Яценко Светлана Владимировна, Дубко Ольга Владимировна. Современные подходы к построению взаимодействия ДОО и семьи в условиях реализации ФГОС ДО

Современные подходы к построению взаимодействия ДОО и семьи в условиях реализации ФГОС ДО

Авторы:

  • Яценко Светлана Владимировна старший воспитатель
  • Дубко Ольга Владимировна воспитатель

МБДОУ д/с № 21 Тимашевский район Краснодарский край

«Воспитывать — не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а, прежде всего, самому жить по-человечески. Кто хочет исполнить свой долг относительно детей, тот должен начать воспитание с самого себя».

(А. Н. Острогорский)

Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов в вопросах положительной социализации и формирования коммуникативных компетенций у ребенка дошкольного возраста.

 

Скачать конспект

Об этом же говорят и современные специалисты, и ученые в области семьи (Т. А. Маркова, О.Л. Зверева, Е.П. Арнаутова, В.П. Дуброва, И.В. Лапицкая и др.). По их мнению, семейный институт — есть институт эмоциональных отношений. Пример родителей, их личные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи. Именно в семье ребенок получает опыт взаимодействия с другими людьми, учится понимать чувства, настроения других людей, проявлять сочувствие, внимание, заботу о своих близких.

Решая проблемы социально-коммуникативного развития дошкольников, в ДОО пересмотрели содержание и качество воспитательно-образовательного процесса. Это поставило педагогический коллектив перед необходимостью искать в лице семьи союзника, партнера для решения задачи приобщения дошкольников к социокультурным нормам и ценностям, принятых в обществе. (Пункты 1.4. 5, 1.4. 6. ФГОС ДО).

Целью работы ДОО было: позитивное усвоение социокультурных норм и ценностей детей дошкольного возраста через развитие социального партнерства ДОО и семьи.

Модель социального партнерства с родителями:

В настоящее время родители охотнее принимают участие в нетрадиционных формах взаимодействия (круглый стол, мастер-классы, родительские всеобучи, семинары- практикумы, игровые тренинги, проекты), которые располагают на активное участие самих родителей. Такие встречи активизируют их внимание, способствуют более легкому восприятию предлагаемого материала, побуждают к обмену собственным опытом семейного воспитания.

Родительские встречи в ДОО проводятся с использованием информационно-коммуникационных технологий (видеоотчеты, видеофрагменты режимных моментов, фрагменты образовательной деятельности). Родителям всегда интересно увидеть именно своего ребенка в той или иной деятельности, проанализировать результат его труда, особенности общения и пребывания в детском коллективе.

В рамках дискуссий «Воспитание ребенка начинается с себя», «Идеальный родитель: какой он?» обсуждаются различные педагогические ситуации, совместно разбираются в разных направлениях и методиках, выясняется, какой стиль воспитания не повредит ребенку, а, наоборот, будет способствовать гармоническому развитию его личности.

В дружественной атмосфере родительской гостиной «С чего начинается Родина?» семьи представляют имеющийся опыт в вопросах формирования у дошкольников начала гражданственности. Обсуждаются проблемы приобщения детей к родной культуре и воспитания нравственности.

Интересно проходят «Аукционы секретов воспитания», где лот — это проблема, возникающая в процессе воспитания ребенка. Задача взрослых — оценить ее актуальность в каждой конкретной семье, важна ли она или нет. Для этого в руках родителей оказались «плюсы» и «минусы» и каждый участник мог высказать свою точку зрения, вступить в беседу, обменяться собственным опытом.

Посредством родительских конференций в занимательной форме совместно моделируются и проигрываются жизненные ситуации по темам «Совместный труд с детьми дома», «Как воспитать ребенка-оптимиста», «Безопасное детство», «О воспитании инициативности и самостоятельности ребёнка в речевом общении с взрослыми и сверстниками». Родители признаются, такие мероприятия помогают семье находить ответы на интересующие вопросы в воспитании детей.

Результативным методом социального партнерства с родителями является использование проектной деятельности. В процессе совместной работы над проектом развиваются и детско-родительские отношения. Ребенок оказывается содержательно интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывая близким взрослым уже в знакомых ситуациях новое. Реальная жизнь ребенка и родителей наполняется богатым содержанием, которое представлено в виде альбомов, увлечений, традиций, коллажей и т.д. В ДОО разработаны и реализованы следующие проекты:

  • проект «Все мы разные» о людях с ОВЗ, направленный на формирование толерантного отношения к инвалидам, одной из задач которого пробудить в детях чувство сострадания, стремление помочь больным людям.
  • проект, посвященный Дню Победы «Пусть дети не знают войны», при проведении которого, удалось расширить у детей представления о Великой Отечественной войне и людях, одержавших победу на фронте и в тылу.
  • проект «Твори добро» о почитании традиций и воспитании уважения к старшему поколению.

