Автор занятия: Рогозина Галина Анатольевна, воспитатель первой квалификационной категории.
Цель: Ознакомление детей с естественно- научными представлениями.
Задачи:
обучающие: — обогащать знания детей о многообразии животного мира;
- учить различать и называть характерные особенности среды гнездования животных
- совершенствовать характер и содержание обобщенных способов обследования предметов с помощью сенсорных эталонов
- закреплять особенности внешнего строения животных
- продолжать учить читать схемы.
Развивающие: — развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности;
- связную и разговорную речь.
Воспитательные: — формировать эстетическое отношение к окружающей действительности;
- воспитывать интерес к познанию.
Словарная работа:
- Вылупляется, насест, кладка, высиживает.
Демонстрационный материал:
- Ноутбук, муляжи яиц, гнезда, картинки животных и птиц, игрушка-инкубатор, фото и рисунки детей.
Ход занятия:
Воспитатель: — Ребята, сегодня в магазине я купила яйца, хотела испечь пирог, открыла, а они какие то непонятные, все разные: маленькие и большие, белые и в крапинку.
(воспитатель выкладывает яйца на поднос перед детьми)
Воспитатель: — А теперь я даже не знаю что с ними делать, можно их кушать или нет? А ваши мамы когда-нибудь покупали такие яйца?
(ответы детей)
Воспитатель: — интересно, чьи они?
(ответы детей)
Воспитатель: — как же нам узнать?
(ответы детей)
Воспитатель: — ребята, у нас есть ноутбук. Давайте обратимся к компьютеру, может он нам поможет ответить на наши вопросы. А чтобы он включился надо сказать волшебные слова.
(дети говорят слова, ноутбук показывает не те картинки)
Воспитатель: — ребята, что то он нам не то показывает. Наверно он нас не понял, ведь это умная машина, может и не понять волшебных слов. Давайте скажем еще раз наши слова шепотом.
(ребенок говорит, ноутбук показывает «правильные» слайды)
Просмотр слайдов
(сравниваем принесенные яйца с изображением на слайдах)
Воспитатель: — ну вот мы с помощью компьютера определили чьи это яйца. Видите ребята, оказывается бывают не только куриные яйца. А знаете что, чтобы получше узнать у кого какие яйца бывают, я вам предлагаю сходить в краеведческий музей. Давайте отправимся в музей и узнаем кто вылупляется из яйца. А чтобы дойти до музея, нам необходимо вспомнить правила поведения в музее. Каждый шаг- это одно правило.
(использование схем)
шаг 1.ребенок: -не мешай другим посетителям -не говори громко.
шаг 2.ребенок: -не шаркай ногами по полу.
шаг 3.ребенок: -закашлявшись, выйди из зала.
шаг 4.ребенок: -не загораживай собой экспонаты.
шаг 5.ребенок: -не навреди самим экспонатам -не касайся их руками, как бы любопытно не было.
Воспитатель: — правильно. Давайте будем соблюдать их. Вот мы и пришли в музей, пожалуйста не расходитесь, будьте внимательны.
(картинки в музее висят задом наперед, поворачиваются после того, как дети назовут это животное).
Воспитатель: -давайте посмотрим чьи это яйца.
Дети: — куриные.
Воспитатель: — правильно. Курица высиживает яйца в соломе на насесте. Каким цветом бывают куриные яйца?
(ответы детей).
-Пройдем дальше. А это чьи яйца?
Дети: — перепелиные.
Воспитатель: -да ребята, это яйца перепелки. Смотрите какие они маленькие и пятнистые. Перепелка откладывает свои яйца в траву. А почему они в пятнышко, как вы думаете?
(ответы детей)
-Наверно чтобы их не было видно в траве. Посмотрите, а чье же это яйцо? Большое и холодное, и почему оно лежит не в гнезде?
Дети: -это пингвинье яйцо.
Воспитатель: — правильно. А где живут пингвины?
Дети: -пингвины живут среди льдов и снегов.
Воспитатель: — да, ребята. Пингвины выводят своих птенцов на берегах замерзших морей, где круглый год все покрыто снегом и льдом. И у пингвинов нет гнезд. Когда они высиживают яйца, то стоят на льду и сжимают их своими лапками, тем самым согревая, за счет своего меха и жировых складок. Ребята, а почему пингвины не строят гнезд?
(ответы детей).
Воспитатель: — потому что они живут среди вечных льдов и яйца попросту замерзнут, лежа на холодной земле. Идем дальше. Как вы думаете это чьи?
Дети: -это крокодильи.
