Редактор. Белорусский народный костюм

Белорусский народный костюмВ разных уголках Беларуси носили разнообразные головные уборы, но самый характерный и древний — намитка. Он напоминает ручник из тончайшего льняного полотна, который замысловато обвивался вокруг головы, а его концы ниспадали на плечи и грудь, придавая женской осанке величность и высокородность. Вышивка располагалась по краю или обоим концам намитки.

Народная одежда — вершина мастерства ткачих и вышивальщиц. Особенным совершенством, красотой и утонченностью выделялась женская одежда для праздничных случаев, которая более, чем другие виды народного искусства, была видна. Потому что в ней "выходили в люди": в гости, на ярмарку, в церковь, на разные народные празднества, обряды. В отличие от мужской, как правило, скромно вышитой по воротнику, манжетам и груди, женская праздничная одежда выделялась особенной гармоничностью форм, разнообразием и совершенством декора. Основу женского костюма составляла белоснежная полотняная сорочка с красно-черным узором по верхней части рукавов, воротнику, манжетам, плечевым вставкам. Несложные геометрические мотивы — ромбы, квадраты, звездочки, крестики, выполненные вышивкой набором или крестиком (более поздняя техника исполнения), комбинируются в разнообразные узоры.

Белым был и фартук, отделанный по низу одной или несколькими полосами того же, или близкого по смыслу, декора, что и на сорочке.

Юбку обычно шили из крашеной льняной или шерстяной клетчатой, иногда в полоску, ткани. Часто юбки, особенно будничные, имели однотонную окраску: вишневую, зеленую, синюю, фиолетовую. В целом они составляли явный цветовой контраст сдержанному бело-красному колориту рубах и фартуков.

Завершенность и праздничность женскому костюму придавали головные уборы. Девушки заплетали косы, вплетали в них ленты, носили венки, а также своеобразные уборы в виде узкого сложенного полотнища, которые не закрывали макушку. Замужние женщины обязаны были прятать волосы, ведь волосы ассоциировались с культом растительности, с идеей урожайности, плодовитости, а значит, с магической силой, способной воздействовать добром или несчастьем на окружающую действительность. Пряча волосы под намитку, община как бы предостерегалась от опасности и одновременно подчиняла женщину и мужу, и роду. Вот почему головной убор женщины — это символ ее замужества и, тем самым, ее зависимого положения. Снять головной убор — значило едва не нарушить брак.

Почему же одежда и вышивка имели именно такие цвета?

Белый цвет у славян, в том числе и у белорусов, всегда ассоциировался с чистотой, искренностью, свободой. Красный цвет обладает самым глубоким проникновением вглубь человека. Он считался у славян символичным цветом солнца, жизни, радости. А поскольку жизнь не вечная, то и черного немного добавляли.

Почему вышивка расположена всегда по краю?

Это как бы граница освоенного пространства (это мое). В орнаменте присутствует цитата, т. е. ограничение сверху и снизу. Символические орнаменты, составленные из ромбических фигур, — это обращение к высшим силам с просьбой о защите от нечистой силы, от несчастья. Это оберег, магический барьер, за который не могла проникнуть нечистая сила. Часто, обращаясь к высшим силам, люди собирались вместе, совершали ритуал.

Ритуал — это коллективное прохождение через критическую точку бытия, такую, например, как рождение, свадьба, смерть. Во время ритуала происходит как бы театрализованное действие. Люди в вышитых костюмах становятся в круг, берясь за руки. Происходит сильнейшая концентрация энергии, красный цвет способствует сильнейшему эмоциональному всплеску. Люди, без воздействия каких-либо одурманивающих веществ (например, алкоголя) ощущали сильнейший подъем в настроении, пели обрядые песни, веселились. Разряжались и одновременно получали новую подпитку сил. Связь с природой была очень тесной.

Древняя бордюрная вышивка выполнялась прошвами по счету нитей. Смысл, значение символики, а также определенное расположение вышивки передавались из поколения в поколение, от матери к дочери. Но с течением времени, в 30-40 годы XIX в., исчезает архаическое существование мышления. Появляется мануфактура, отпадает надобность самим ткань полотно, его уже можно купить. Переплетение нитей производственного полотна более тонкое, нити сложнее считать, и прошвы заменяются крестом. Происхождение креста — середина XIX века. Крестик развил наш орнамент, вышивку в целом, перешли от орнаментальной бордюрной вышивки к россыпи по ткани. Косой крест — рунический знак соединения, присоединения. В прямом кресте горизонтальная линия — это настоящее, то, что сейчас, а вертикальная линия — это разделение на материальное и духовное.

