Составитель: Музыкальный руководитель первой квалификационной категории Буркова Екатерина Вячеславовна Реутов, 2018 Управление образования Администрации г. Реутов Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 17 «Журавлик»
«Мы сегодня поговорим о проблеме, которая давно назрела и часто на слуху, но вот так системно, пожалуй, не помню, чтобы она обсуждалась: вопрос о патриотическом воспитании молодежи. На самом деле это разговор о самом главном: о ценностях, о нравственных основах, на которых мы можем и должны строить нашу жизнь, воспитывать детей, развивать общество, в конечном итоге укреплять нашу страну».
В.В. Путин
На протяжении пяти последних лет в нашем детском саду (МАДОУ д/с №17) ведется большая работа по патриотическому воспитанию дошкольников. Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Скачать презентацию
Цель: воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества
Задачи:
- воспитание патриотизма
- знакомство с историей своей страны и своего народа
- знакомство детей с наиболее значимыми событиями Великой Отечественной войны
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения своей страны
- воспитание уважительного отношения к защитникам Отечества, традициям государства, общественным праздникам
- формирование у детей таких черт характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином
- знакомство с символикой российского государства, ее значением
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям
В нашем детском саду начиная с 2013 года ведется очень активная работа по патриотическому воспитанию дошкольников. Ежемесячное планирование всей деятельности ДОУ (в том числе планирование и разработка рабочей программы деятельности всех узких специалистов) осуществляется в рамках именно патриотического направления.
Формы и методы организации работы.
Программа патриотического воспитания в дошкольных учреждениях подразумевает прежде всего организацию внутренней методической работы в этом направлении. Так как если педагог сам не испытывает чувства любви к отечеству, то он не сможет передать его детям, также воспитателю нужно знать, как наиболее эффективно донести идеи патриотизма дошкольникам. Методическая работа по патриотическому воспитанию в ДОУ направлена на повышение квалификационного уровня воспитателей, их педагогической грамотности. Для этого проводятся тематические педсоветы, консультации, взаимопосещения занятий.
Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС определяет такие методы работы с дошкольниками как: обустройство патриотических уголков в ДОУ; организация экскурсий, посещение музеев, выставок; организация тематических мероприятий (праздники, утренники, соревнования, конкурсы, викторины); проведение тематических занятий-рассуждений на патриотическую тематику.
Ежегодно в ДОУ составляется план по патриотическому воспитанию, который охватывает все формы и методы воспитательной работы. Примерный перечень мероприятий и тем занятий, предусмотренный планом, включает: мероприятия, посвященные государственным и народным праздникам, спортивные конкурсы, тематические занятия по изучению природы, особенностей, традиций родного края, государственной символики.
На базе нашего ДОУ были разработаны и внедрены 2 больших проекта в рамках патриотического воспитания: «Музеи – детям» и «Растим патриотов вместе». Проект «Растим патриотов вместе» участник РИП-2016 на муниципальном уровне и участник конкурса «Наше Подмосковье». Эти два проекта взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Проект «Музеи – детям».
Мы начали работу в рамках этого проекта с посещения ряда московских музеев посвященных музыкальной тематике. Сначала мы посетили такие музеи как: Всероссийский музыкальный музей им., Музей русской гармоники А.Мирека, Центральный театральный музей им. Бахрушина. Далее перешли к общей тематике искусства побывали в Государственной Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке, во Всероссийском музее декоративно прикладного искусства, в музее Славянской культуры К. Васильева. Далее был блок военных музеев, посвященный 70 летней годовщине Победы в ВОВ: это Музей обороны Москвы, музей истории ВМФ (с посещением настоящей подводной лодки, которая пришвартована на канале им. Москвы в Химкинском водохранилище); Музей военной техники В. Задорожного, Музей современной истории России, и наконец, Мемориальный музей космонавтики.
Все музеи, которые мы посетили имеют возрастную адаптацию для дошкольников 4+. Все программы экскурсий доступные и как правило, всегда интерактивные.
Проект «Растим патриотов вместе».
В рамках этого проекта, помимо основных программных утренников и праздников мы проводим тематические мероприятия в рамках Федерального закона от 13 марта 1995 г. N 32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России».
- традиционно утренники, посвященные Дню Победы
- возложение цветов к могиле Неизвестного солдата в Александровском саду, приуроченные ко Дню Победы и ко Дню неизвестного солдата в России (3 декабря)
- открытое мероприятие посвященное, 75-ой годовщине начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой в 1941г.
- вечер памяти «Война. Блокада. Ленинград.», посвященный 75–летней годовщине прорыва блокады Ленинграда
- урок мужества (встреча с ветераном блокадного Ленинграда)
- фотовыставка «Герои России»
- викторина «Россия – Родина моя!»
- Конкурс чтецов «Стихи о России»
- открытое мероприятие, посвященное Дню народного единства
- открытое мероприятие, посвященное Дню пограничника
- праздник
- акция «Бессмертный полк», «Лес Победы»
- акция по сбору гуманитарной помощи для жителей Новороссии (Луганской и Донецкой Республики)
- праздничное мероприятие «День Государственного флага Российской Федерации»
- открытое мероприятие «Дорогая моя столица – Золотая моя Москва» к 870-летию Москвы
И еще, мы провели ряд социально-направленных и общественно значимых акций и мероприятий, направленных на взаимодействие с социумом, в рамках патриотической работы нашего ДОУ.
Итак, как я сказала ранее, в течении всего учебного года, проходят плановые мероприятия и акции по созданию целостной системы патриотического воспитания дошкольников. На некоторых из них мне бы хотелось остановиться отдельно.
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста. Знакомя детей с родным городом, с его историко-культурными особенностями, с историей своей страны, народа мы формируем у детей такие черты характера, которые помогают им стать патриотами и гражданами своей Родины. Ведь самое яркое впечатления, полученное в детстве, остается в памяти на всю жизнь.
|