Вот и наступило долгожданное лето. Уже прошли подготовительные к школе курсы, отгремели шумные и веселые выпускные, детский сад остался лишь приятным воспоминанием. А что же дальше? Чем занять будущего первоклассника дома? Может, его на лето к бабушке в деревню отправить? Может, на море свозить? Или лучше пусть дома посидит со старшим братом-школьником, набегается во дворе вдоволь?
Любящие, ответственные родители обязательно задумаются о том, как провести это время с пользой. Что же можно сделать, чтобы новичку-ученику было проще привыкнуть к школе, легко влиться в школьный коллектив, посещать школу с желанием и удовольствием?
Лето – время прогулок!
У ребенка становится много свободного времени. Не ограничивайте его прогулки. Пусть его мозг перед школой максимально насытится кислородом. Для этого гулять нужно не менее 5 часов в день и желательно в отдаленном от промышленных предприятий и большого скопления транспорта месте. Гулять нужно в любую погоду – организм получает закалку, а значит, Ваш первоклашка будет меньше болеть в период адаптации к школе. Кроме того, прогулки с друзьями, свободное общение детей во дворе, причем детей, как правило, разных по возрасту, оказывают положительное влияние на развитие коммуникативных навыков, и Вашему первокласснику будет легче познакомиться с одноклассниками, влиться в коллектив, завести себе новых школьных друзей. Дворовые игры с правилами помогают развитию навыков контроля над своими действиями и познавательными процессами, что поможет будущему школьнику легко освоить школьные правила и стать внимательным учеником. Всем известные подвижные игры, такие как «классики», «резиночки», игры с мячом, «казаки-разбойники» помогут развить ловкость, координацию движений, мыслительные способности, пространственную ориентацию, что конечно положительно отразится на почерке будущего первоклассника, на успешности усвоения математических умений.
Лето – время игр!
Дома ребенку будет полезно уже отложить все подготовительные прописи в сторону и увлечься такими полезными и интересными занятиями, как просмотр детских познавательных журналов, а также настольные игры. Сейчас индустрия настольных игр очень разнообразна, среди них есть и сложные, длительные игры стратегии для всей семьи, и экономические игры, и головоломки, и всем известные «ходилки». Все эти игры несомненно полезны для будущего первоклассника. Они помогают сформировать предпосылки учебных действий, помогают развитию познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, воображения), помогают детям научиться принимать и соблюдать правила и, что также не мало важно, помогают наладить семейную коммуникацию. Да, да, именно совместные игры максимально сближают детей и родителей, принося удовольствие и тем, и другим, детско-родительские отношения становятся более теплыми, живыми. Если вы отправляетесь в путешествие, тут тоже никуда без игр. Такие известные словесные игры, как «города», «рифмы», «ассоциации» в будущем обязательно хорошо отразятся в учебе, прежде всего в усвоении родного языка. Что касается современной прессы, то ассортимент детских познавательных и развлекательных журналов сейчас очень богат, они в свободном доступе. Отгадывая головоломки графические, буквенные, решая ребусы, будущий первоклассник обеспечивает себе гибкость ума, неординарность мышления, более высокую скорость усвоения учебного материала.
Лето – время чтения!
Да, шестилетка еще неважно читает, более того, его достаточно сложно усадить за книгу. Но… заинтересовать ребенка чтением можно! Для этого прежде всего нужно окружить его нетолстыми, интересными по содержанию книгами с крупным текстом и красивыми картинками. Читайте вместе с ребенком, читайте по ролям, читайте по очереди, при этом, когда читаете Вы, обязательно следите за текстом пальцем, чтобы малыш тоже следил глазками и визуально запоминал, как выглядят те или иные слова. Читайте сами ребенку как можно больше! Это самое важное условие для привития любви к чтению. Ведь именно у своих родителей ребенок учится читать выразительно. Потом, читая сам себе или в классе вслух, он будет вспоминать мамину интонацию, будет вспоминать эмоции, с которыми читала ему мама, попробует прочувствовать, воспроизвести, а значит, его чтение будет осмысленным, и прочитанный текст надолго ему запомнится.
Лето – время общения!
Как можно больше общайтесь с будущим первоклассником. Темы для общения могут быть совершенно разными. И познавательного характера, и рассказы из жизни родителей, бабушек, и фантастические беседы о будущем. Общаясь с ребенком, мы показываем ему пример связной речи, учим его строить диалог, учим его быть внимательным к собеседнику, учим фантазировать и слушать! А умение слушать – залог хорошей учебы. Общение на тему жизненного опыта членов семьи сближает детей и родителей, подсказывает способы действий в тех или иных сложных ситуациях. Расскажите ребенку о том, как Вы пошли в школу, о случаях из своей школьной жизни, веселых и затруднительных, расскажите, как вы справлялись с трудностями, которые Вам иногда преподносила школьная жизнь. Этим Вы снизите страх будущего первоклассника перед школой, поможете стать более уверенным в себе, смелым, открытым для общения.
Ну, и самое главное. Старайтесь не показывать ребенку свою обеспокоенность по поводу его поступления в первый класс. Пусть все хлопоты, связанные с подготовкой к 1 сентября принесут Вам и Вашему будущему школьнику только положительные эмоции! Счастливого пути к знаниям!
Автор: Сапожникова Евгения Валерьевна, педагог-психолог МАДОУ «Детский сад «Теремок» п. Верхнее Дуброво Свердловской области
Автор фото: Воронова Оксана Даниловна
|