К концу XVII в. полностью сформировался белорусский народный костюм и с течением времени начал распадаться. Рост товарно-денежных отношений, массового отходничества, проникновение на село промышленных изделий размывали "жанровые" границы традиционного народного костюма. Сильное влияние городского костюма с его тенденцией к упрощению и универсализации форм, широкое использование технических красителей с тенденцией к полихромности и расцвечиванию тканей оказали свое влияние на коренные преобразования народного костюма.

Белорусское Полесье — неповторимый в природных и этнографических отношениях край, край песен и сказок, легенд и преданий, а его костюм — жемчужина белорусского народного искусства. Здесь сохранились полные великолепия и мудрости народные наряды, сама традиция одеваться в самодельную, художественно отделанную одежду, только здесь еще в 30-50-е годы ХХ столетия молодые женщины обвивали вокруг головы старинные головные уборы — намитки и платы.

В наиболее чистом виде национальные особенности ткачества и вышивки выявились в декоре ручников. Оно и понятно: ручник — не только отрезок ткани, которым утираются. В быту белорусов ручники издавна выполняли также разнообразные обрядовые функции, они сопровождали белоруса буквально с рождения и до смерти: на ручнике принимали новорожденного, подносили хлеб-соль, им украшали красный угол с иконами, на нем опускали в могилу гроб. Особенно важную роль выполняли ручники в свадебных обрядах. Многие обрядовые, праздничные функции ручников продолжают свою жизнь и в наше время.

При всем разнообразии декоративных и композиционных решений, которыми определяются ручники из разных уголков Беларуси, их объединяют и некоторые общие черты. Так, например, выделяется большая группа белорусских ручников с вышитыми геометрическими узорами традиционного красного цвета, с небольшим добавлением черного. Орнамент обычно располагается по концам ручника, словно "стекает" с него. Самые широкие полосы — возле краев, следующие, ближе к середине, уже и расположены реже.

Традиционные вышитые изделия — необыкновенно богатая основа для художественного творчества. Значит, надо творить, воспроизводить белорусский народный костюм, чтобы оставить в наследство нашим внукам и правнукам. И делать не какой-то "среднебелорусский" вариант (его просто не было), а придерживаться местных традиций, национальной колористики, чтобы он вызывал гордость за нашу белорусскую народную культуру, а не выглядел грубой пародией на древний традиционный костюм.

Предлагаю один из вариантов приобщения детей к народной культуре и творчеству — выполнение грелки на чайник в виде куклы в белорусском национальном костюме, держащей хлеб-соль на вышитом традиционным белорусским орнаментом ручнике.

Этот лунинецкий строй. Мы старались выдержать и традиционную для этого района отделку костюма, и показать один из способов обвивания намитки, использовавшийся в данной местности.

Сдержанной красотой выделяется женский строй Лунинецкого района. Здесь можно заметить такую же белизну одежды, как и в соседнем Пинском районе, такую же деликатность ее отделки. Однако в орнаментике преобладают геометрические мотивы, в частности, прямоугольный ромб и его части, закомпанованные в небольшие, но до мелочей упорядоченные бордюры. На одежде они располагаются на некоторой отдаленности один от другого, чтобы не мешать восприятию графично разработанных рисунков.

Лунинецкие намитки отличались небольшой шириной (в среднем 30 см) и значительной, более 3 метров, длиной. Концы были украшены вышитым или вытканным ромбообразным орнаментом. Один из способов обвивания намитки: первым делом волосы убирались под чепец на макушке. Далее на голову надевали "подвачку" — обручик из лозы или ясеня шириной в ладонь и размером в обхват головы. Затем намитку складывали вдоль в 4 реди и накладывали на подвичку так, чтобы левый конец ее был вровень с локтем. Все обвивание шло преимущественно правым концом. Он проходил под подбородком, затем через середину головы перекидывался снова направо, делал разворот на лоб, обходил вокруг головы и на правом виске закреплялся подведением снизу через петлю предыдущего ряда. Затем левый конец перекидывался через макушку направо, а правый вновь направлялся на лоб, обходил вокруг головы и подтыкался сверху вниз над левым виском. В итоге получался очень компактный головной убор в виде шапочки, плотно прилегающей к голове.