Воспитатель: -да. Крокодилы — опасные хищники, с сильными челюстями и мощным хвостом. Они лежат на берегу реки, нежась на солнце. Все крокодилы -заботливые родители. Они откладывают яйца в песок и охраняют вылупившихся детенышей. Ребята, мы с вами столько узнали, вы не устали, продолжим нашу экскурсию?
Дети: -да.
Воспитатель: -давайте отправимся дальше. Посмотрите, а это чья кладка?
Дети: -змеиная.
Воспитатель: -на свете существует много змей. Большинство змей откладывают яйца в норах или в дуплах, под камнями или упавшими деревьями. Как вы думаете, почему не на дереве? Ведь они могут на него заползти.
(ответы детей)
Воспитатель: -потому что на земле, под ветками им удобнее спрятать их, и маленьким змеенышам легче передвигаться по земле. Пройдем дальше. Ребята, осталась последняя кладка. Чьи это яйца?
Дети: -черепашьи.
Воспитатель: -как вы уже знаете, черепахи защищены твердым панцирем, снаружи остаются только голова, ноги и хвост. Морские черепахи проводят большую часть жизни в океане. Черепаха выползает на берег, выкапывает неглубокую ямку, засыпает яйца песком и возвращается в море. Спустя некоторое время черепашки пробивают скорлупу яиц и выбираются из песка. Маленькие черепашки стараются быстрее добраться до воды. Почему черепаха засыпает яйца песком?
(ответы детей)
Воспитатель: -наверно для того, чтобы хищники их не съели. Ребята, посмотрите какое огромное яйцо! Как вы думаете чье?
Дети: -яйцо динозавра.
Воспитатель: -правильно. Динозавры уже давно вымерли. Они жили много миллионов лет назад. Они обитали только на суше откладывали свои яйца в камнях, на земляных холмиках. Почему именно в камнях?
(ответы детей).
Воспитатель: -потому что растительности было мало, кругом одни камни. Вот мы и посмотрели все экспонаты в музее, узнали много полезного и интересного: -что черепахи и крокодилы где откладывают свои яйца?
Дети: -в песке.
Воспитатель: -а змеи?
Дети: -в ветках упавших деревьев.
Воспитатель: -перепелка?
Дети: -в траве.
Воспитатель: -динозавры где откладывали?
Дети: -в камнях.
Воспитатель: -а пингвины?
Дети: -у них нет гнезд. Они держат яйцо своими лапками.
Воспитатель: -все правильно ребята. А теперь нам пора возвращаться в группу. Раз, два покружись и в группе окажись. Мы с вами побывали в музее, а теперь давайте немножко отдохнем.
физ. минутка "Черепашонок"
Жил один черепашонок очень медленный ребенок: в понедельник он проснулся, а во вторник — потянулся.
в среду тапочки надел, а в четверг обед свой съел. в пятницу пошел гулять, а в субботу сел читать.
в воскресенье он устал, и неделю всю проспал.
Воспитатель: -а давайте поиграем в игру "Назови детеныша".
Игра "Назови детеныша".
Я буду называть животное или птицу, а вы- ее детеныша. Например: я говорю "курица", Оля говорит "цыпленок", а Герман-"цыплята". Понятно?
перепелка-перепеленок-перепелята; пингвин-пингвиненок-пингвинята; черепаха-черепашка-черепашки; змея-змееныш-змееныши;
крокодил-крокодильчик-крокодильчики; динозавр-динозаврик-динозаврики.
Воспитатель: -молодцы ребята, всех детенышей назвали.
(раздается писк).
Ребята, слышите, кто то пищит? Как вы думаете, кто это?
(ответы детей).
Ребята, это в нашем инкубаторе вылупился детеныш! Посмотрите какой он маленький и хорошенький! Чей это детеныш?
(ответы детей).
Вы помните с чего мы начинали? Мы положили яйцо в баночку с водой, и что с ним стало?
(на мольберте висят рисунки детей, сделанные на каждый день наблюдений и дети их комментируют).
Воспитатель: -да ребята, наш эксперимент удался. А сколько дней он длился?
Дети: три дня.
Воспитатель: — правильно ребята, что же мы будем делать с нашим птенцом?
(ответы детей).
Ребята, пусть он немножко подрастет, потом мы его выпустим на свободу. Вот и закончилось наше небольшое путешествие в мир животных. Какой вы сделали вывод из нашего путешествия?
(ответы детей).
Воспитатель: -а вывод такой: что яйца появляются не только из магазина, их несут и курицы, и крокодилы с черепахами, и змеи с пингвинами.
|