Авторы:
- Лопушанская И.А.,
- Любезных Г.И.,
воспитатели МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 31 «Аленький цветочек» г. Губкин Белгородская область
Человек — высший продукт земной природы. Но для того чтобы наслаждаться сокровищами природы, человек должен быть здоровым, сильным и умным. И. П. Павлов
Воспитать дошкольника, а затем и школьника, в наши годы – это очень большая и важная задача всего общества. Все то, что вложится в хрупкие души наших малышей сейчас, будет идти с ними по жизни. Насколько мы знаем, на Руси всегда приветствовалось милосердие, совестливость, добродетельность, и люди, которые могли бы придти на помощь в трудную минуту. Какое же решение необходимо принять для нравственно воспитанного ребенка? На наш взгляд, это решение можно найти в занятиях физкультурой и спортом. Спорт воспитывает — целеустремленность, развивает дисциплинированность. У детей проявляется активность и стойкость, решительность, настойчивость и упорство в достижении цели. Формируется умение взаимодействовать с людьми, взаимовыручка.
Мы часто задаем себе вопрос, что же главное в воспитании нашего ребенка? И не задумываясь, сами отвечаем, что он должен быть прежде всего здоровым. Здоровых детей легче воспитывать, они легче и быстрее запоминают и пользуются необходимыми знаниями и навыками. Здоровье – самое главное богатство в формирования становления и развития личности, раскрытия и развития природных способностей.
Наша главная цель, занимаясь с малышами физической культурой — положительное влияние на все жизненно важные функции организма растущего человека. Детский организм, не такой пассивный, как взрослый.
Дошкольники, подвижны и активны, им очень нужно двигаться. Эту энергию необходимо направлять по правильному пути. В нашем саду физической культуре уделяется очень большое внимание. Ведь в этот период жизни она так необходима. Сейчас, то есть весь дошкольный возраст, закладываются все стороны его здоровья и физические, и психические.
Повышается устойчивость к различным заболеваниям, повышается иммунитет и защитные силы организма. Мы, воспитатели, не ставим перед детьми цель сделать из них чемпионов, мы не ждем от наших дошколят каких-то особых достижений. Прежде всего, мы хотим, чтобы наши воспитанники, выросли достойными людьми своего отечества. Человек, который физически развит, он крепкий, сильный, здоровый, добрый и трудолюбивый. Этот человек, не задумываясь, придет на помощь к тем, кому она нужна, и свою силу будет использовать только на добрые поступки.
Мы устраиваем в детском саду совместные с родителями спортивные праздники ( «Веселые старты», «Папа, мама, я – спортивная семья», «День физкультурника», «Большие гонки»), которые способствуют формированию здорового образа жизни у детей и их родителей, содействуют возникновению чувства радости и удовольствия от совместно-выполняемых упражнений.
Развлечения, проводимые нами для детей в детском саду ( «Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас!», «Играем с мячом», «Наши любимые народные подвижные игры» и т.д.), воспитывают чувство ответственности, взаимовыручки, удовлетворения от участия в коллективной деятельности.
Очень любят дети народные подвижные игры, которые способствуют развитию волевых и нравственных качеств, развитию сообразительности, быстроты реакции, укреплению здоровья ребенка, помогают выработать нужные моральные качества всегда в соединении с качествами, относящимися к физической, умственной, трудовой и другими сторонами культуры. Через игру воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать в команде.
В своей работе для формирования нравственности у детей дошкольного возраста мы используем самые разнообразные народные подвижные игры «Уголки», «Колечко», «Третий лишний», «Бабочки, лягушки, цапли» и др.
Вот такая работа позволяет нам закрепить и обобщить знания и умения наших детей. А они в свою очередь объединяются общими чувствами и переживаниями. Ребята понимают, что они одна команда, «болеют» друг за друга, учатся управлять своим поведением.
Мы стараемся учить детей, создавая такие ситуации, чтобы дети, выполняя упражнений физического характера, могли преодолевать трудности, развивать взаимовыручку, выносливость и терпение. Делаем все, чтобы нашим детям было интересно и весело. Используем музыкальное сопровождение, одеваем в соответствующие костюмы малышей и одеваемся сами. Развивая чувства патриотизма дошкольников, мы используем сюжетные игры «Зарница», «Разведчики».
Стараемся подбирать такие физические нагрузки, которые соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям детей. Выполняя упражнения разумной смелости, воспитываем у ребят решительность, уверенности в своих силах. Такие игры и занятия, развивают симпатию к русскому воину и вызывают желание подражать ему
В процессе мониторинга и бесед, нами выявлено, что у детей развиты волевые качества (настойчивость, выдержка, смелость, решительность и др.). Дети способны сопереживать товарищу, у них развита взаимовыручка и взаимопомощь.
Таким образом, нравственное воспитание – процесс длительный и противоречивый. И выходит он далеко за пределы дошкольного возраста. Всю жизнь ребёнка следует организовывать, как цепь непрерывных упражнений в нравственных нормах.
Литература:
- Знакомим дошкольников с родным городом. — Москва: ТЦ «Сфера», 1999. — 112 с.
- Журнал «Инструктор по физкультуре» № 2.-2012; № 5,№ 8. — 2015. Литвинова Т. И.,
- «Русские народные подвижные игры», М., 1986 г.
- Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения; Детство-Пресс — Москва, 2007. — 416 c.
|