Декорированные концы намитки располагались по обе стороны лица асимметрично и надавали живой динамизм и какое-то кокетство всему довольно строгому, лаконично украшенному костюму.

Автор: Крикунова И. Л., руководитель кружка "Экспромт" ЦТДиМ "Эврика".

Просмотров: 457
Категория: По направлениям » Для детского сада » Рукоделие для детей




Другие новости по теме:

  • Авдюничева Елена Геннадьевна. Презентация Все люди как люди, а Я – королева … или поговорим о самооценке ребёнка
  • Главный Редактор. Должен ли быть ребенок послушным или как сохранить его любовь?
  • Ерошкина Валентина Васильевна. «…Воспитывать его так, чтобы он был счастлив…»
  • Хусаинова Рамиля Нурисламовна. Сценарий к Дню Матери для средней группы детского сада «Мама — это значит нежность — это ласка, доброта»
  • Чикунова А.Н., Голощапова Е.Л.. Логопедический досуг «Маша — растеряша» по теме: «Одежда. Обувь. Головные уборы».
  • Светлана Самойлова. План – конспект НОД с детьми средней группы. Тема недели: «Ателье» (одежда, обувь, головные уборы)
  • Муртазалиева Саида Муртазалиевна. Комплексно-тематический план образовательной деятельности в средней группе на октябрь. Тема «Одежда, обувь и головные уборы».
  • Гордеева Ольга Михайловна, Кумилина Татьяна Юрьевна. Проект «Спорт – это сила! Спорт – это жизнь!»
  • Фоминых Елена Николаевна. Час педагогической компетентности с элементами деловой игры 'В преддверии тотального диктанта, или русский язык – это интересно!'
  • Главный Редактор. Почему подпрыгивает плоский камень? Или как пускать блинчики?
  • Ферсюк Элеонора Всеволодовна. Новое – это хорошо забытое старое или старое, да на новый лад.
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Редактор. Семья - это когда вместе - Совместная деятельность как основа воспитания в семье
  • Редактор. Сказка о Веселом Язычке или Почему некоторые дети не произносят некоторые звуки?
  • Данилова Ольга Анатольевна. Театрализованное представление в средней группе «Один дома или коза с козлятами»
  • Упакова Наталья Ивановна. «Игра в «жизнь» или как помочь застенчивому ребенку»
  • Редактор. Сохранять или не сохранять или рассказ одной счастливой мамочки
  • Ольга Черкасова. Конспект НОД 'Старинные женские головные уборы'.
  • Гришкова Вера Васильевна. Конкурс педагогического мастерства «Педагог – это не профессия, педагог – это призвание…»
  • Гимазутдинова Наталья. «Практикум для педагогов ДОУ по построению эффективного общения с родителями воспитанников по теме: «Общаться позитивно – что это значит».
  • Владислав Войтанник. КАК ЭТО БЫЛО НА КРЕПОСТИ
  • Митягина Наталья Леонидовна. Проект 'Что такое День Победы? Это значит - нет войны!'
  • Редактор. Как украсить волосы куклы
  • Бурлакова Елена. Духовное здоровье или как воспитать в ребенке нравственный стержень.
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Берестовая Наталия Станиславовна. Конспект НОД «Олимпиада...как это было...»
  • Павлова Т.И. Фролова Е.А. Свиридова Н.А.. ПРОЕКТ: «ОДИН ДОМА» ИЛИ «Я И МОЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»
  • Екатерина Геннадьевна Иванова. Инклюзия «не заплывай за буйки» или как границы помогают в развитие ребёнка
  • Голицына Ирина Владимировна. Конспект НОД по образовательной области: «Физическое развитие» на тему: «Это я – девочка, это я — мальчик»
  • Ионова Светлана Петровна, Андреева Анна Аркадьевна. Выставка «Я и другие» или как сделать воспитание увлекательным.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь