Наталья Владимировна Железняк. Рекомендации Психолога. Пирамида потребностей дошкольника. (по А. Маслоу)

Рекомендации Психолога. Пирамида потребностей дошкольника. (по А. Маслоу)Дошкольное детство – возраст наиболее стремительного физического и психического развития ребёнка, первоначального формирования качеств, необходимых человеку в течение последующей жизни, свойств, которые в дальнейшем составляют его индивидуальность. Посмотрим на дошкольное детство, уважаемые родители,  через призму потребностей, мотивов, направленности, для чего обратимся к пирамиде потребностей А.Маслоу.
Все потребности человека организованы в иерархическую систему: физиологические, потребности безопасности и защиты, принадлежности и любви, самоуважения, самоактуализации или личного самоусовершенствования. Главная мысль в том, что потребности, расположенные внизу, должны быть более или менее удовлетворены до того, как человек может осознать наличие потребностей более высокого порядка. Физиологическая сторона потребностей (пища, вода, физическая активность) очень важна для дошкольного детства. Существует особенность дошкольного детства – взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно-психического развития детей. Полноценно удовлетворяются физиологические потребности ребёнка, значит идёт нормальное его развитие. Конечно, в нашей современной жизни только мы, родители, выбираем для своего ребёнка здоровую пищу, чистую воду, мы ответственны  с вами за удовлетворения наиболее сильных и неотложных физиологических потребностей. На период дошкольного детства приходится несколько критических периодов – 1, 2, 3 года, 6-7 лет. Эти кризисы связаны с осознанием нового уровня притязаний и потребностей. Это приводит нас ко второй ступени в пирамиде потребностей Маслоу – безопасность и защита: организация стабильности, порядка, предсказуемости событий и свободе от таких угроз, как болезнь, страх, хаос.

Скачать конспект

Дошкольники испытывают тревогу, переходящую в аффекты, если стремительно меняется обстановка вокруг. Всем известны трудности адаптационных периодов у детей при переходе сначала в ДОУ, а потом в школу. Определённый гарант удовлетворения потребности в безопасности для ребёнка, уважаемые родители, наличие в окружающей обстановке, в первую очередь в семье, в ДОУ стабильности, порядка, реализуемых в режимных моментах. Автор пирамиды потребностей утверждал, что если дисциплина и режим отсутствуют в окружении ребёнка, то не чувствует себя защищённым от внешней среды ( не хочет оставаться в детском саду, просит забрать пораньше, не соглашается ехать у бабушке). Если родители воспитывают ребёнка, ничем его не ограничивая, всё разрешая, они не создают ему маяков стабильности, что в последующем приведёт к неопределённым последствиям. Родительские ссоры, случайные физические оскорбления, разлука, развод – факторы, нарушающие, необходимое для ребенка ощущение защиты и безопасности. Отсюда и возникает неуправляемость, импульсивность, гиперактивность, тревожность. 
Ещё один важный момент для родителей заключается в следующей ступени пирамиды потребностей – принадлежности и любви, потребности самоуважения и т. д. Наблюдения показывают, что эмоциональный комфорт ребёнка напрямую связан с потребностью ощущать любовь и принятием со стороны окружающих, и обязательно принятие со стороны сверстников. Уважаемые родители говорите детям о своей любви к ним и интересуйтесь как у него дела в группе, с кем играет, как общается. Чем старше ребёнок, тем для него значимее общественные отношения и это означает, что ребёнок осваивает уровень пирамиды – уважения и самоуважения. Дошколята стремятся к признанию и одобрению со стороны окружающих. Дайте им признание, одобряйте их поступки, результаты. 
Самооценка дошкольника, как правило, завышена. Такая оценка для маленького ребёнка естественна, закономерна и служит механизмом личностной защиты в тех случаях, когда кто-то негативно оценивает его личностные качества или сравнивает его поведение с кем-то. Ребёнку 3-5 лет необходима похвала, положительная оценка взрослого.
При обсуждении поведения ребёнка имеет смысл оценивать не его личность в целом (хороший, добрый), а конкретные действия и поступки. Никогда не сравнивайте своих детей с другими детьми и их достижениями. С возрастом развивается более адекватная оценка  ребёнком себя своих высказываний и т.д. При здоровых условиях (когда удовлетворению основных потребностей человека ничего не угрожает) рост приносит удовольствие и человек стремится стать настолько хорошим, насколько позволяют его способности, а это следующая, самая высшая, потребность пирамиды – самоактуализация, что означает «быть в мире с самим собой». Мы, уважаемые родители, должны привести наших детей к этой ступени пирамиды потребностей. Поэтому в процессе самопознания и самоактуализации очень важно поддерживать потребность в положительной самооценке, способствовать развитию веры в себя,  свои силы («Я могу»), самостоятельности («Я сам»). Необходимо развивать адекватную самооценку высказываний и поступков, определяющих успешность межличностного общения и поведения, а также оценку собственных возможностей и суждений. Период дошкольного детства признаётся как самоценный, один из важнейших этапов в развитии становлении личности и индивидуальности человека.
Роль, которую играет взрослый в процессе развития, адаптации и социализации дошкольника, трудно переоценить. Родитель, воспитатель должны обеспечить удовлетворение не только базисных потребностей ребёнка – физиологических, безопасности и защите, но и более высокого уровня – принадлежности, любви, уважения, а также создать условия для самоактуализации формирующейся личности сегодня и завтра.
Уважаемые родители, всё в ваших руках, именно вы можете сформировать, развить полноценную интересную, неординарную личность.
Железняк Н.В.
Коротаева Е.В. Царегородцева Е.А. Пирамида потребностей дошкольника по А. Маслоу.
Воспитатель № 102012
Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. Екатеринбург, 2005.

