ЦЕЛЬ: Реализация регионального компонента посредством ознакомления детей старшей группы с Родным краем через игру-путешествие.
Задачи по усвоению образовательных областей:
- Речевое развитие: Активизировать словарь по теме игры совершенствовать грамматический строй речи.
- Познавательное развитие: уточнить знания детей о народах заселяющих Якутию, о жизни и основных занятиях этих народов; сформировать интерес у детей к путешествиям; расширить кругозор.
- Социально-коммуникативное развитие: развивать диалогическую речь; навыки сотрудничества, активности, инициативности, самостоятельности.
- Художественно-эстетическое развитие: познакомить с достопримечательностью родного края – природным парком «Ленские столбы»; совершенствовать навыки ритмичного движения под музыку; воспитывать чувство гордости и любви к родному краю.
- Физическое развитие: повышать двигательную активность. Воспитывать у детей умение сохранять и укреплять свое здоровье.
Предварительная работа:
- Чтение художественной литературы, разгадывание загадок, рассматривание иллюстраций из книг и альбомов; беседы о природе родного края.
- Оформление в группе мини- макета «Моя Якутия».
- Рассказ воспитателя о туризме, о местах наиболее знаменитых посещениями туристов.
Ресурсы: атрибуты к игре (оснащение туристов: видеокамеры, фотоаппараты, карандаши, ручки, записные книжки и др.);
стилизованный чум, камелек, мех, удочка, конструктор и предметы заместители.
ТСО: ноутбук, фотоаппарат, проектор, экран, якутская мелодия.
Ход игры
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем играть. Отправимся в путешествие по родному краю. Согласны
Ответы детей: (Да!)
Воспитатель: Как называется край, в котором мы живем?
Ответы детей: (Наш край Якутия).
Воспитатель: Наше путешествие будет по красивейшим местам нашего края. Если мы отправляемся в туристическое путешествие, вы будете кем?
Ответы детей: (Туристами).
Воспитатель: А я вашим гидом, буду рассказывать и показывать интересные места нашего края.
Воспитатель: И так, путь не близкий. На чем будем путешествовать?
Дети предлагают разные виды транспорта.
Воспитатель: Давайте поедем на автобусе, на нем удобнее останавливаться.
Водитель будет тот, кто больше даст ответов на мои вопросы.
1. Сколько цветов на Якутском флаге? Что обозначают эти цвета? 2. Какой народ является коренным жителем края? 3. Сколько народностей проживает в нашем краю?
4. Как называется их жилище?
5. Средство передвижения народов?
6. Промыслы коренных жителей?
Воспитатель: Все ребята молодцы, а водителем будет (дети сами определяют водителя).
Воспитатель: Выбираем снаряжение (дети берут нужные предметы: видеокамеры, фотоаппараты, рюкзаки). Строят из стульчиков автобус, на задний стул, вешают номер, на передний название маршрута).
Презентация. Слайд 1.Звучит тихая, якутская мелодия. Воспитатель предлагает вспомнить правила поведения в природе.
Воспитатель: Слайд 2. (Тайга). Ребята, посмотрите в окна. Мы проезжаем очень красивые места. Как называют такие места? (Ответы детей)
Какие деревья растут в тайге? (Ответы детей). (Кедр, лиственница, красная рябина, верба, осина, черемуха).
Воспитатель: Правильно, молодцы! Вы хорошие туристы.
Вот мы и приехали. Выходите уважаемые туристы, будем знакомиться с местными жителями.
Воспитатель убирает ширму. Детей встречают «местные жители», (заранее подготовленные дети, в национальных костюмах (один мальчик сидит у реки ловит рыбу, другой занимается выделкой шкур, девочка вышивает биссером).
Один ребенок встречает «гостей» с дарами реки – рыбой.
Ребенок: Здравствуйте дорогие гости! Мы рады вас приветствовать на нашей земле. На нашей земле проживают разные народы: якуты, эвенки, чукчи, эвены. У нас свои обычаи и традиции. Например, мы преклоняемся духу огня, как символу всей природы, дающей свет, тепло, значит – жизнь.
Наши мужчины (показывает на ребенка), занимаются рыболовством, охотой, разводят оленей. Женщины (показывает на девочку) солят рыбу, готовят пищу, вышивают бисером, растят детей.
Проживаем мы вот в таких чумах (показывает). Пищу готовим на комельке.
Дети туристы имитируют (снимают на видеокамеру, фотографируют, делают записи в блокнот).
Ребенок продолжает: А еще мы любим всевозможные состязания, требующие силы, ловкости и смелости.
Я приглашаю вас поиграть в игру «Ловля оленей» показать свою ловкость, силу, смелость.
Проводится игра «Ловля оленей»
После игры, ребенок в костюме дарит детям по шишке и предлагает с ними поиграть. Дети-туристы благодарят «местных жителей». Пальчиковая гимнастика «Я вперед катаю шишку…»
Воспитатель: А сейчас, уважаемые туристы мы совершим путешествие по заповедному месту. Согласны?
Дети: Да!
Гимнастика для глаз (плывут корабли)
Слайд 4. 5. 6. 7. 8.
Воспитатель: Уважаемые туристы. Обратите внимание на эту красоту
Это заповедное место нашего края, природный парк «Ленские столбы».
Воспитатель: На что они похожи?
Дети: На великанов, на фей, на солдат и другие ответы. Образовались они благодаря жаре и морозу, дождю и снегу, воде и ветру. Все эти природные явления создали причудливые скалы.
Воспитатель: Как вы думаете, почему столбы называются Ленские?
Дети: Они находятся у реки Лена.
Воспитатель: Уважаемые туристы, эти места называют, заповедными. А кто знает, с какой целью создаются заповедники?
Ответы детей: С целью сохранения диких животных, птиц, растений, рыб.
Воспитатель: Ну, что уважаемые туристы снимайте на память эти прекрасные места, делайте зарисовки и будем возвращаться домой.
После того, как дети заняли свои места в «автобусе» (мальчики пропускают девочек, помогают им сесть).
Воспитатель: Ребята, понравилось вам наше путешествие?
Дети: Да! (Рассказывают, что понравилось больше всего).
Воспитатель: И в заключении, послушайте стихотворение, которое расскажет Рустам.
«Есть, возможно, уголок красивый, Есть богаче, шире есть края, Только мне из всей моей России Ближе всех Якутия моя!»
Воспитатель: Наше игра-путешествие закончилось, всем спасибо.
|