Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа № 26» дошкольное отделение
Авторы:
- Следенко Мария Сергеевна педагог-психолог первой квалификационной категории;
- Бобро Марина Борисовна воспитатель первой квалификационной категории;
- Тамразян Тамара Тамразовна воспитатель первой квалификационной категории;
- Гусева Светлана Владимировна воспитатель первой квалификационной категории;
- Молостова Анна Владимировна воспитатель первой квалификационной категории
V международный конкурс проектов «Образовательная среда для всех. Образовательная среда для каждого»
Номинация «Инновационные технологии проектирования и создания психологически безопасной и комфортной образовательной среды для детей и педагогов» г. Новосибирск 2018
Обоснование необходимости проекта
В возрасте 3-4 лет у каждого ребенка наступает важный период в его жизни – он идет в детский сад. Детям любого возраста очень непросто привыкать к новым условиям вне семьи. Каждый из них проходит период адаптации. Вся жизнь ребенка кардинальным образом меняется. В привычную сложившуюся жизнь буквально врываются изменения: четкий режим дня, отсутствие родных и близких, постоянное присутствие сверстников, необходимость слушаться и подчиняться незнакомым взрослым, резкое уменьшение количества персонального внимания.
Скачать конспект
Адаптация – процесс и результат внутренней и внешней гармонизации личности со средой.
При вновь сформированной группе в адаптации нуждаются не только дети, но и родители, со своими ожиданиями, личностными особенностями, ценностями. Дети часто тяжело привыкают к условиям детского сада, друг к другу, к педагогам. Родители, наблюдая реакцию детей, испытывают разные эмоциональные переживания, которые могут подкрепляться собственной неготовностью «отпустить» ребенка в детский сад. И дети, и родители переживают адаптацию и нуждаются в направляющей работе педагогов.
Адаптационный период пройдет более успешно при условии командной работы специалистов дошкольной организации со всеми участниками образовательной деятельности.
Мы пришли к выводу, что на сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению актуальна. Если родители и специалисты детского сада объединят свои усилия и обеспечат ребенку защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь – то это будет залогом оптимального течения адаптации детей к детскому саду.
Цель проекта:
Помочь детям и родителям успешно приспособиться к условиям детского сада посредством эмоционально-развивающей среды.
Задачи:
- Содействовать гармоничному физическому и психологическому развитию детей.
- Преодолевать стрессовые состояния у детей младшего возраста в период адаптации в детском саду.
- Формировать активную позицию родителей к процессу адаптации детей.
- Создавать благоприятные условия для комфортного пребывания детей в детском саду.
- Регулирование психоэмоционального состояния у детей.
Участники проекта:
- Дети младшего дошкольного возраста и их родители – целевая аудитория.
- Воспитатели.
- Педагог-психолог.
- Музыкальный руководитель.
- Инструктор по физической культуре.
Описание проекта: стратегия и механизмы достижения поставленных целей.
1-й этап: Подготовительный (20. 08. 2018г. — 03. 09. 2018г.)
- Подбор и изучение литературы;
- Подбор методов и методик;
- Изучение рекомендаций для ведения работы с родителями;
- Разработка анкет для родителей и первичное анкетирование;
- Организационное родительское собрание и сбор согласий на работу с психологом;
- Постановка целей, задач, планирование деятельности.
2-этап: Основной. (03. 09. 2018г. – 30. 11. 2018 г.)
Реализация проекта представлена в таблице
3 этап: Заключительный (03. 12. 2018 г. – 14. 12. 2018 г.)
- Организация и проведение развлечения для детей и родителей «Вместе весело играть»
- Индивидуальные психологические консультации родителей.
- Продолжение работы с детьми, у которых низкие показатели к адаптации к условиям детского сада.
- Анализ адаптационных карт, определение уровня адаптации детей.
- Разработка рекомендаций для родителей по соблюдению единых требований к детям в детском саду и дома.
- Анкетирование родителей по итогам адаптации (реализации проекта).
Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные реализации проекта.
Прогноз благоприятный. Дети с дезадаптацией не выявлены. Стрессовые ситуации при адаптации к детскому саду у детей минимизированы. Активная позиция родителей к процессу адаптации детей сформирована. В детском саду родители учитывают рекомендации специалистов детского сада. В группах созданы благоприятные условия для комфортного пребывания детей. Психоэмоциональное состояние детей стабильное, созданы условия для гармоничного развития детей.
Оценка эффективности реализации проекта.
С 03. 09. 2018 по 25. 10. 18 тридцать восемь родители и детей ежедневно определяли цвет своего настроения. По результатам 4 родителей со своими детьми стабильно испытывали отрицательный фон настроения в течении трёх недель, при индивидуальном подходе, у родителей и детей фон настроения улучшился.
В целом у родителей в течение этого периода сохранялся стабильный эмоциональный фон, у детей отмечалась нестабильность. Стабильный благоприятный эмоциональный фон отмечен во второй половине октября.
При анализе анкет, дети к воспитателям чувства страха не испытывают, свободно обращаются с просьбами, адаптация проходит успешно при активном участии родителей и воспитателей.
Оценка рисков.
При реализации проекта возможны риски связанные с особенностями психического развития детей, где под дезадаптацию могут скрываться некоторые поведенческие особенности. Зачастую первые тревожные признаки в развитии замечают именно специалисты детского сада, в свою очередь родители не готовы получить эту информацию и родители проявляют негатив в адрес детского сада. Здесь необходима деликатная, последовательная работа психолога.
Еще одним из рисков можно определить то, что группа может закрыться на карантин. В связи с этим возможен перерыв, который повлияет на сроки и некоторую корректировку проекта. На индивидуальном уровне, при заболевании ребенка, его адаптационный период увеличивается.
Дальнейшее развитие проекта.
Опыт показывает, что успех в работе по адаптации предполагает командную работу. Результаты проекта могут быть использованы педагогами в других дошкольных образовательных учреждениях в силу свей доступности. Основной ресурс проекта – это наличие специалистов, их профессионализм и компетентность.
|