Просмотров: 629
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Шеина Людмила Ивановна. Организация системы работы в ДОУ по формированию потребностей детей дошкольного возраста в двигательной активности
  • Котова Ольга Александровна. Конспект занятия по формированию элементарных математических Потребностей в средней специальной группе №5 - «Три Медведя»
  • Шафикова Юлия Сергеевна. Ессе «Дошкольное детство очень важный этап в развитии ребёнка»
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.
  • Шааб Татьяна Владимировна. Уровень речевого развития ребёнка – один из важнейших показателей психологической готовности к обучению в школе
  • Сафронова Кристина Владимировна. Как развить память у ребёнка с задержкой психического развития?
  • Филиппова Эльмира Равилевна. Консультация для родителей - 'Роль воображения в развитии современной личности ребёнка'
  • Летуновская Светлана Валерьевна. Пирамида Маслоу как система формирования психоэмоционального благополучия дошкольника
  • Редактор. Обучение манерам - почему родители должны служить примером для детей
  • iehibkbyf. Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития ребёнка.
  • Абу Айда Ирина Геннадьевна. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА.
  • Елпашева Татьяна Николаевна. Семинар-практикум для родителей (законных представителей) детей раннего дошкольного возраста (1, 6-3 лет) «Использование кинетического песка в период адаптации ребёнка»
  • Вера Анатольевна Овчинникова. Развитие личности ребёнка в процессе ознакомления с природой
  • Сапко Виктория Александровна. Значение совместного творчества детей и родителей в развитии личности ребёнка.
  • Ткачук Надежда Константиновна. Роль театрализованной деятельности в развитии личности ребёнка
  • Дворянчикова Татьяна Алексеевна. Консультация для родителей «Как развить логическое мышление ребёнка в период самоизоляции?»
  • Жижакина Наталья Витальевна. Буклет для родителей 'Этапы психофизического развития ребёнка от рождения до года'
  • Шабардина Елена Геннадьевна. Роль и влияние общения в семье на развитие ребёнка
  • Атабаева Мадина Тимуровна. ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК. ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ НЕГО РОДИТЕЛИ?
  • Лимонова Марина Аркадьевна. Статья о адаптации родителей к школе. Гиперопека – когда родители все контролируют
  • Ларионова Ирина Александровна. Игры, развивающие нравственно-волевые качества личности ребёнка.
  • Лебединская Людмила Анатольевна. Консультация для родителей по физическому воспитанию «Роль утренней гимнастики в развитии ребёнка дошкольного возраста»
  • Кудрина Светлана Юрьевна. Влияние музыки на развитие личности ребёнка через экологическое воспитание
  • Бескоровайная Галина Ивановна. «Памятка для родителей о соблюдении правил безопасности, если ребёнок один дома»
  • Абуганипаева Айзанат Алиевна, Соавтор: Бердникова Наталья Григорьевна. Консультации для родителей «Здоровье ребёнка в наших руках!»
  • Ольга Ошева. Родительское собрание 'Что знают родители о своих правах и обязанностях?'
  • Лаврентьева Маргарита Владимировна. Роль семьи в воспитании ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в семье
  • Коковина Светлана Павловна. «Предметно — развивающая среда, как фактор формирования личности ребёнка»
  • Гришина Елена Валентиновна. Влияние семьи на развитие личности ребёнка.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь