущение причастности к культуре донского края.
- Воспитание уважения к традициям религиозных праздников на Дону.
- Воспитывать доброе отношение, культуру речевого общения друг с другом, с воспитателем.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Предварительная работа: подготовка выставки по теме «Встречаем Пасху!», беседы о народных традициях, чтение детской Библии, детских рассказов. Виртуальная экскурсия в храм, знакомство с иконами.
Прослушивание Библейских записей, рассматривание иллюстраций.
Материалы и оборудование: Музыкальная фонограмма П.И. Чайковского «Времена года», «Марш гусар», «Песнопение Пасхи», «Пасху радостно встречаем».
Курень с домашней утварью, колокольная звонница. Проектор, экран, ноутбук, презентация по теме НОД. Весь материал для самостоятельной, творческой работы детей. Конверт с пригласительным, с заданиями: таблица «Вес-на»; мнемотаблица; набор открыток; пазлы.
Ход образовательной деятельности:
Дети получают конверт с приглашением от незнакомца.
Воспитатель (читает): «Дорогие ребята! Я Вас приглашаю к себе в гости». Не понятно, кто приглашает? Куда? Читаем дальше… Попасть ко мне не просто, для этого нужно всего-ничего, выполнить некоторые задания и тогда Вы сразу догадаетесь, кто я и где я. Интересно, кто это? А Вам ребята?
Задание №1: таблица «Весна».
Воспитатель: Ой, смотрите, здесь есть таблица, которую нужно заполнить. Кто может прочесть её название?
Дети (читают самостоятельно): «Вес-на».
Воспитатель: Каждому из нас предстоит называть примету весны и отметить «галочкой» в таблице.
Дети заполняют самостоятельно таблицу.
Задание №2 Мнемотаблица (стихотворение о весне)
Воспитатель: «Нам предлагают, каждому из нас с помощью рисунков мнемо-таблицы, прочитать по одной строчке из этого, знакомого нам стихотворения».
Задание №3 «Музыкальная пауза»
Воспитатель: А в этом задании просят прослушать фонограммы двух фрагментов из музыкальных произведений с тем, чтобы определить, какой из них по настроению больше подходит к данному стихотворению?
Дети прослушивают музыкальные фонограммы:
- П.И. Чайковского «Времена года»;
- «Марш гусар».
Воспитатель: Композитор П.И. Чайковский назвал своё произведение «Весна», посвящено оно месяцу апрелю. С первых аккордов этого произведения, слышится уверенная поступь весны.
Весна приходит не одна,
а с русскими народными праздниками.
Вот пришла, Весна – веснянка,
С солнышком и ливнями
С праздниками дивными.
Задание №4 «Праздники» (набор поздравительных открыток)
Воспитатель: Нам предлагают среди всех поздравительных открыток выбрать только весенние праздники. Какие праздники отмечаются весной?
Дети выбирают открытки только весенних праздников, называют их.
Воспитатель: Нет лишь открытки с «Пасхой»?
Дети находят открытку с поздравлением с Пасхой.
Вопрос: «Открытку, какого, нами ожидаемого праздника забыли нам поло-жить?»
Дети: «Светлая Пасха»
Задание №5 «Пазлы» (казачий курень и фото Е.А. в казачьем костюме)
Воспитатель: Осталось последнее задание, последняя надежда. Нужно очень постараться, иначе мы так и не узнаем, кто и где нас ожидает.
Дети сложили пазлы, определили, что неизвестный — это воспитатель Елена Александровна, в роли казачки. А ждёт она нас в курене.
Воспитатель: В путь, теперь мы знаем к кому идём и куда!
Дети подходят к мини-музею «Казачий курень». Встречает их Казачка Елена Александровна.
Мини-музей «Казачий курень»
Дети: Здорово ночевали?
Казачка: Слава богу! Вижу вы получили моё приглашение, выполнили все мои задания. Сегодня я хозяйка куреня. А вы знаете, какими словами приветствуют друг друга на Пасху?
Дети: «Христос воскрес» и «Воистину воскрес».
Казачка: А пригласила Вас, чтобы рассказать о сегодняшнем дне.
В этот день порядок в доме,
Дружно весь народ наводит,
Убирают и стирают,
Всё от хлама очищают!
Ванну принимают с пеной,
Что за день такой в недели?
