|
Тест Гилфорда на изучение творческого мышления (модифицированный)Время проведения процедуры – около 40 минут. Тесты предназначены для возрастной группы от 5 до 15 лет. С детьми от 5 до 8 лет процедура проводится в индивидуальной форме. С возрастной группой от 9 до 15 лет работа с тестами проводится в групповой форме (возможно проведение и в индивидуальной форме). Исследуемые факторы:
Следует отметить, что субтест 3 (слова или выражение) имеет две модификации, одна модификация – слова – предназначена для детей от 5 до 8 лет, вторая модификация – выражение – предназначена для детей 9-15 лет. Субтест 1. Использование предметов (варианты употребления)Задача: Перечислить как можно больше необычных способов использования предмета. Инструкция для испытуемого: Газета используется для чтения. Ты же можешь придумать другие способы ее использования. Что из нее можно сделать? Как ее можно еще использовать? Инструкция зачитывается устно. Время выполнения субтеста – 3 мин. При индивидуальной форме проведения все ответы дословно записываются психологом. При групповой форме проведения ответы записывают сами испытуемые. Время засекается после прочтения инструкции. Оценивание:Результаты выполнения теста оцениваются в баллах. Имеются три показателя: 1) Беглость (беглость воспроизведения идей) – суммарное число ответов. За каждый ответ дается 1 балл, все баллы суммируются. Б = n, где Б – беглость, n – число уместных ответов. Следует обратить особое внимание на термин «уместные ответы». Нужно исключить из числа учитываемых те ответы, которые упоминались в инструкции, – очевидные способы использования газет: читать газету, узнавать новости и т.д. 2) Гибкость – число классов (категорий) ответов. Все ответы можно отнести к различным категориям. Например, ответы типа: «из газеты можно сделать шапку, корабль, игрушку» и т.д. относятся к одной категории – создание поделок и игрушек. Категории ответов
Следует приписать каждому ответу номер категории из вышеприведенного списка, затем, если несколько ответов будут относиться к одной и той же категории, то учитывать только первый ответ из этой категории, то есть учитывать каждую категорию только один раз. Затем следует подсчитать число использованных ребенком категорий. В принципе, число категорий может изменяться от 0 до 12 (если не будет дано ответов, отнесенных к новой категории, которой нет в списке). За ответы, не подходящие ни к одной из перечисленных категорий, добавляется по 3 балла за каждую новую категорию. Таких ответов может быть несколько. Но прежде чем присваивать новую категорию, следует очень внимательно соотнести ответ с приведенным выше списком. За одну категорию начисляется 3 балла. Г = 3 m, где Г – показатель гибкости, m – число использованных категорий. 3) Оригинальность – число необычных, оригинальных ответов. Ответ считается оригинальным, если он встречается 1 раз на выборке в 30-40 человек. Один оригинальный ответ – 5 баллов. Все баллы за оригинальные ответы суммируются. 0р = 5 k, где 0р – показатель оригинальности, k – число оригинальных ответов. Подсчет суммарного показателя по каждому субтесту следует проводить после процедуры стандартизации, то есть перевода сырых баллов в стандартные. В данном случае предлагается проводить суммирование баллов по различным факторам, отдавая себе отчет в том, что такая процедура не является достаточно корректной, а следовательно, суммарными баллами можно пользоваться только как приблизительными и оценочными. Т 1 = Б 1 + Г 1 + Ор 1 = n + 3 m + 5 k. Т 1 – суммарный показатель первого субтеста, Задача: Перечислить различные последствия гипотетической ситуации. Инструкция для испытуемого: Вообрази, что случится, если животные и птицы смогут разговаривать на человеческом языке. Время выполнения субтеста – 3 минуты. Оценивание:Результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах. Имеются два показателя. 1) Беглость (беглость воспроизведения идей) – общее число приведенных последствий. 1 ответ (1 следствие) – 1 балл. Б = n. 2) Оригинальность – число оригинальных ответов, число отдаленных следствий. Здесь оригинальным считается ответ, приведенный только один раз (на выборке 30-40 человек). 1 оригинальный ответ – 5 баллов. 0р = 5 k, где 0р – показатель оригинальности, k – число оригинальных ответов. Т 2 = n + 5 k. Т 2 – суммарный показатель второго субтеста. Как и в первом субтесте, следует обратить внимание на исключение неуместных (неадекватных) ответов, а именно: повторяющихся ответов и ответов, не имеющих отношения к поставленной задаче. Субтест 3а. СловаМодификация для детей 5-8 лет. Субтест проводится индивидуально. Задача: Придумать слова, которые начинаются или оканчиваются определенным слогом. Инструкция для испытуемого: 1 часть. Придумай слова, которые начинаются на слог «по», например «полка». На ответ дается 2 минуты. 