Традиционным стало проведение ежегодной акции: «Подари книгу детям». Косвенная задача акции — организовать ее так, чтобы взрослые сами захотели помочь, принести игры и книги. Пусть не новая игра, но теперь, играя в нее с друзьями, ребенок может познакомить их с вариантами игры в семье. А любимая книга стала еще интереснее и звучит по – новому в кругу друзей.

Живой интерес и даже удивление родителей вызвала тематическая неделя «Мои желания», в завершении которой появилось «Дерево Желаний». Дети делились своими мечтами. С точки зрения взрослых, мечты детей в семье были материальны: новая кукла, машинка, робот. Каково же было восхищение родителей, когда они прочли желания своих детей: «Мечтаю о братике и сестричке», «Мечтаю, чтобы все жили вместе», «Мечтаю, чтобы родители не ссорились». Это заставило родителей взглянуть на свои отношения в семье с другой стороны, постараться укрепить их, больше внимания уделять детям.

Семейные газеты на темы: «Я и моя семья», «Наши достижения», «Коллаж интересов». Родители оформляют информацию о семье, о ребенке, его достижениях, увлечениях и т. д.

Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду, развиваются навыки общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, формируется социальный и эмоциональный интеллект. Все это — именно то, на что направлено социально-коммуникативное развитие.

Организация взаимодействия с семьей – работа, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.

Просмотров: 466
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Халюкова Ия Юрьевна. Консультация для родителей «Задачи и содержание музыкального воспитания детей в семье»
  • Рикунова Лариса Петровна. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ «КАК ВОСПИТЫВАТЬ РЕБЁНКА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ДОМА, В СЕМЬЕ».
  • Лаврентьева Маргарита Владимировна. Роль семьи в воспитании ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в семье
  • Аникина Светлана Александровна. Рабочая программа «Экологическое сотрудничество» по организации взаимодействия ДОУ и семьи в процессе экологического воспитания детей
  • Макурина Галина Ивановна. «Организация работы детского сада и семьи по реализации задач духовно — нравственного воспитания дошкольников. Проблемы и результативность сотрудничества»
  • Тищенко Татьяна Дмитриевна. Влияние семьи на развитие ребенка «Основные типы детско – родительских отношений»
  • Семенова Елена Васильевна. Родительское собрание с элементами тренинга для родителей «Поощрения и наказания ребенка в семье»
  • Калин Ольга. Консультация для родителей дошкольников: «Роль семьи в развитии ребенка»
  • Шагина Наталья Владимировна. Консультация для родителей «Лепка в свободное от занятий время в детском саду и в семье»
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье. Профилактика задержки речевого развития.
  • Просвирнина Алла Владимировна. Конспект совместной деятельности в рамках социального партнерства ДОУ с учреждениями социума в условиях реализации ФГОС ДО сюжетно-ролевая игра
  • Бабасиева Наргиз Аседуллаевна. КВН «Книга в кругу семьи» для детей старшего дошкольного возраста и их родителей
  • Зеленова Ирина Александровна. Круглый стол для детей и родителей «Что может быть семьи дороже?!»
  • Сидорова Наталья Витальевна. ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Корнева Татьяна Александровна. Развитие ребёнка в семье и важные моменты семейного воспитания
  • Шерстнева Светлана Викторовна. Конспект совместной деятельности в рамках социального партнерства ДОУ с учреждениями социума в условиях реализации ФГОС ДО «По страницам красной книги»
  • Гюльмалиева Елена Викторовна Кормилицина Екатерина Леонидовна. Круглый стол с родителями по теме: «Трудовое воспитание в семье». Тема: «Как привить ребенку трудолюбие?»
  • Редактор. Семья - это когда вместе - Совместная деятельность как основа воспитания в семье
  • Курсова Кристина Андреевна. Формы, методы и средства воспитания детей среднего дошкольного возраста в неполной семье
  • Кучерявец Ирина Валентиновна. Сценарий образовательной ситуации по разделу 'ребенок в семье и сообществе' для детей средней группы
  • Онишенко Елена. Консультация для родителей «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи»
  • Дорощенкова Галина Александровна. Взаимодействие детского сада и семьи в речевом развитии ребенка. (консультация для родителей).
  • Екатерина Киракосян. Работа с семьей в центре игровой поддержки ребенка как возможность укрепления взаимодействия в диаде ребенок раннего возраста-значимый взрослый в рамках подходов отечественной культурно-исторической психологии
  • Оксана Руденская. Роль «Недели семьи» в обеспечении социального партнерства дошкольного учреждения с родителями
  • Бунина Зоя Георгиевна. Консультация для педагогов и родителей «Конструктивные позиции родителей – важнейшее условие воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья»
  • Аргунова Полина Николаевна. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОО и семьи.
  • Гиль Светлана Александровна. Опрос для родителей - Роль семьи в формировании у детей интереса к людям разных профессий
  • Кузнецова Галина Ивановна. Детско-родительский проект «В каждой семье свои традиции»
  • Рыбачевская Ольга Евгеньевна, Сухачева Наталья Владимировна. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА
  • Потапова Евгения Сергеевна. Консультация для родителей на тему: Трудовое воспитание в семье.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь