Педагог-психолог: Бунакова А.Ю. Московская область, г.Озеры МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД № 15 «ЗОЛОТАЯ РЫБКА»
1. Мини-анкеты по теме «К 3 лет».
-Здравствуйте, уважаемые родители. Рада вас снова приветствовать на родительском собрании. Сегодня я побеседую с Вами о к 3 лет. Накануне Вы отвечали на вопросы мини-анкеты по теме 3 лет. Вот какие ответы Вы написали:
-Знакомо ли Вам понятие «К 3 л». Что это такое?
Частично, да, нет, сложные взаимоотношения с ребенком, переходный возраст, формируется характер, настаивает на своем, пытаясь доказать свою точку зрения, период, когда начинает формироваться личность, активное проявление капризов…
-Какие трудности Вы испытываете в общении с ребенком данного возраста?
Не испытываем, начинает кричать, требует к себе внимания, не слушается, показывает свое «я», упрямится, злится, когда делают не по его желанию, стал плаксивый, настырный, упертый, что-то приходиться повторять несколько раз, делает вид, что не ему говорят, ленится самостоятельно одеваться, убирать игрушки, повторяет все, что слышит, подвижен…
-Знаете ли Вы, как следует общаться с малышом в данный период?
Не всегда, да, нет, настойчиво, терпеливо, индивидуально, через игру…
2. ЧТО ЖЕ ТАКОЕ КРИЗИС 3 ЛЕТ?
КРИЗИС № ЛЕТ — это непродолжительный период с резкими психологическими изменениями, который обозначает переход на новую возрастную ступень.
НАЧАЛО КРИЗИСА в 2-2. 5 года бурно. Стремительно, незаметно до 3-4 лет.
- Ребенок неожиданно из очаровательного карапуза превращается в независимого человека.
- Ребенок сравнивает себя со взрослыми и хочет быть похожими на них.
- Ребенок хочет, чтобы с ним советовались и учитывали его мнение.
- Возрастают потребности ребенка, которые не соответствуют прежнему общению и образу жизни.
- Возникают противоречия между возможностями и желаниями ребенка.
- Появляются позитивные и негативные изменения в детском организме:
- повышается чувствительность мозга к воздействию окружающей среды
- повышается ранимость нервной системы
- повышается заболеваемость ребенка
Возрастает самостоятельность ребенка,
КРИЗИС ЗАВИСИТ ОТ:
- Индивидуальных особенностей малыша
- От стиля воспитания в семье (чем жестче родители, тем острее кризис)
- От состава семьи (полная или нет)
- Как прошла беременность у мамы
- Ходит ли в этот период ребенок в детский сад (ребенка лучше отдавать в ДОУ до 2 лет или около 4)
- Появления в семье брата или сестры и т.д.
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ
- Взрослые не успевают перестроиться и продолжают общаться с ребенком как с беспомощным маленьким существом, ограничивают его самостоятельность и активность.
- Это сложный период для малыша, его родных и сотрудников детского сада.
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ:
- Движущая сила развития.
- Очередной этап смены ведущей деятельности ребенка.
1. Негативизм. Например: мальчик сидит за столом и обедает. Он уронил ложку и слез со стула, чтобы поднять ее. Он уже наклонился и дотянулся до ложки, но тут мама говорит: «Подними ложку!» Мальчик тут же садится за стул и отвечает: «Не буду» (поступил против своего желания и наперекор взрослого по его просьбе). Что делать?
Взрослый не должен спешить с замечанием, а дать возможность ребенку самому справиться с возникшей ситуацией, оставить ребенка на время в покое или отвлечь от конкретной ситуации; применить просьбу «наоборот»: «Ты не поднимай ложку».
2. Упрямство. Например: ребенок проснулся. Мам просит встать его с постели. Ребенок в течение долгого времени не соглашается встать. Хотя ему давно надоело лежать в постели и хочется поиграть с игрушками, но говорит: «Сказал — не встану, значит, не встану!» Что делать?
Не вставать на позицию «кто-кого». Самое простое правило в этом случае – не запрещать, а объяснять (говорить ребенку правду).
3. Строптивость. Например: Мальчик не желает, чтобы бабушка помогала ему одеваться на прогулку. Кричит, когда она дотрагивается до него. Но он не может справиться с молнией на куртке и расстраивается, плачет и кричит. (Бабушка говорит: «Смотри, к нам пришел Мишка. Он хочет тебе помочь». Мальчик смотрит на Мишку, а бабушка «мишкиными лапами» застегивает молнию.) Что делать?
Не быть консервативными, проявить максимум фантазии, поменять привычный уклад не в ущерб никому; подыграйте ребенку.
4. Своеволие. Например: ребенок сам хочет нести тяжелую сумку из магазина. Что делать?
Самый лучший способ – компромисс: «Давай я понесу тяжелую сумку за эту ручку, а ты – за другую».
5. Обесценивание. Ребенок ссорится со всеми в доме, привязанности к вещам, игрушкам, к людям – обесцениваются. Ребенок употребляет бранные слова. Что делать?
Взрослым следует быть терпеливыми. Стараться не замечать внезапных изменений, своим примером показывать правильное и сдержанное поведение и постараться найти новые и интересные занятия для малыша.
6. Деспотизм. Например: Ребенок манипулирует взрослыми и говорит: «Нет, ты не пойдешь в гости, ты будешь со мной дома!». Что делать?
Объяснить ребенку, что у каждого члена семьи есть свои дела, обязанности и желания. Но и ребенку есть место: «мы с тобой поиграли в мозайку, а теперь мне надо приготовить папе ужин, ведь он придет с работы голодный. Ты будешь мне помогать, и папе будет приятно. Что мы вместе трудимся».
7. Ревность. Что делать?
Заранее готовить ребенка к рождению младшего, выделять время для общения только со старшим ребенком без присутствия маленького, показать детям, что родители их любят, каждый из детей им дорого и хорош по –своему.
НЕОБХОДИМО:
- Вооружиться терпением.
- Взрослым быть готовым меняться вслед за ребенком.
- Помнить, что именно в этот период ребенок заявляет о себе.
- Одобрять самостоятельные попытки ребенка достичь результата (для высокой самооценки и успеха).
- Принимать ребенка таким какой он есть, и любить его.
СЛЕДУЕТ ПОМНИТЬ:
- Чем доверительнее и спокойнее отношения ребенка с родителями и взрослыми, тем мягче будет проходить кризис
- Крики, раздражительность, авторитарность родителей (приказы и запреты) только усугубляют кризис.
- Важно вовремя заметить и понять, что надо менять свои отношения с ребенком (тогда кризис 3 лет может пройти гладко и безболезненно).
- Все трудности временны ( «приходят и уходят»).
Надеюсь, что наша встреча и эти памятки помогут всем участникам образовательного процесса легче пережить этот период.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
|