государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 п.г. т. Безенчук муниципального района Безенчукский Самарской области структурное подразделение «детский сад Берёзка»
Выполнила: воспитатель 1 квалификационной категории Максимова Т.В. Безенчук 2016
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
В.А. Сухомлинский
Отношение к рукам у человечества всегда было особым, даже отчасти мистическим. Руки добывали огонь, пищу, защищали, создавали все необходимое для жизни, лечили, учили и учились…
Скачать конспект
По рукам судили о здоровье, о положении человека (трудяга или белоручка), его силе, энергичности, профессии (рабочие руки, музыкальные руки), о характере, темпераменте (вялые, быстрые, нервные руки).
Не случайно в языке так много выражений, связанных с руками: «Золотые руки», «Мастер на все руки», «Рукой подать», «Руки не оттуда растут», «Работать не покладая рук», «Как рукой сняло» и т.д.
Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно — психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой моторики рук.
У большинства современных детей отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук. Еще лет двадцать назад взрослым, а вместе с ними и детям, большую часть домашних дел приходилось выполнять руками: стирать и отжимать белье, перебирать крупу, вязать, вышивать, штопать, подметать и мыть полы, чистить и выбивать ковры, готовить еду и т.д. Сейчас не принято штопать одежду, мало кто занимается рукоделием, многие операции за человека выполняют машины – кухонные комбайны, стиральные машины, моющие пылесосы. Все эти тенденции самым непосредственным образом отражаются на развитии детей, особенно на развитии моторики рук. Можно говорить о том, что уровень моторного развития рук (сила, ловкость, скорость и точность движений) и ручных навыков (использование различных инструментов – ножницы, иголки, лопатки и др., застегивание и расстегивание застежек и т.д.) в дошкольном возрасте является диагностическим фактором, определяющим уровень развития общей моторики и речи. И если руки развиты недостаточно, то это часто свидетельствует о некотором отставании в развитии ребенка.
Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание и память, связная речь.
Наблюдая за детьми, пришедшими в мою группу, заметила, что у многих детей недостаточно развита мелкая моторика рук: одни не могут держать ложку, карандаш; другие – собрать конструктор и другие мелкие игрушки в контейнер, играть с мячом; третьи – застегивать и расстегивать застежки (замки – молнии, липучки) на одежде.
Озадачивало и то, что многие дети плохо или вовсе не разговаривают.
Развитие мелкой моторики напрямую связано с полноценным развитием речи, так как центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом. Именно поэтому при нарушении речи детские психологи рекомендуют заниматься с ребенком развитием моторики детских пальчиков.
При выполнении мелких движений пальцами рук происходит давление на кончики пальцев и активизация незрелых клеток головного мозга, отвечающих за формирование речи ребенка. Вот почему при выполнении разнообразных движений пальцами рук происходит развитие речи, а значит и мышление ребенка.
Развитие мелкой моторики возникает не сразу. Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры. Пальчиковые игры положительно влияют на эмоциональное развитие – радуют, учат общаться, они увлекательны. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулируют развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, быстроту реакций. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Для решения этой проблемы мной разработан перспективный план пальчиковых игр для детей 2 – 3 лет
Пальчиковые игры легко интегрируются в образовательном процессе и режиме дня группы и дошкольного учреждения. Работу по развитию движений пальцев и всей кисти рук мы проводим в свободное время утром и после сна по 3 – 5 мин., во время физкультминуток. Таким образом, пальчиковой гимнастикой каждый ребенок занимается по 7 – 10 мин. в день.
Перспективный план пальчиковых игр для детей 2 – 3 лет
В летний период повторить с детьми знакомые пальчиковые игры.
Литература
- Аксенова М. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи // Дошкольное воспитание – 1990 №8 с. 62 – 65
- Любина Г., Желонкина О. Рука развивает мозг // Ребенок в детском саду – 2005 № 4 – 6
- Сотникова В. Самые маленькие в детском саду // Линка – Пресс, 2005 с.79
- Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста // Мозаика – Синтез 2010
- Крупенчук О.И. Пальчиковые игры // Издательский дом «Литера» — 2010
- Хворостовцев А. Динь – динь – бом! Пальчиковые потешки // Сибирское университетское издательство
- Калмыкова Л. Н. Здравствуй, пальчик! Как живешь? // Учитель – 2014
|