2 часть. Придумай слова, которые оканчиваются слогом «ка», например «сумка». На ответ дается 2 минуты.>Время выполнения всего субтеста – 4 минуты. ОцениваниеРезультаты выполнения субтеста оцениваются в баллах. Имеются два показателя. 1) Беглость – общее число приведенных слов. 1 слово – 1 балл. Б = n, где Б – показатель беглости, n – общее число слов. Как и ранее, следует вычеркнуть повторяющиеся слова, а также не учитывать неадекватные слова. 2) Оригинальность – число оригинальных слов, приведенных один раз на выборку 30-40 человек. 1 оригинальное слово – 5 баллов. 0р = 5 k, где Ор – показатель оригинальности, k – число оригинальных слов. Т 3 = n + 5 k. Т 3 – суммарный показатель третьего cубтеста (для детей 5-8 лет). Субтест 3б. ВыражениеМодификация для детей 9–15 лет Задача: Придумать предложения, состоящие из четырех слов, каждое из которых начинается с указанной буквы. Инструкция для испытуемого: Придумай как можно больше предложений, состоящих из четырех слов. Каждое слово в предложении должно начинаться с указанной буквы. Вот эти буквы: В, М, С, К (испытуемым предъявляются напечатанные буквы). Пожалуйста, используй буквы только в таком порядке, не меняй их местами. Привожу пример предложения: «Веселый мальчик смотрит кинофильм». А теперь придумай как можно больше своих предложений с этими буквами. Время выполнения субтеста – 5 минут. ОцениваниеРезультаты выполнения субтеста оцениваются по трем показателям. 1) Беглость – число придуманных предложений (n). 1 предложение – 1 балл. Б = n. 2) Гибкость – число слов, используемых испытуемым. Каждое слово учитывается только один раз, то есть в каждом последующем предложении учитываются только те слова, которые не употреблялись испытуемым ранее или не повторяют слова в примере. Однокоренные слова, относящиеся к разным частям речи, считаются одинаковыми, например: «веселый, весело». 1 слово – 0,1 балла. Г = 0,1 m, где Г – показатель гибкости, m – число слов, используемых один раз. 3) Оригинальность Подсчитывается число оригинальных по смысловому содержанию предложений. Оригинальным считается предложение, которое встречается 1 раз на выборке в 30-40 человек. Одно оригинальное предложение – 5 баллов. Ор = 5 k, где Ор – показатель оригинальности, k – число оригинальных предложений. Т 3 = n + 0,1 m + 5 k. Т 3 – суммарный показатель третьего субтеста (для детей 9-15 лет). Субтест 4. Словесная ассоциацияЗадача: Привести как можно больше определений для общеупотребительных слов. Инструкция для испытуемого: Найди как можно больше определений для слова «книга». Например: красивая книга. Какая еще бывает книга? Время выполнения субтеста – 3 минуты. ОцениваниеРезультаты выполнения субтеста оцениваются в баллах по трем показателям. 1) Беглость – суммарное число приведенных определений (n). Одно определение – 1 балл. Б = n, где Б – показатель беглости. 2) Гибкость – число категорий ответов.Одна категория – 3 балла. Г = 3 m, где Г – показатель гибкости, m – число категорий ответов. Категории ответов
Все ответы, относящиеся к одной категории, учитываются только один раз. Максимальный балл – 12 x 3 = 36 баллов (в случае, если в ответах присутствуют все двенадцать категорий, что на практике встречается исключительно редко, а также отсутствуют ответы, которым присваивается новая категория). Как и в субтесте 1, ответам, не подходящим ни к какой категории, присваивается новая категория и, соответственно, добавляется по 3 балла за каждую новую категорию. В этом случае максимальный балл может увеличиться. Г = 3 m, где Г – показатель гибкости, m – число категорий. 3) Оригинальность – число оригинальных определений. Определение считается оригинальным, если оно приведено всего один раз на выборке в 30–40 человек. Одно оригинальное определение – 5 баллов. 0р = 5 k, где Ор – показатель оригинальности, к – число оригинальных определений. Т 4 = n + 3 m + 5 k. Т 4 – суммарный показатель четвертого субтеста. Субтест 5. Составление изображенийЗадача: Нарисовать заданные объекты, пользуясь определенным набором фигур. Инструкция для испытуемого: Нарисуй определенные объекты, пользуясь следующим набором фигур: круг, прямоугольник, треугольник, полукруг. Каждую фигуру можно использовать несколько раз, менять ее размеры и положение в пространстве, но нельзя добавлять другие фигуры или линии. В первом квадрате нарисуй лицо, во втором – дом, в третьем – клоуна, а в четвертом – то, что ты хочешь. Подпиши четвертый рисунок. Длина стороны квадрата – 8 см (для тестового бланка). Испытуемому предъявляется набор фигур и образец выполнения задания – лампа. Время выполнения всех рисунков – 8 минут. ОцениваниеОценивание производится по двум показателям. 