Дети: Чистый Четверг
Казачка: Великий Четверг традиционно называют «чистым», в этот день каждый православный человек стремится очиститься духовно, причаститься. В Чистый Четверг широко распространен народный обычай очищения водой — купание в проруби, реке, озере или обливание в бане до восхода солнца при этом читали молитву. Когда купали младенца, приговаривали (казачка, купая куклу-младенца, приговаривает): «Чистый Четверг, прошу тебя помочь мне избавиться от болезней и недугов. А ты природная вода унеси всё плохое собой в синее глубокое море. Пусть моё тело станет сильным и здоровым, а душа радостью от этого наполнится. Аминь». В этот день убирали в избе, всё мыли и чистили. Люди убирали дворы, скребли и чистили дом, ходили в баню. Вот и я уже избу убрала, украсила весенними цветами. А вы знаете, какие традиционные блюда готовят на Пасху?
Дети: пасхи, куличи, блины, мелкие изделия из муки с изображением крестиков, барашков, петушков, курочек, голубков, жаворонков, а также медовые пряники.
Казачка: Начиная с Чистого Четверга готовились к праздничному столу, красили и расписывали яйца. По древней традиции крашеные яйца укладывали на свежую проросшую зелень овса, пшеницы, которые специально заранее проращивали для праздника. Для крашения яиц применяли луковую шелуху. Вот и я не устояла и уже покрасила яйца. А вы знаете, как называются такие яйца?
Дети: крашенки и крапанки
Воспитатель: Дорогие ребята, а ведь и у нас с Вами тоже дел невпроворот. Так давайте не будем нарушать традиции Чистого Четверга и как положено, украсим оставшиеся яйца. Я хочу предложить вам украсить яйца по- новому, украсить бумажными салфетками в технике декупаж. Приглашаю вас в нашу художественную мастерскую.
Дети занимают места в художественной мастерской.
Воспитатель: В настоящее время самым популярным материалом стали трехслойные салфетки, поэтому декупаж получил название – салфеточная техника. Итак, казалось бы, а что можно украсить бумажными салфетками? Декупажем можно оформить практически все, что подскажет нам наша фантазия: цветочные горшки, вазы, тарелки (декоративные, стаканы, разделочные доски (деревянные или пластмассовые). Даже одежда и обувь может быть украшена вами на свой вкус. Главное, что все вещи получатся красивые, яркие и могут служить подарком к празднику.
Воспитатель демонстрируется наглядные примеры работ в технике декупаж.
Воспитатель: Вырезаем из салфетки пасхальные мотивы. Снимаем нижние два слоя. Они нам не нужны. Нам нужен сам рисунок. Я взяла самую обычную салфетку. Очень понравился рисунок. Начинаем наклеивать. Но есть маленькая проблема – у нас нет клея!!! Что делать?
Предложения детей
Воспитатель: В старину использовали белок яйца как клей. Посмотрите, как я сейчас сделаю нам клей из яйца.
Воспитатель разбивает яйцо и отделяет белок от желтка. Потом взбивает белок.
Воспитатель: Вот и получился у нас клей. Потом берем часть салфетки, при-кладываем салфетку к поверхности яйца. Смазываем белком яйца, хорошенько её им пропитывая. Приклеиваем маленькими участками, постепенно. Кисточкой промазываем и разглаживаем морщинки, которые образуются, выгоняем пузырьки воздуха. Делаем это очень осторожно, так как салфетка сама по себе тонкая, а мокрая рвётся очень быстро. Даём высохнуть. Главное правило: «Поспешишь — людей насмешишь».
Пальчиковая гимнастика.
Прежде, чем рисовать
Нужно пальчики размять.
Указательный и средний,
Безымянный и последний
Поздоровались с большим.
А теперь потрем ладошки
Друг о друга мы немножко.
Кулачки разжали – сжали,
Кулачки разжали – сжали.
Вот и пальчики размяли.
А сейчас мастера
За работу всем пора.
Дети занимают места за столами, приступают к работе.
Самостоятельная деятельность детей.
Звучит музыкальная фонограмма П.И. Чайковского- «Времена года».
Физминутка. Игра «Гори, гори ясно»
После игры дети заканчивают работу
Во время деятельности детей воспитатель помогает детям советами, обращает внимание на образцы, напоминает об аккуратности.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие замечательные пасхальные яйца у нас получились. Каждый из вас старался, и у каждого получилось уникальное яйцо!
Ваши пасхальные яйца получились необыкновенно красивыми, очень разные и непохожие друг на друга. После того как ваши пасхальные яйца подсохнут, вы заберете их домой и подарите своим родным. Ваши родные будут рады такому подарку, потому что он сделан своими руками и от души.
«Как люблю я праздник Пасхи!
Приготовлюсь к четвергу –
Бабушка яички красит,
Я ей тоже помогу.
На скорлупке хрупкой, тонкой
Для людей, для красоты,
Крашу кисточкой тихонько:
Крестик, солнышко, цветы.
В светлый праздник Воскресенья
Подарю своим друзьям
По яичку с поздравленьем
И скажу: «Раскрасил сам!»
|