Воспитатели:
- Квицинская М.В
- Минина А А
Вологда 2019 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №115 «Акварель»
Цель: закрепление представлений у дошкольников о природных явлениях, знаний детей об облаках.
Задачи:
- Способствовать развитию речи, психических процессов
- Развивать поисковую деятельность
- Развивать творческое воображение, внимание, наблюдательность
- Совершенствовать умение работать в группе, договариваться с партнером
- Воспитывать интерес к наблюдению
Материалы и оборудование:
- Облака разной формы на листах формата А4
- Ламинированные рамки с облаками разных форм
- Аудиокасета с песней «Облака – белогривые лошадки»
- Мультимедиа, учебный мультфильм «Путешествие капельки» из серии «Круговорот воды в природе»
- Цветной картон (голебой, фиолетовый, черный, синий цвет), клей-карандаш, вата
- Для демонстрации опыта: трехлитровая банка, горячая вода, лед, блюдце
- Для экспериментирования: прозрачные стаканчики, вода, синяя краска, пипетки, салфетки, пена для бритья
Предварительная работа:
- Наблюдение за облаками во время прогулок
- Чтение стихотворений об облаках и явлениях природы
- Рассматривание фотографий, открыток, календарей с изображением облаков
Ход занятия
Воспитатель: Послушайте, ребята, загадку и отгадайте, о чем я с вами хочу сегодня поговорить:
То звездное, то голубое, То чистое, то грозовое, Там птица разная летает, Что это? Угадай, кто знает.
Дети: Небо.
В-ль: Правильно, мы поговорим о небе. Что можно на нем увидеть?
Д: (ответы)
В-ль: Остановимся на таком атмосферном явлении, как облака. Какие бывают облака?
Д: Кучевые, перистые, слоистые, слоисто-кучевые, и т.д.
(Воспитатель предлагает найти соответствующее облако из предложенных на столе картинок и дать краткую характеристику кажого облака)
В-ль: Предлагаю вам посмотреть на небо в рамки и сказать какие сейчас там облака.
Д: (ответы)
В-ль: Закончите предложение: «Облако пушистое как …»
Д: Пух, вата …
В-ль: А как можно изобразить облака самим?
Д: (ответы)
В-ль: Предлагаю вам сегодня изготовить облака из ваты.
(Практическая деятельность детей, где они наклеивают кусочки ваты на цветной картон. Рассказы детей о том, какие облака у них получились.)
Д: (ребенок читает стихотворение)
Облака, облака: пышные, белые! Расскажите, облака, из чего вы сделаны? Может вас облака делали из молока? Может быть из мела? Может быть из ваты?
Может быть белой, из бумаги мятой? -Никогда! Никогда! – отвечали облака. -Никогда не делали нас из молока! Мы дождевые, мы снеговые.
Если летом плывем - Мы с собой грозу несем. Ели мы плывем зимою - Мы пургу несем с собою.
Вот какие мы!
В-ль: А теперь давайте пофантазируем, на что могут быть похожи облака.
Д: (ответы)
В-ль: Найдите картинки с облаками и обведите их по контуру.
(Пока дети обводят облака звучит песня «Облака – белогривые лошадки». Рассказы детей на что похожи их облака.)
Физминутка.
Беленькое облако Поднялось над крышей, Устремилось облако Выше, выше, выше!
Ветер это облако Зацепил за кручу, Превратилось облако В грозовую тучу.
В-ль: Приглашаю вас в лабораторию. Но сначала вспомним, как нужно вести себя в лаборатории?
Д: (ответы)
В-ль: Можно ли без взрослых самостоятельно включать чайник наливать себе чай?
Д: (читают стихотворение)
Не трогай горячий чайник, Не стоит делать это. Можно ведь обжечься. Чтобы не было беды, Лучше остеречься.
В-ль: Правильно. Раз я вас пригласила в лабораторию, значит буду показывать опыт, а вы – внимательно его смотреть.
(Воспитатель наливает в банку горячую воду, сверху на банку укладывает блюдце со льдом.)
В-ль: Что вы выдите? Что происходит в банке?
Д: (ответы)
В-ль: Горячий водяной пар, поднимаясь вверх и охлаждаясь, превращается в крошечные капельки воды, обазуя облако, а когда они станут тяжелыми, будут стекать по стенкам банки вниз. Давайте проговорим увиденный опыт. Что мне понадобилось для проведения опыта?
Д: (ответы)
В-ль: Что происходило внутри банки?
Д: (ответы)
В-ль: Предлагаю вам посмотреть как рождается облако в природе.
(Демонстрируется отрывок из обучающего мультфильма «Путешествие капельки».)
Фиксирование полученных знаний из увиденного материала.
Д: (ответы)
В-ль: Ребята, а в помещении мы можем увидеть дождь?
Д: душ, лейка.
В-ль: Предлагаю вам сделать дождь самостоятельно. У вас в стаканах налита вода. Сверху — «облако» (пена для бритья). Добавьте с помощью пипетки подкрашенную воду на ваше «облачко». Что вы видите?
Д: Капли прошли через «облако» и падают на дно стакана красивыми струйками.
В-ль: Вот так красиво самим дома можно сделать «дождь» в стакане. Теперь я предлагаю вам поиграть.
(Проводится подвижная игра «Круговорот воды в природе»)
В-ль: Возьмитесь за руки и представьте, что мы с вами — большая лужа. Лужа может быть разной формы: круглая, овальная. Давайте покажем разные лужи. Вот нашу лужу стало пригревать солнышко (присесть). Вода в луже стала нагреваться и пары стали подниматься вверх (подняться на носочки). Капелькам стало тесно и они разлетелись в разные стороны (разбежались). Летят они все выше, им становится холодно (обнять себя). Капельки стали соединяться и из них стали образовываться облака (соединяются вместе). Их стало так много, что они пролились на землю дождем (присесть).
После дождя на улице остаются лужи. Если погода теплая и солнечная, то лужи постепенно исчезают (испаряются). Это происходит потому что теплый воздух поднимает пары воды в небо. И в небе образуются облака.
Так что же такое облако?
Д: Облако состоит из множества капелек воды или кристалликов льда.
В-ль: Наше занятие подошло к концу. Скажите, что вам сегодня понравилось? Что было самым интересным?
Д: (ответы)
В-ль: Скажите, а цветные облака бывают?
Д: (ответы)
В-ль: Об этом мы узнаем на следующем занятии.
|