1) Беглость – гибкость. В данном показателе учитываются: n 1 – число изображенных элементов (деталей); n 2 – число использованных категорий фигур (из 4 заданных), n 2 изменяется от 0 до 4. Одна деталь – 0,1 балла. Один класс фигур – 1 балл. n 3 – число ошибок (ошибкой считается использование в рисунке незаданной фигуры или линии). Одна ошибка – 0,1 балла. Б 4 i=1 = (0,1n 1i + n 2i – 0,1 n 3i ), где Б – беглость, i – номер рисунка (от 1 до 4). Баллы Б суммируются по четырем рисункам. 2) Оригинальность k 1 – число оригинальных элементов рисунка. Под оригинальным элементом понимается элемент необычной формы, необычное расположение элемента, необычное использование элемента, оригинальное расположение элементов друг относительно друга. Один оригинальный элемент – 3 балла. В одном рисунке может быть несколько оригинальных элементов. k 2 – оригинальность четвертого рисунка (по теме, по содержанию). Может встречаться один раз на выборку в 30-40 человек. k 2 может принимать значения 0 или 1. За оригинальный сюжет начисляется 5 баллов (это относится только к четвертому рисунку). Ор 4 i=1 = 5 k + k 1i, где Ор – оригинальность, i – номер рисунка (от 1 до 4). Т 5 = Б + 0р. Т 5 – суммарный показатель пятого субтеста, Задача: Превратить в различные изображения одинаковые фигуры (круги), приводимые в квадратах. Инструкция для испытуемого: Добавь любые детали или линии к основному изображению так, чтобы получились различные интересные рисунки. Рисовать можно как внутри, так и снаружи круга. Подпиши название к каждому рисунку. Тестовый бланк – это лист стандартной бумаги (формат А4), на котором изображено 20 квадратов с кругом посередине. Размеры квадрата 5 x 5 см, диаметр каждого круга – 1,5 см. Время выполнения задания – 10 минут. ОцениваниеПроводится по трем показателям: 1) Беглость – число адекватных задаче рисунков. Один рисунок – 1 балл. Б = n, где n – число рисунков (изменяется от 0 до 20). Исключаются рисунки, точно повторяющие друг друга (дубликаты), а также рисунки, в которых не использован стимульный материал – круг. 2) Гибкость – число изображенных классов (категорий) рисунков. Например, изображения различных лиц относятся к одной категории, изображения различных животных также составляют одну категорию. Одна категория – 3 балла. Г = 3m, где m – число категорий. Категории ответов
Если рисунок не соответствует ни одной категории, ему присваивается новая категория. 3) Оригинальность Оригинальным считается рисунок, сюжет которого использован один раз (на выборке в 30–40 человек). Один оригинальный рисунок – 5 баллов. Ор = 5 k, где Ор – показатель оригинальности, k – число оригинальных рисунков. T 6 = n + 3 m + 5 k. Т 6 – суммарный показатель шестого субтеста. При подсчете баллов по шестому субтесту следует учитывать все рисунки вне зависимости от качества изображения. О сюжете и теме надо судить не только по рисунку, но и обязательно принимать во внимание подпись. У маленьких детей, которые не умеют писать, после окончания работы необходимо спросить, что изображено на рисунках, и подписать названия к рисункам. В основном это относится к возрастной группе 5-7 лет. Субтест 7. Спрятанная формаЗадача: Найти различные фигуры, скрытые в сложном, малоструктурированном изображении. Инструкция для испытуемого: Найди как можно больше изображений на этом рисунке. Что нарисовано на этой картинке? Время выполнения субтеста – 3 минуты. Стимульный материал: всего четыре различных рисунка. Предъявлять следует только один рисунок. Остальные даны для того, чтобы можно было провести повторное тестирование в другое время. ОцениваниеРезультаты выполнения субтеста оцениваются в баллах по двум показателям: 1) Беглость – суммарное число ответов (n). Один ответ – 1 балл. Б = n. 2) Оригинальность – число оригинальных, редких ответов. В данном случае оригинальным будет считаться ответ, данный один раз на выборке в 30-40 человек. Один оригинальный ответ – 5 баллов. 0р = 5 k, где Ор – оригинальность, k – число оригинальных, редких ответов. T 7 = n + 5 k. Т 7 – суммарный показатель седьмого субтеста. Е.Е. Туник Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. Категория: ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ » Познавательные процессы Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|